/

Пожары как аргумент

Пожары как аргумент

Share to Telegram Share to VK
clock 27 октября 2025, 16:21

Евгений Мешалкин

Евгений Мешалкин

Председатель Правления ФППСО, д.т.н., профессор

Нормативные требования сводов правил и ГОСТов не всегда учитывают специфику определенной части объектов. Основой законодательного нормирования требований должна служить статистика, показатели и научные обоснования для которой еще не до конца проработаны в России. В целях существенного повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты целесообразен пересмотр классификации объектов по категориям рисков для мотивации собственников в части применения эффективной пожарно-технической продукции и услуг.

Статистика как теоретический базис

Статистика пожаров и их тушения должна быть основой для нормирования требований, однако фактически эти показатели различаются кардинально. Так, число пожаров на 1 тыс. чел. в год: РФ — 1,41, Республика Беларусь — 0,67, США — 4,02, Франция — 4,55, Германия — 2,48, то есть в среднем в России пожаров в 2-3 раза меньше. Однако в отношении числа погибших обратная картина: на 100 тыс. чел. населения в РФ 5,78 погибших, в Республике Беларусь — 5,57, что в 5,5 раз выше, чем в США (1,06), и в 14 раз выше, чем во Франции (0,43), Германии (0,43) и Италии (0,44).

В статистике оценка затрат на обеспечение пожарной безопасности (ПБ) и потери от пожаров в долях оцениваются в показателях от ведомственных норм проектирования. По 20 странам мира затраты на пожарную безопасность в 2,5 раза больше потерь от пожаров. По России такая статистика отсутствует, хотя должен реализовываться экономический принцип: повышение затрат на ПБ — это снижение ожидаемых потерь. Но нужен показатель оптимальности, а пока такие научные обоснования для системы нормативных документов не разработаны.

При этом существенное значение имеет также эффективность действий пожарных подразделений. По зарубежной статистике, 80% пожаров ликвидируются 1–2 пожарными стволами, 4% получают развитие и ликвидируются 3 и более пожарными стволами и только 0,1% пожаров крупные, но от них 50% потерь.

Согласно информационно-аналитическому сборнику ВНИИПО «Пожары и пожарная безопасность в 2022 году. Статистика пожаров и их последствий», примерно аналогичная статистика и в России, где в год зафиксировано около 400 тыс. пожаров: 1–3 пожарными стволами ликвидируются более 90% пожаров; 4–6 пожарными стволами — 8 тыс. пожаров (менее 2%). Таким образом, подтверждается достаточно высокая эффективность действий пожарных подразделений, и в результате почти в 98% случаев пожар малоопасен для здания, сооружения и его строительных конструкций и оборудования. 

При этом существенную роль, безусловно, играет применение на объектах современных систем пожарной автоматики (СПА), т.е. систем пожарной сигнализации (АПС, ОПС), автоматических установок пожаротушения (АУП), противодымной защиты (ПДЗ), систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) (требования установлены постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. №1464). Практика показывает достаточно высокую их эффективность: за 2022 год число пожаров на объектах, оснащенных данными системами, составило около 3 тыс., причем в 90% случаев системы сработали и задачу выполнили. По видам СПА, задействованным в случаях пожара, статистика такова: 

АПС, ОПС — 2,5 тыс., около 90% задачу выполнили;

АУП — 150, 50-60% задачу выполнили;

ПДЗ — 400, около 80% задачу выполнили;

СОУЭ — 300, более 90% задачу выполнили.

Тем не менее, нормативные требования сводов правил (СП) и ГОСТов не учитывают специфику определенной части объектов с длительным сроком эксплуатации и особенностями в организации их работы. Эксплуатационная документация и режимные мероприятия должны отражать эти характеристики, однако по факту это реализуется далеко не всегда. Пример — пожар в Твери 21 апреля 2022 года в здании со сроком эксплуатации более 50 лет, в результате которого погибли 18 и были госпитализированы 13 человек. 

Категории пожарного риска на практике

Вполне ожидаема и очевидна эффективность осуществления государственного пожарного надзора на объектах с учетом их класса функциональной пожарной опасности и категории риска. Так, по опубликованным ВНИИПО МЧС России данным за 2021 год, количество пожаров и их последствия на объектах разной категории риска отличались следующим образом:

— объекты чрезвычайно высокого риска и высокого риска — менее 650 пожаров, гибель — менее 30 чел., травматизм — менее 100 чел., прямой ущерб — менее 600 млн руб.;

— объекты значительного риска — менее 2 тыс. пожаров (~0,5%), гибель и травматизм менее 80 и менее 140 чел. соответственно, прямой ущерб до 1,8 млрд руб.;

— объекты среднего риска — менее 7,5 тыс. пожаров (около 2%), гибель и травматизм менее 350 и около 600 чел. соответственно, прямой ущерб до 2,1 млрд руб.;

— объекты умеренного риска — более 20 тыс. пожаров, гибель и травматизм более 1,2 тыс. и более 1,4 тыс. чел. соответственно, прямой ущерб до 2,3 млрд руб.

Однако наиболее показательны цифры в отношении объектов низкого риска, не подлежащих категорированию, для которых в системах ГОСТов и СП требования минимальны или отсутствуют, а профилактические мероприятия проводятся силами ведомственной и/или добровольной пожарной охраны. Суммарно на таких объектах за год произошло более 360 тыс. пожаров, погибли и получили травмы 6,8 тыс. и более 6 тыс. человек соответственно, суммарный прямой ущерб составил до 9,5 млрд рублей. То есть на объектах, где план тушения пожара(ПТП) по нормам не требуется, а по факту минимально применяется или совсем не используется, происходит около 90% пожаров, погибает около 80% людей, а ущерб достигает 60% от общих показателей статистики. 

