/ /

В Госдуме состоялось заседание Общественного совета АНО «Общественный форум «Безопасность на транспорте»

В Госдуме состоялось заседание Общественного совета АНО «Общественный форум «Безопасность на транспорте»

24 декабря 2018, 14:03    8010

14 декабря в Госдуме состоялось заседание Общественного совета АНО «Общественный форум «Безопасность на транспорте». В нем приняли участие представители региональных органов законодательной и исполнительной власти, некоммерческих организаций и транспортных компаний, а также приглашенные представители федеральных органов власти.

Темами для обсуждения стали вопросы обеспечения комплексной безопасности на транспорте и реализация требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности, в том числе на примере опыта субъектов России.

Также в рамках заседания прошла презентация результатов работы АНО «Общественный форум «Безопасность на транспорте» и планах деятельности на 2019 год, подведены итоги работы с Резолюцией VIII Международного форума «Безопасность на транспорте».

Во вступительном слове Анатолий Выборный, зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, председатель Общественного совета АНО «Общественный форум «Безопасность на транспорте», отметил, что форум стал одним из ключевых событий для транспортного комплекса России в уходящем году. В нем приняли участие более 500 человек, прошло 22 различных мероприятия, включая 18 тематических сессий, выезды на объекты транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, а также открытое заседание Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

На сегодняшний день завершен этап работы над Общественной резолюцией Форума «Безопасность на транспорте». Документ был направлен в октябре в профильные федеральные министерства и ведомства для изучения и оценки обратной связи от общества. В Резолюцию вошли 259 предложений от 75 инициаторов от органов власти, бизнеса, науки, образования и некоммерческих организаций. В основном они касались обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов. При этом особое внимание инициаторы уделяли внимание снижению административной нагрузки в сфере категорирования транспортной инфраструктуры. Итоговый документ поддержали 85 регионов Российской Федерации.

Резолюция не только указывает на актуальные проблемы, но и предлагает конкретные решения для снятия остроты вопроса. Отдельный раздел итогового документа посвящен вопросам обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. В этой части предлагается обратить пристальное внимание на процедуру лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а также рекомендуются пути повышения транспортной дисциплины участников дорожного движения. Отдельно в документе прописана необходимость сокращения травматизма на железнодорожном транспорте и повышения безопасности на железнодорожных переездах.

Одной из тем, поднятых на форуме, была совершенствование законодательной базы в области ТБ. Данной проблеме был посвящен доклад Михаила Рябова, заместителя начальника управления транспортной безопасности Росжелдора.

- Основным локомотивом совершенствования законодательной базы является мониторинг правоприменения, а также предложения субъектов транспортной инфраструктуры, - отметил Михаил Рябов. - Для решения данных вопросов ведется обзор и правоприменительной практики, вносятся изменения в действующие нормативно-правовые акты. Например, в проведение процедуры оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры были внесены изменения Приказом №84 Минтранса РФ. Теперь перевозчики смогут ее проводить самостоятельно. Также в части реализации ФЗ-№35 «О борьбе с терроризмом» ряд поправок проходит согласование у исполнительных органов власти. Мы получили ряд замечаний от Росгвардии. Сейчас законодательством РФ установлен достаточно жесткий срок реализации плана обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Он должен быть реализован в течение 2 лет. Но у самых крупных субъектов транспортной инфраструктуры, в том числе у РЖД, сроки реализации зависят от финансовых средств, выделенных организацией.

Кроме того, в Минюсте зарегистрирован Приказ №155 Минтранса. Положениями документа вносятся изменения в Порядок проведения оценки уязвимости, в части изменения сроков проведения и дополнительной оценки уязвимостей, что актуально в связи утверждениями сроков с последними требованиями обеспечения безопасности в авиационной отрасли с 1 до 3 месяцев.

Госструктурами была сделана попытка гармонизации требований в части мероприятий субъектов транспортной инфраструктуры, которые находятся на территории закрытых административных округов и охраняются подразделениями Росгвардии. Была проведена работа и с Росатомом в этом плане для физической защиты объектов. Значительно упрощена аккредитация юридических лиц на проведение уязвимостей. Были исключены  требования на наличие специально подготовленного и обученного персонала для проведения процедуры.

