/ /

Сергей Игонин. «Особенности эффективности контрольно-надзорной деятельности в области транспортной безопасности. Пути повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности»

Сергей Игонин. «Особенности эффективности контрольно-надзорной деятельности в области транспортной безопасности. Пути повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности»

27 ноября 2020, 10:05    1394

12 ноября 2020 года в рамках мероприятий «Транспортная неделя-2020» прошла научно-практическая конференция «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика».

Мероприятие состоялось при поддержке Министерства транспорта России и Госдумы РФ. Организаторами конференции стали Ассоциация «Транспортная безопасность», Агентство по развитию транспорта и безопасности.

Информационно-аналитический журнал RUБЕЖ стал информационным партнером конференции.
Эксперты в сфере транспортной безопасности представили доклады по актуальным вопросам отрасли.

Доклад Сергея Игонина, начальника Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, «Особенности эффективности контрольно-надзорной деятельности в области транспортной безопасности. Пути повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности».

В настоящее время все мы пользуемся в своей деятельности Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц»,  31 июля Президент подписал новый Закон № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Закон вступает в силу с 01 июля 2021 года. До 01 июля мы продолжаем осуществлять нашу надзорную деятельность по ФЗ № 294, согласно ему же, строится и планирование проверок в последующий год, и проведение внеплановых проверок.

Однако уже с 01 июля 2021 года мы приступим к нашей деятельности по новому ФЗ № 248

К этому времени мы разработаем новые правовые акты. Кроме того, отдельно от нормативных актов будет разработано Положение о контроле (надзоре) в сфере транспортной безопасности и иные нормативные документы, о которых вы будете проинформированы силами СМИ, а также на нашем сайте: www.gosnadzor.ru


Хочу кратко пройтись по основным моментам, которые будут отражаться на нашей деятельности. На что хотелось бы обратить внимание. Да, Закон приняли, НО!

Закон содержит в себе ст.2. Она называется «Сфера применения настоящего ФЗ». В п. 5 этого Закона обозначено, на что не распространяется действие этого закона

5. Контроль над соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

С одной стороны, мы попадаем в эту норму, а с другой – вроде бы, и не попадаем. Мы проконсультировались с Генеральной прокуратурой, с Министерством транспорта и с Министерством экономического развития. Определённых значений нам не дают.

В итоге мы пришли к тому, что пока распространяется. Потому что транспортная безопасность – это не только защищённость от террористических актов, но и защищённость от иных актов: это и диверсии и криминалистические, и хулиганские, и иные действия.

В Совете Безопасности также рассматривался о вынесении решения по нашему надзорному органу, попадаем ли мы под этот Закон или же его исключат.

На сегодняшний день мы работаем, согласно ФЗ-248.

Перейдем к следующему. Закон отдельно выделяет ст. 8 «Стимулирование добросовестности». Надзору дано право материально стимулировать субъекты.

Сюда же относятся и поощрения наиболее добросовестных субъектов. К ним может относиться и определённый пиар в СМИ на федеральном, а быть может, даже и региональном уровне.

Я думаю, что это хорошая мера, которая действительно будет стимулировать деятельность субъектов.

Ст. 15 «Предмет государственного контроля (надзора)».

В настоящее время предметом государственного контроля в России является субъекты. Деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).

В рамках нового законодательства мы расширили круг объектов надзора.

Добавились: Подразделение транспортной безопасности, учебные центры, специализированные организации, органы аттестации и аттестующие организации.

Соответственно, этим юридическим лицам так же будут присвоены категории рисков. Критерии мы сейчас для них разрабатываем. Соответственно, на основе этих критериев будут проводиться плановые и внеплановым проверки.

Стоит это учесть и начать приводить в порядок свою деятельность. Для этого будут разработаны соответствующие проверочные листы. Вся эта информация будет размещена на наших сайтах, чтобы вы могли подготовиться к этим проверкам.

Законом определяются ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Согласно ст. 17 ФЗ, к ним относятся:

1.Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - единый реестр видов контроля).

Это общий реестр, где перечислены все виды надзора, и какая власть этим надзором занимается. Соответственно, если орган не занесён в этот реестр, то ведение контроля будет не законным.

2.Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Этот реестр будет вести Генеральная Прокуратура. Это очень важный реестр, потому что всю свою деятельность надзор будет публиковать в этом реестре. То инспектор, когда он действия совершает, обязан их разместить в этом РЕЕСТРЕ. Предполагается, что даже информация о начале проверки вы сможете получить из этого реестра.

В ряде случаев, мы можем вас не информировать о результатах проверки. В таком случае, результаты проверки вы сможете посмотреть в реестре самостоятельно.

3.Информационная система досудебного обжалования; Это новая система, новая форма действия как поднадзорных субъектов, так и органов контроля надзора.

Направлена она на то, что Законом предусмотрено обязательное обжалование действий Госоргана. И только после этого субъект имеет право обращаться в суд. Обязательное досудебное обжалование именно через вышестоящий орган надзора.

На сегодняшний день мы находимся в пилотном проекте. Только самое начало. К следующему году планируется уже начать работу в составе тех органов, которые определит Правительство.