Некоторые особенности таких объектов:

— отсутствие или минимальные требования в нормативных документах;

— высокая реальная потребность в применении продукции ПБ при ограниченной платежеспособности потребителя;

— значительные сложности монтажа, обслуживания и контроля работоспособности систем и средств ПБ, неочевидность эффективного применения при пожаре из-за «неуправляемого» количества и размещения пожарной нагрузки и др.

Социальная потребность и перспективы

Сегодня пожары на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых социальных (государственных и частных) объектах для престарелых и инвалидов, детей-инвалидов (таких объектов более 4 тыс., а число проживающих в них около 1 млн чел.), которые, в отличие от аналогичных объектов нового строительства, не обеспечиваются установками автоматического пожаротушения и другими современными системами предотвращения пожаров, эвакуации и спасения при пожарах и иных ЧС, почти всегда приводят к массовой гибели людей.

Ожидалось, что на сложившуюся ситуацию повлияют положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. №247 «Об обязательных требованиях в РФ». Так, согласно ст. 9 ч. 1 данного ФЗ, «При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота». Пока же соответствующие методики расчетов отсутствуют.

В отношении контроля качества средств ПБ органами Федерального государственного пожарного надзора(ФГПН) пока не применяются важные требования ст. 56 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №248 «О государственном контроле (надзоре)…» по видам «контрольная закупка», «мониторинговая закупка», «выборочный контроль». Происходит это из-за незавершенности нормативного правового регулирования и отсутствия бюджетного финансового обеспечения этих видов контроля. Например, проблема фальсификации: по некоторым видам средств огнезащиты такая продукция составляет более 70%!

По-прежнему остается проблема выполнения требований ПБ на стадии строительства: по данным МЧС России за 2023 год по 56 тыс. объектов с массовым пребыванием людей, более 50% эксплуатируются с нарушениями требований пожарной безопасности, допущенными на этапах выдачи разрешения на строительство, проектирования или строительства (более 28 тыс. объектов).

Введены в эксплуатацию объекты (и это огромный скрытый резерв для поставок предприятиями-производителями эффективных средств обеспечения ПБ), на которых:

— не соблюдены противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями (более 2,5 тыс.);

— нарушены требования пожарной безопасности к путям эвакуации и эвакуационным выходам (более 10 тыс., ~20%);

— отсутствуют требуемые противопожарные преграды (более 5,5 тыс.);

— отсутствуют системы и установки автоматического пожаротушения (более 3 тыс.);

— отсутствуют или неисправны системы противодымной защиты (вентиляции) (более 4,5 тыс.), наружное (более 4,5 тыс.) и внутреннее противопожарное водоснабжение (5 тыс.);

— не проведена огнезащита строительных конструкций (более 5,5 тыс., т.е. ~ 10%).

Одновременно государственные надзорные и контрольные органы при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объекта защиты предъявляют во многом различные требования. В такой ситуации, возможно, целесообразен пересмотр классификации объектов по категориям рисков для мотивации собственников, управляющих компаний и т.п. в части применения эффективной пожарно-технической продукции и услуг. 

Огромную роль играют сегодня требования пожарной безопасности, вносимые в ГОСТы и СП в рамках деятельности соответствующих технических комитетов — ТК №274 «Пожарная безопасность», ТК №465 «Строительство», ТК №071 «ГО и ЧС» и ряда других. Из числа подобных разрабатываемых нормативных документов и изменений к ним в 2025 году можно отметить следующие.

ТК №274 «Пожарная безопасность»:

— СП 113 «Стоянки автомобилей» — в части эффективных АУП, в т.ч. в части электромобилей (рабочая группа — июнь 2025 г.);

— СП и ГОСТ «Подвижной состав метрополитена. ТПБ» (февраль 2025 г.);

— СП 155 изм. №3 «Склады нефти и нефтепродуктов» — разногласия в стадии РГ;

— СП 156 изм. №2 «Станции автомобильные заправочные. ТПБ»;

— СП «Высотные здания. ТПБ» — новая редакция МЧС с отменой требований ПБ в составе СП 477 (январь 2025 г.);

— СП 485 изм. №3 (июнь 2025 г. — создана рабочая группа, разногласия, доработка);

— СП 505 «Расчеты пожарных рисков. Требования к оформлению» (апрель 2025 г.);

— СП 514 изм. №1 «Временные здания с массовым пребыванием людей. ТПБ» — доработка по замечаниям;

— СП «Центры обработки данных. ТПБ» (март 2025 г.) и другие;

— ГОСТ 24790 «Тепловозы промышленные ОТУ» (апрель 2025 г.);

— ГОСТ 58832 изм. №1 «ВПВ. Трубы и фитинги из неметаллических материалов» (май 2025 г.);

— ГОСТ «Оборудование Противодымной вентиляции. Испытания на огнестойкость» (июль 2025 г.);

— ГОСТ «Огнетушители передвижные, кл. D» (май 2025 г.);

— ГОСТ «Огнетушители переносные, кл. D» (июнь 2025 г.);

— ГОСТ «Узлы пересечения СК трубопроводами… Огнестойкость» (март 2025 г.);

— ГОСТ «Экзоскелеты для пожарных. …» (май 2025 г.).

ТК №465 «Строительство»:

— СП «МКЖД на стальном каркасе» (март 2025 г.);

— СП 477 изм. №3 «Высотные здания. ТПБ» и другие.

ТК №071 «ГО и ЧС»:

— более 30 ГОСТов в сфере интересов ПБ и ЧС.

Сфера противопожарного нормирования, мотивации производства и применения эффективной пожарно-технической продукции предоставляет значительное поле деятельности для широкого круга специалистов, обмена мнениями и продвижения эффективной продукции и услуг в целях существенного повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты.

Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.