- Еще одно из изменений законодательства касается расширения полномочий  подразделений транспортной безопасности, - пояснил Михаил Рябов. – Сотрудники получили право на задержание нарушителей. Это была инициатива Московского метрополитена, правительства столицы. Минтранс РФ подготовил соответствующий законопроект о правилах приобретения, хранения подразделениями ТБ гражданского оружия. Кроме того, большой блок вопросов подготовлен  к разработке законопроекта об обеспечении защиты уязвимых объектов транспортной инфраструктуры. Поправки устранят пробел в части наличия требований к не категорированным транспортным средствам.

Новые требования правительства по риск-ориентированному подходу в планировании проверок субъектов транспортной инфраструктуры – это первый нормативный уровень снижения нагрузок на транспортный бизнес. Об этом заявил советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток.

- В настоящий момент идет реформирование всех органов, занимающихся контрольно-надзорной деятельностью в стране, - рассказал представитель Ространснадзора. - Определены 8 направлений, одобренных правительством РФ. Одно из них – риск-ориентированный подход к проведению проверок. В зависимости от риска мы планируем проведения надзорных мероприятий. Раньше план проверок утверждала Генпрокуратура и была цель – выполнить этот план. Сейчас изменились целевые показатели. В частности, для Ространснадзора введены три показателя: снижение числа погибших, пострадавших и снижение материального ущерба на транспорте. За 5 лет поставлена задача снизить количество погибших и пострадавших в два раза, а материальный ущерб – на 30%. При этом наше ведомство уменьшает проверки юридических лиц, и увеличивает число проверок транспортных средств. Именно такой механизм предлагает законодательство. Наш единственный инструмент добиться целей, поставленных государством, Административный кодекс, которым предусмотрен в качестве мер воздействия на нарушителей - штрафы, приостановка через суд деятельности предприятия. Еще одно из направлений совместно с законодателями – снижение количества обязательных требований и их актуализация. А также развитие комплексной профилактики нарушений требований. Это публичное обсуждение правоприменительной практики в территориальных подразделениях.

Также Владимир Черток сообщил, что в настоящий момент создается единая база со всеми нарушениями, в которой будут отражены все проблемы предприятий.

- Мы идем по пути международной практики, которая называется «Восемь критических элементов»: законодательство, положения, нормативные инструкции, полномочия различных органов власти, подготовка персонала, аттестация и сертификация технических средств, система госконтроля и надзора, система мероприятий по государственной корректировке, - заявил Владимир Черток. - Несмотря на все проблемы, Россия на международном уровне является передовым государством по обеспечению безопасности населения на транспорте. За опытом к нам обращаются на различных площадках. Не так давно международная организация по гражданской авиации, в которую входит 190 государств, проводило симпозиум по авиационной безопасности. После него была конференция с участием министров, в чьем ведении находятся вопросы транспортной безопасности. Россия представила свою экспозицию, которая вызвала огромный интерес. Я считаю - мы недостаточно показываем свой позитив, наши достижения. У наших зарубежных коллег есть большой запрос к участию в наших конференциях, других государств. Не так давно при содействии ОНН принят План по глобальной авиационной безопасности по защите от внешних угроз. Россия также участвует в его разработке. Мы разработали в составе Северо-Атлантического региона региональную дорожную карту по исполнению Плана. В дорожной карте один из основных элементов – культура безопасности. 2018 год был объявлен годом культуры безопасности. Он чрезвычайно важен и пронизывает все направления данной сферы.

После представителей органов власти выступили представители предприятий транспортной инфраструктуры. Большинство сообщений касалось законодательных пробелов, с которыми приходится сталкиваться в своей деятельности.

Алексей Хладных, начальник отдела транспортной безопасности Петербургского метрополитена, рассказал, что метрополитен разбит на 147 категорийных объектов. Для каждого нужно создать документальную базу, обеспечить транспортную безопасность. В то же время метрополитен – единый организм, который нельзя разбить на отдельные составляющие.

