Игорь Шувалов предложил Президенту РФ учесть опыт Тверской области при обновлении транспортный системы страны.
В начале мая был завершен первый этап запуска новой транспортной модели в Твери – для обслуживания 85 маршрутов на линию вышли порядка 471 автобуса, из которых 110 – большой, 347 – средний и 14 – малый класс. Поставка профинансирована ВЭБ.РФ. Объем средств составил 3,03 млрд рублей. Договоры лизинга подписаны между Группой ВЭБ.РФ и ООО «Верхневолжское АТП». Использование автобусов большей вместимости позволило увеличить общую провозную способность на всех маршрутах города Твери почти на 2 тыс человек в час. Ранее 83% автобусов на маршрутах - малой и средней (ПАЗ) вместимости, не обеспечивали безопасные и качественные перевозки.
Модель была реализована по итогам конкурентных процедур, общей стоимостью почти 2 млрд рублей, проведенных в декабре 2019 года (тендеры на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам). Тверская агломерация стала пилотным регионом, здесь удалось достичь качественных показателей финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности системы городского общественного транспорта, сформировать принципиально новый качественный уровень транспортного обслуживания населения, создать оптимальную, актуальную для города маршрутную сеть и обновить парк транспортных средств.
«Заканчивается время «непрозрачных» автобусных междугородних и городских перевозок в нашей стране. Перевозки пассажиров - лишь бы как и лишь бы на чем и оплата проезда только наличными и только водителю – это уходящее прошлое, в котором 20 лет назад по другому не получалось. Но жизнь диктует новые условия. Цифровизация отрасли позволила максимально обеспечить открытость отрасли. И теперь главное - качество предоставляемой услуги по перевозке пассажира! Контроль, финансовая прозрачность, соблюдение требований к подвижному составу, соблюдение расписания и многое другое, что позволяет получить пассажиру комфортную и современную услугу. Ярчайшим примером стал реализованный проект в Тверской области, который просто необходимо внедрять на территориях всех регионов страны».
Фундаментальное отличие в парадигме взаимоотношений организаций - наличие регулятора пассажирских перевозок, отслеживающего качество выполнения услуг, порядок содержания транспорта и квалификацию водителей, осуществляющих перевозку пассажиров в Твери. Роль регулятора выполняет Министерство транспорта Тверской области. Заказчиком является государственное казённое учреждение «Организатор перевозок Тверской области». Стоит отметить, что транспортное обслуживание на территории города Твери и Калининского района в разные периоды регулировалось и администрацией города Твери, и Министерством транспорта Тверской области. Отсутствовала единая позиция регуляторов, что привело к изменениям в законодательстве и деградации муниципального транспорта, стихийному формированию городской транспортной системы. Сейчас система приведена в порядок», - комментирует Борис Лоран, Президент Ассоциации «Единая Транспортная Система «Автобусные Линии Страны».
Благодаря запуску новой модели удалось создать порядка 2000 новых рабочих мест с «белой» достойной зарплатой для водителей, в среднем 45 тыс рублей в месяц. Также есть социальный пакет, возможность обучения или переобучения за счёт предприятия с дальнейшим трудоустройством.
Одно из главных достижений новой транспортной модели – это пополнение бюджета региона: все доходы от перевозок пассажиров поступают в областной бюджет, например, только отчисления от заработной платы составляют порядка 100 млн в год. Новая модель позволила уйти от «серого» рынка перевозок, объем которого не могли оценить даже сами коммерческие перевозчики в старой модели.
Переход на контрактную систему позволил создать новый стандарт качества и существенно повысить уровень безопасности перевозок. Так, по данным Управления ГИБДД УМВД России по Тверской области в период с начала 2019 года по середину мая 2019 года произошло 35 ДТП с участием общественного транспорта, в которых получили травмы 45 человек. В этот же период 2020 года произошло 27 ДТП, в которых получили травмы 28 человек. Таким образом, количество ДТП снизилось на 23%, а количество пассажиров, получивших травмы, – на 38%.
Транспортная реформа ввела прозрачную тарифную политику, которая включает действие всех городских льгот и разнообразное тарифное меню. Одним из главных нововведений становятся единые регулируемые тарифы, предельный тариф на поездки в общественном транспорте, начал действовать с начала 2020 года и составил 29 рублей за одну поездку. Предельный тариф на пассажирские перевозки в Калининском районе составил 3,1 рубля за километр при оплате наличными и 3,0 рубля – по безналичному расчёту. На 25 пригородных маршрутах установлены уникальные тарифы в диапазоне от 2,3 до 2,9 рублей за 1 километр.
Также введена единая транспортная карта и обеспечен льготный проезд на всех маршрутах. Ранее городские службы фиксировали большое число жалоб от граждан льготных категорий: водители проезжали мимо, грубили и зачастую заставляли пассажиров льготных категорий оплачивать проезд. Для понимания: в области порядка 350 тыс жителей имеют право на льготный проезд, и только 50 тыс из них удавалось проехать по льготному тарифу до запуска новой модели.
В завершении стоит отметить инновационность ряда решений, реализованных в Твери. Новая модель предусматривает самые современные способы оплаты проезда, которые стали особенно востребованными и приобрели особенную актуальность во время пандемии: бесконтактная банковская карта МИР/ МasterCard/Visa, транспортная карта «Волга», социальная карта жителя Тверской области, школьная транспортная карта, оплата с помощью мобильного приложения «Волга».
Запуск новой транспортной модели кардинально изменил жизнь и облик города. Весь общественный транспорт Твери и Калининского района оформлен по единому стандарту, который был выбран жителями области в ходе голосования. Синий цвет автобусов и изображение на них одного из главных символов города – Староволжского моста - освежает улицы города.
Опыт Твери может быть легко применен в любом регионе страны. Далее новую транспортную модель уже планируется внедрять в крупных муниципальных образованиях Тверской области. С учетом полученного опыта в ходе запуска первого этапа модели в настоящее время уже проводятся исследования текущей маршрутной сети и пассажиропотоков на муниципальных и межмуниципальных маршрутах, обеспечивающих транспортное обслуживание городов Кимры и Ржев, Кимрского и Ржевского районов, и, исходя из возможностей областного бюджета, на 2021 год запланировано обновление общественного транспорта в этих городах. Новая модель также учла развитие электротранспорта, инфраструктура которого на сегодняшний день находится в плачевном состоянии. К 2023 году планируется закончить все работы по модернизации трамвайных путей и начать трамвайное движение в городе Твери.
В дальнейшем вся Тверская область будет обеспечена современным и безопасным транспортом, и жители Тверской области получат цивилизованный транспорт: новые автобусы, четкое расписание, разнообразное тарифное меню, удобные системы оплаты проезда, льготный проезд и многое другое.