Предполагается, что уже с 1го июля мы займемся работой в этой информационной системе.

4. Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее - реестр заключений о соответствии);

Этот реестр будет вестись Ространснадзором. Там будут размещаться итоги самообследования субъектов, назовем это так. Что такое самообследование? Я немного позже расскажу. Эта работа в самой начальной стадии находится.

5. И последняя система, это информационные системы контрольных (надзорных) органов.

В этой системе будет вестись у нас планирование, учёт контроля надзорной деятельности и так далее. Это наша внутренняя система, доступ туда субъект иметь не будет. Это наша операционная система.

Далее. Ст. 21 Документы, составляемые и используемые при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Информирование при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Документы, в которых, описывается, как ведётся работа, как происходит составление итогов контроля надзора деятельности.

Закон определяет, как работа будет осуществляться по форме электронного документа. То есть мы переходим в стадию информатизации: это общение с субъектом, контроль Ространснадзор будет осуществлять туда и обратно в электронном виде.

При этом все подписи должны быть:

6. Документы, направляемые контролируемым лицом контрольному (надзорному) органу в электронном виде, могут быть подписаны:

1) простой электронной подписью;

3) усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных настоящим Федеральным законом или положением о виде контроля.

И все материалы, которые запрашивает надзор, они предоставляются в электронном виде. Фотографии, документы, всё заверяется и направляется в Ространснадзор.

Это тоже имейте в виду. И свою работу вам тоже нужно будет настраивать, чтобы работать в таком режиме.

Дальше. Очень большое значение отдаётся профилактическим мероприятия в Законе. Целая Глава посвящена профилактическим мероприятия

Контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) меры стимулирования добросовестности;

4) объявление предостережения;

5) консультирование;

6) самообследование;

7) профилактический визит.

В этом Законе очень большой спектр профилактических мероприятий.

Кратко расскажу:

Информирование будет осуществляться путём информирования в сети ИНТЕРНЕТ на нашем сайте. У вас будет такое право создавать свой личный кабинет на нашем сайте (в нем тоже будет размещена вся информация). Там мы сможем с вами вести переписку. То есть разъяснения какие-то, кто, как исполняет требования  и так далее.

Меры стимулирования добросовестности. Мы уже об этом говорили, это какие-то благодарственные письма, какие-то рейтинги. Это определённый пиар лучших субъектов на рынке оказания услуг.

Объявление предостережения. Это мероприятие на сегодняшний день уже реализуется. Большинство из вас уже сталкивалось с предостережениями. Основанием для его вынесения является наличие информации о готовящемся правонарушении или уже о признаках правонарушения административного.

Консультирование. В Законе консультирование отдельно вывели в такую форму профилактики, когда на законном основании можно обратиться в Ространснадзор, к должностному лицу. Задать ему вопросы о том, как реализуется то или иное требование.

На сегодняшний день, инспектор имеет право официально ответить по Закону на ваши вопросы.

Закон ещё определяет, что консультирование осуществляется без взимания уплаты. Это тоже очень важный момент.

Самообследование. Законом предусматривается, что субъект может зайти на сайт Ространснадзора. На сайте будут выложены методики проведения самообследования. Пройти его, а потом, скажем так, публично декларировать.

Так же в Законе прописано, что можно и в кабинетах вывешивать эту информацию, на сайтах своих выкладывать. Скажем так, сертификат качества ваш о том, чтобы вы всем говорили, что ваша деятельность соответствует требованиям транспортной безопасности. Что ваши услуги безопасны.

Для многих, на рынке оказания услуг это важный момент.

И последнее профилактическое мероприятие, называется Профилактический визит. Это когда инспектор посещает вас, как юридическое лицо, и уже при посещении разъясняет вам, как нужно реализовывать требования транспортной безопасности.

НО! Здесь есть особенность: инспектор должен вас проинформировать за 5 дней до этого мероприятия, а вы вправе отказаться от того, чтоб он к вам приходил.

Вот такие вот нормы.

Следующая глава в Законе, это КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. У нас сейчас нет понятия проверка (плановая/неплановая), у нас сейчас гораздо шире стал спектр, он называется контрольные мероприятия. И проверки входят в эти контрольные мероприятия.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

1) контрольная закупка;

2) мониторинговая закупка;

3) выборочный контроль;

4) инспекционный визит;

5) рейдовый осмотр;

6) документарная проверка;

7) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

Инспекционный визит, что это такое? Проводится он без предварительного уведомления. То есть, внезапно проводится в отношении контролируемого лица. Проводится один день, при этом проводится только по согласованию с прокуратурой.

Рейдовый осмотр. На сегодняшний день, рейдовый осмотр у нас совершенно иначе проводится, а вот планируется его сделать так, что мы будем проверять не только транспортные средства, но ещё и объекты транспортных средств, транспортной структуры.

Проходит это мероприятие так: мы пишем, что выходим в город Нижний Новгород (условно). И вот мы в Нижнем Новгороде, в течение суток осматриваем все субъекты контроля (автобусы, автовокзалы, аэропорт, самолёты).

В течение суток мы во всём городе проверяем, осматриваем все наши подконтрольные объекты.

