/ /

Проблемы декларирования по ТР ЕАЭС 043-2017

Проблемы декларирования по ТР ЕАЭС 043-2017

16 ноября 2023, 08:41    1292

Геннадий Бахмутский

Геннадий Бахмутский

Коммерческий директор ГК «Пожтехника»

Виды контроля, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 936, регулирующие установленный алгоритм регистрационной процедуры, приостановления, возобновления и полного аннулирования деклараций и сертификатов о соответствии, в настоящее время работают неэффективно. Недобросовестные заявители для подтверждения соответствия продукции нормативам ТР ЕАЭС 043/2017 стали заявлять ложные сведения об изготовителях противопожарной продукции и проводить испытания в неаккредитованных лабораториях.

Подтверждение соответствия по  ТР ЕАЭС 043/2017 предусматривает как сертификацию, так и декларирование. Заявителем в обоих случаях является производитель (или его официальный представитель) либо продавец продукции. И сертификация, и декларирование продукции на предмет соответствия условиям ТР ЕАЭС 043/2017официальное и обязательное уведомление производителя или его представителя (импортера, поставщика) для всех заинтересованных лиц. Без этого документального уведомления невозможен любой оборот как импортной продукции, так и произведенной в одной из стран-участниц Евразийского экономического союза. Данное положение закреплено решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 170 от 08.10.2019 года.

Правила и схемы декларирования

При этом декларирование – более простая процедура легализации средств пожарной безопасности. Общие принципы и алгоритмы совпадают с сертификацией, но декларирование требует меньших денежных и временных затрат. Подтверждение соответствия в форме декларирования привлекательно и тем, что в большинстве случаев безопасность и соответствие продукции подтверждаются только после проведения исследований в испытательном центре, который имеет аттестат аккредитации, выданный ФСА. В этом случае статус производителя или импортера подтверждается официальным положительным заключением лаборатории и означает, что продукция имеет повышенные требования безопасности. 

ТР ЕАЭС 043/2017 допускает использование следующих схем декларирования:

  • для серийно производящейся продукции;
  • для оформления декларации на конкретную партию продукции;
  • для серийной продукции, но при наличии в организации-заявителе внедренной и сертифицированной СМК (система менеджмента качества, ISO 9001).

 
Любая из этих схем требует наличия протокола испытаний продукции от имени аккредитованной ФСА лаборатории. А для серийной и сертифицированной СМК – еще и акта анализа производства.

Ввиду того, что декларация о соответствии (ДС) на партию продукции обоснованно не вызывает доверия у заказчика, некоторые компании стремятся зарегистрировать ДС на серийный выпуск продукции по схеме декларирования, не имея на то законных оснований.

Попытки обойти контроль

Государство внимательно относится к проверке оборудования, продуктов и материалов отрасли пожарной безопасности. Согласно требованиями ТР ЕАЭС 043/2017, только Росаккредитация имеет право выдавать аккредитацию испытательным лабораториям и органам сертификации. Поэтому лаборатории, не имеющие госаккредитации, не могут выдавать протоколы испытания, например, на газовые огнетушащие вещества (ГОТВ). Это грубейшее нарушение законодательства.

Но мы фиксируем случаи, когда компании подменяют документы госорганов, которые аккредитованы в России и странах Таможенного союза. Проблема актуальна не только для ГОТВ, но и для других продуктов, которые сертифицируют по ТР ЕАЭС 043/2017.

Недавно мы столкнулись с проблемой: специалисты, заполняющие декларации, часто даже не знают, где производится продукция. Мы проверили несколько компаний, у которых была указана таможенная декларация на ввоз продуктов. Вот два самых одиозных примера недобросовестности представителей рынка пожарной безопасности, которые делают Декларацию о соответствии незаконно зарегистрированной:

  • в качестве адреса завода-изготовителя заявитель указывает деловой квартал (бизнес-центр);
  • таможенная декларация оформлена на другое юридическое лицо.

Так мы выявили, что сейчас система позволяет принять информацию и признать ее достоверной, если просто введено нужное количество цифр. То есть в программном обеспечении – дыра, потому что можно написать любые цифры, зная только правила формирования кода. Проверкой достоверности информации в документах никто не занимается.

 Таким образом нивелируется ценность декларации, ведь получается, что не имеет значения, кто ввозит продукцию. Эту ситуацию надо менять.

По закону декларирование соответствия средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, выпускаемых серийно, осуществляется изготовителем (или его уполномоченным лицом). Это значит, что уполномоченный на территории Таможенного союза от лица изготовителя оформляет все необходимые документы для реализации продукции на территории союза. Поэтому договор уполномоченного лица должен наделять его  правом:

  • совершать действия по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям технических регламентов союза от имени изготовителя;
  • совершать действия по регистрации или отзыву декларации о соответствии;
  • подавать жалобу на ввоз и таможенное оформление образцов продукции и так далее.

Все это следует предусмотреть в договоре исходя из конкретной ситуации. На практике у заявителей такие договоры отсутствуют.

Необходима верификация деклараций

Мы обратились на сайт Росаккредитации, где заполняются декларации, за разъяснением: можно ли отменить, заблокировать или приостановить действие декларации? Регулятор ответил, что в настоящее время это сделать нельзя.

Таким образом, можно констатировать, что автоматизированные структурные, форматно-логические и иные виды контроля, предусмотренные Правилами регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии (постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 г. № 936), в настоящее время работают неэффективно.

Это не позволяет Росаккредитации своевременно выявлять декларации о соответствии, оформляемые с нарушением установленных правил и требований. Кроме того, Постановлением Правительства № 336 от 10.03.2022 г. введено очередное ограничение по проведению плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов предпринимательства, что не позволяет осуществлять государственный пожарный надзор за выполнением требований ТР ЕАЭС 043/2017 в необходимом объеме.

Выход – инициировать работу по контролю достоверности деклараций самостоятельно. Это могут быть обращения от нескольких участников рынка, чтобы исключить вариант конкурентной борьбы между производителями.

Возможно, проблему решит создание коммерческой экспертной организации, которая будет по запросу представителей отрасли анализировать достоверность информации и принимать решение о блокировке декларации. Все участники рынка должны обсудить, как организовать процесс верификации.

А пока ситуация такова, что потенциальным приобретателям и потребителям средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в настоящее время следует быть особенно внимательными при покупке или использовании продукции, соответствие которой требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 подтверждено декларацией о соответствии.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.7192 s
queries: 227 (0.1548 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.