С 1 марта 2026 года все гражданские беспилотные летательные аппараты (БЛА) массой от 0,15 до 30 кг будут обязаны передавать данные о полетах в режиме реального времени через государственную систему «ЭРА-Глонасс», пишут Ведомости.
Соответствующие поправки в постановления правительства № 1701 и № 658 подготовил Минтранс России и скоро вынесет на общественное обсуждение. Документ направлен на создание единой технической и правовой основы для идентификации БЛА, что должно повысить прозрачность и безопасность беспилотной авиации, а также снизить административные барьеры в регионах.
Информация о местоположении, маршруте и параметрах полета будет передаваться с частотой один раз в секунду в надзорные органы, включая службы госучета, оперативные структуры и организации, участвующие в противодействии противоправному использованию дронов. Доступ к данным для государственных и муниципальных структур, а также образовательных учреждений, будет предоставлен бесплатно. Для коммерческих операторов и частных владельцев установлена фиксированная абонентская плата — 560 рублей в месяц.
По данным АО «Глонасс», в стоимость включены подключение, поддержка IT-инфраструктуры, каналы связи и передача данных. При среднем налете 60 часов в месяц это эквивалентно 9 рублям за летный час, что составляет менее 1% от себестоимости типовой коммерческой операции. Эксперты рынка, включая представителей «Школы дронов» и «Транспорт будущего», оценивают тариф как экономически обоснованный и минимально влияющий на бизнес-модели.
Техническая готовность подтверждена
ГК «Глонасс» заявила о полной готовности платформы к интеграции. В 16 регионах РФ уже завершены масштабные испытания с налетом свыше 500 000 км. Система сопряжена с ключевыми операторскими платформами — «Юпитер», «Небосвод», «Флай дрон» — а также с Системой предоставления планов полетов. Российские производители БЛА, включая «Геоскан», «Аврора-БАС», «Аэромакс» и «Транспорт будущего», уже начали серийную установку отечественных трекеров, совместимых с «ЭРА-Глонасс».
Тем не менее, на рынке сохраняются вызовы. Основная сложность — интеграция модулей идентификации с иностранными платформами, в первую очередь с DJI и Autel, которые доминируют на российском рынке. По словам экспертов, массогабаритные параметры и стоимость трекеров зачастую превышают характеристики самих легких учебных дронов, что делает оснащение экономически нецелесообразным.
Без идентификации — нет легализации
Отсутствие прозрачного механизма отслеживания БЛА остается ключевым фактором, ограничивающим развитие гражданской беспилотной авиации. По данным отраслевых игроков, до 70% коммерческих миссий в 2025 году были заблокированы из-за региональных запретов. Система идентификации призвана разделить легальные операции и нарушения, обеспечив доверие со стороны регуляторов и смежных отраслей.
Как отмечают представители Фонда НТИ и компании «Сеть свободного сотрудничества» внедрение цифрового «госномера» через «ЭРА-Глонасс» — это не просто техническое решение, а точка входа в нормализацию рынка. Только при наличии сквозной идентификации возможно масштабирование сценариев: от агроприменений и инспекции инфраструктуры до логистики и мониторинга ЧС.
Сроки и перспективы
Ожидается, что поправки будут утверждены до 1 декабря 2025 года. С 1 марта 2026 года использование неидентифицированных БЛА в классе воздушного пространства H (0–150 м) станет невозможным.
Ранее RUБЕЖ сообщал, что на 40,6% выросло число тендеров с начала 2025 года на покупку средств защиты от беспилотников в ЮФО
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© Qwen