Закон это предусматривает НЕОГРАНИЧЕНЫЙ КРУГ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ на определённой территории.

Причём, можно в этом мероприятии проводить ещё и эксперимент. Проводить мероприятия с тест предметами.

Контролируемые лица, владеющие производственными объектами и (или) находящиеся на территории, на которой проводится рейдовый осмотр, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к территории, транспортным средствам и иным объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также ко всем помещениям (за исключением жилых помещений).

Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.

Документальная проверка и выездная проверка, эта процедура не будет отличаться от тех мероприятий, которые сегодня проводятся. На них не будем останавливаться.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований. (Мониторинг безопасности)

Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) в целях настоящего Федерального закона понимается анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Это любая информация, которая каким-то образом поступает в органы контроля. Инспектор ее анализирует, оценивает и по итогам пишет мотивированное  решение о дальнейших действиях (выезжать, запрашивать документы и так далее).

Выездное обследование. Под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

То есть, мы выезжаем на объект и уже в ходе контроля осматриваем, как осуществляется пропускной режим, как осуществляется работа технических средств.

При этом мы тоже выходим внезапно на это мероприятие. С прокуратурой не согласовываем.

И по итогам обследования, так же составляется мотивированное представление руководителю и уже на основании этого представления принимается решение. Например, о выходе на проверку уже с уведомлением и с согласованием с прокуратурой.

Следующий раздел. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Они остались те же, которые существуют на сегодняшний день.

Знаете, это и поступление информации от органов власти, об угрозах причинения вреда или ущерба, это поручение Президента, требование прокурора. То есть, ничего не изменилось.

На что хотелось бы обратить ваше внимание.

Закон определяет, как мы используем информацию, которая к нам поступает, допустим, в ходе заявлений.

Допустим, гражданин жалуется или ваш конкурент жалуется на вас. На инспектора сейчас наложено обязательство, провести сначала предварительную проверку, чтобы удостоверится, что информация реальна и достоверна.

В этих целях он как раз может проводить выезд на объект, может запрашивать с заявителя, может запрашивать с субъекта какую-то уточняющую информацию. При этом, субъект не обязан отвечать на этот запрос.

Что интересно, статья такая сейчас я прямо ее зачитаю:

Контрольный (надзорный) орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, организации, со средства массовой информации расходов, понесенных контрольным (надзорным) органом в связи с рассмотрением обращения (заявления), информации указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения.

Я считаю, что это полезная мера для всех нас, потому что зачастую, мы сталкиваемся с тем, что выходим на проверки по заявлению граждан или организаций, а информация не подтверждается. Закон предусматривает взыскание соответствующего ущерба.

Следующая глава в Законе, это Проведение контрольных (надзорных) мероприятий.

Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) инструментальное обследование;

8) испытание;

9) экспертиза;

10) эксперимент.

Под осмотром в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

По итогам составляется акт осмотра.

Под досмотром в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров) и иных предметов со вскрытием помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), в том числе с удалением примененных к ним пломб, печатей или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях, прямо предусмотренных положением о виде контроля, с обязательным применением видеозаписи.

По итогам составляется акт досмотра.

Под опросом в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

Здесь всё понятно, я думаю.

Под экспериментом в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в использовании тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), и (или) тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), и (или) тест-заданий, и (или) тест-ситуаций.

Что интересно, что Закон определяет то, что Порядок проведения эксперимента устанавливается положением о виде контроля.

Далее. Статья 89. Возражения в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия.

Новый Закон прописывает, как эти возражения рассматриваются, как принимается решение по нему.

Для нас это очень важно, понятно как реагировать на такие возражения.

Протокол консультаций рассматривается контрольным (надзорным) органом при принятии решения по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия. О результатах рассмотрения протокола консультаций контролируемое лицо информируется путем направления мотивированного ответа одновременно с решением по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

Статья 90. Решения, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;

В этой статье плохо то, что не предусмотрены никакие сроки. А написано просто «разумные сроки». То есть, инспектор сам решает, какой срок дать. Можно дать 1 год, а можно 5 лет, а можно и всего неделю на устранение выявленных нарушений.

Если вы считаете, что разумные сроки на ваш взгляд, отличаются от взгляда инспектора, можно попробовать обратиться в суд. Но, чаще всего, Суд встаёт на сторону надзора, Суд считает, что надзору виднее, как это правильно делается, в какие сроки. Потому, что мы являемся специалистами в этой области.

Далее интересная статья:

Статья 93. Отсрочка исполнения решения

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.

Решение об отсрочке исполнения решения принимается уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа в порядке, предусмотренном статьей 89 настоящего Федерального закона для рассмотрения возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия.

Статья 95. Окончание исполнения решения

По истечении срока исполнения контролируемым лицом решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, принятого в соответствии с частью 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения на основании документов и сведений контролируемого лица, представление которых установлено решением. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона. В случае, если проводится оценка исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, принятого по итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки.

Ну вот, это кратко, что хотелось вам довести по новому Законодательству. Если есть вопросы, буду рад ответить.

Свежее

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.7463 s
queries: 216 (0.4122 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.