- Мы регулярно с Росжелдором обсуждаем нормативно-правовое регулирование, сказал Алексей Хладных. - На проведение дополнительного досмотра пассажиров мы должны составлять акт в 2 экземплярах. Через малозагруженную станцию проходит в час 1200 человек. По нормативу мы должны осмотреть не менее 70% пассажиров. Естественно, на практике трудно осуществимо. После трагедии, произошедшей в прошлом году в метро Санкт-Петербурга, было принято решение после каждого случая обнаружения постороннего предмета закрывать станцию до появления сотрудников уполномоченных органов для первичного обследования. После этого наши службы безопасности вместе с полицейскими осматривают подозрительный предмет и принимают решение о вызове взрывотехников-специалистов. Однако  на весь Санкт-Петербург существует 2 группы Росгвардии взрывотехников. Их время прибытия в среднем час. Мы вынуждены на это время перекрывать движение, организовывать подвоз пассажиров наземным транспортом. На совместных встречах с ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Росгвардии выяснилось, что специалисты по обнаружению взрывчатых веществ есть только в Росгвардии. Тогда было найдено другое решение этой проблемы. Был заключен договор с частной охранной организацией, где работают взрывотехники, имеющие лицензию. Мы привлекли организацию в качестве пилотного проекта. Одним из условий договора было - прибытие на место ЧП за 15 минут. Только за ноябрь сотрудники предприятия осуществили 29 выездов, в норматив они уложились. Но полиция нам запретила использование услуг частной структуры, объяснив это тем, что обнаружение любого взрывоопасного предмета несет в себе потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей. На мой взгляд, без внесения изменений в федеральное агентство, мы регламент взаимодействия с полицией выработать и изменить не сможем.

О региональном опыте применения законодательства о транспортной безопасности рассказал Роман Новиков, начальник транспортной безопасности и госнадзора Минтранса Краснодарского края.

- На территории края расположено самое большое число объектов транспортной инфраструктуры в России, - отметил в своем выступлении Роман Новиков - Выполнение требований с обеспечением транспортной безопасности сопряжено с рядом трудностей. В частности, необходимы значительные финансовые затраты. Для примера – на выполнение требований на 209 дорожных объектах 1-3 категорий из бюджета края нужно выделить порядка 7 млрд. рублей. Для сравнения - на содержание всей дорожной сети края выделяется 3 млрд. рублей. Администрация региона выработала концепцию реализации проекта. Реализовать финансово в те сроки, которым предусмотрено законодательством, практически невозможно. Делали предпроектное обследование объектов – нужно проводить реконструкцию часть объектов, соответственно сроки на выполнение всех требований, указанных законодательством, увеличиваются на два года.

Также Роман Новиков пояснил, что необходимо в более сжатые сроки принимать решение об изменениях в законодательной базе. Поскольку часто предприниматели видят, что существует правовой пробел и не спешат исполнять требования.

Михаил Рябов отметил, что после того, как правительство часть полномочий по обеспечению ТБ передало регионам, в Росжелдор получил шквал писем. Выяснилось, что на местах нет подготовленных людей, нет возможности круглосуточной поддержки у муниципалитетов.

- В предыдущие годы были предложения привлечь к работе субъекты федерации, разъяснил представитель Росжелдора. - По моему мнению, на местах не готовы реализовывать госполитику в этом направлении. Между тем на федеральные органы без расширения штатного расписания возлагают все больше и больше обязанностей.

Также во время заседания Общественного совета была затронута тема законодательного регулирования такси. В частности, до сих пор отсутствует законодательное определение цифрового такси. Нужны технологические меры  в плане госуправления. В настоящий момент госрегулирование данного рынка услуг идет за счет бюджетов субъектов федерации.

С 2011 года введено административное регулирование деятельности такси. С тех пор было выдано свыше 1,2 млн. разрешений на деятельность такси по всей России. Сейчас, действующих разрешений насчитывается 478 тысяч. Две трети рынка – это нелегальный извоз. Только в Москве агрегаторы передают заказ и требуют разрешение на данный вид деятельности от своего подрядчика. Что касается регионов, то 8 из 10 водителей, приезжающих на вызов, занимаются этим нелегально.

Еще одна проблема - законодательством не определены стандарты ведения реестров. В настоящий момент есть 85 действующих региональных реестров на перевозку. В 7 субъектах федерации реестры ведутся не в машиночитаемых форматах pdf, а в 2 субъектах в реестрах отсутствует номерной знак транспортного средства.  

Актуален запрос на единый федеральный реестр. В этом заинтересованы все: контролирующие органы, органы госвласти, агрегаторы, страховые компании. Полномочия по региональному государственному контролю обладает только субъект федерации. Поэтому нужно ввести новые полномочия для федеральной власти, что представляется затруднительным, поскольку связано с лишними расходами в бюджете.

Общественный институт развития такси МЕФТ разработал публичную автоматизированную систему такси. Она объединяет все 86 региональных реестров, поэтому по запросу можно получить информацию о каждом транспортном средстве, зарегистрированном в системе, и получившем разрешение на данный вид автоперевозок.

Свежее

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.7328 s
queries: 266 (0.3916 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.