Wisent extraLUX

/ / Управление качеством систем комплексной безопасности с учетом требований технологических укладов

Управление качеством систем комплексной безопасности с учетом требований технологических укладов

03 августа 2017, 14:34    202


Эксперты:

Эксперты:

Владимир Балановский, президент проблемного отделения «Комплексная безопасность» Академии проблем качества
Ирина Блудова , психолог
Владимир Денисов , заведующий кафедрой «Транспортная безопасность и мобилизационная подготовка РАПС-МИИТ, к.в.н., доц.

В данной статье рассмотрены проблемы cоздания методологии построения систем комплексной безопасности объектов промышленности и транспорта с учетом специфики развития технологических укладов в России

Ключевые слова: комплексная безопасность, объекты промышленности и транспорта, технологические уклады

Поставленная президентом России задача — создать «умную» экономику — определяет необходимость опережающего развития науки и динамичную реализацию её достижений. Поскольку эта задача охватывает многие стороны нашей жизни, для оценки успешности её выполнения требуется особый интегрирующий показатель. На его роль сегодня претендует понятие «технологический уклад».  Уклад представляет собой совокупность действующих прорывных изобретений, которые обеспечивают качественный скачок в развитии производительных сил общества. Экономическое развитие страны напрямую связано с ее восприятием новшеств научно-технического прогресса. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресса. Пятый технологический уклад (с 1990 и по настоящее время) и нынешняя волна инноваций связаны с широкомасштабным внедрением информационных систем. Они кардинально изменили коммуникации между людьми и модифицировали процесс производства и функционирования транспорта.

Глобальный финансовый кризис 2008 года заставил задуматься о необходимости кардинальных изменений в экономике. Новые инновации должны быть направлены на увеличение эффективности использования ресурсов. Выход из глобального кризиса охватившего мировую экономику лежит через развитие технологий 6-го уклада, который  связан с изменениями в структуре рынка и социальных институтов, предполагает управление ресурсами для достижения наибольшего выпуска с наименьшим их использованием. С другой стороны, существует связь между технологическими циклами и геополитическими кризисами, а появление актов незаконного вмешательства и терроризма охарактеризовало экстремум геополитических кризисов предшествующего ему 5-го технологического уклада. Для оперативного упреждения и противодействия им, а также деструктивным природным, техногенным факторам необходимо создавать системы комплексной безопасности объектов, которые на основе сведений об изменениях обстановки и состояния контролируемых объектов должны формировать перечень управляющих воздействий. Это достигается с помощью повышения оперативности проведения анализа разнородных данных и их интеграции в единую и наглядную форму, отражающую изменения, происходящие в защищаемом объекте и его элементах. На примере региона можно себе представить, с какими кризисными ситуациями приходится постоянно сталкиваться руководству объектов  и с какими региональными ситуационными центрами (РСЦ) при этом осуществляется взаимодействие (рис.1).

  

Рис.1. Кризисные ситуации в регионе

Безопасность обеспечивается соответствующими системами, которые имеют типичные риски, представленные на рис.2.

Сегодня Россия стоит перед вызовами очередной структурной перестройки экономики и перехода к новой модели развития, в которой главным инструментом роста станут знания. Его сущность представляет собой замену информации смыслом, знаниями. Если в рамках четвертого и пятого укладов вертикально выстраивалась организация социума, то шестой уклад предполагает большую горизонтальную пространственно-временную распределенность. Сеть является механизмом обмена информацией и принятия решений, позволяет максимально расширить круг людей, участвующих в разработке и принятии управленческих решений. Вхождение России в шестой технологический уклад не самоцель, а вопрос комплексного развития экономики, обеспечения безопасности и международного статуса страны, достижения высокого уровня благополучия в нашей стране. Управление 6-го технологического уклада имеет сетевой характер, происходит его кластеризация, грануляция.  Технологии безопасности при этом претерпевают определенную эволюцию (рис.3).

Алгоритм реагирования на тревожное событие (ЧС) представлен на рис.4.

Рис.4. Алгоритм реагирования на тревожное событие (ЧС)

Особенности чрезвычайных ситуаций:

  • Концентрация большого числа людей;
  • Высокие скорости, линейные (инфраструктурные) объекты;
  • Возможно наличие пострадавших и погибших;
  • Большая неопределенность, слабая предсказуемость;
  • Повышенные требования к оперативности принятия решений;
  • Межведомственный охват принятия решений;
  • Междисциплинарность вопросов;
  • Отсутствие точных прецедентов и опыта;
  • Необходимость учета множества явных и неявных факторов;
  • Потребность обеспечить устойчивость, стойкость – в упреждающем порядке

Модели угроз и защиты представлены на рис.5.

Рис.5. Модели угроз и защиты

Каждый объект характеризуется определенным уровнем стойкости к воздействиям деструктивных факторов, что особенно наглядно видно на примере анализа безопасности зданий и сооружений (рис.6).

 

 

 

Рис.6. Стойкость к воздействиям деструктивных факторов

 

Алгоритм коллективной выработки решений экспертами представлен на рис.7.

Рис.7. Алгоритм коллективной выработки решений экспертами

Демонстрация возможностей коллективной выработки решений экспертами в ситуационном центре представлена на рис.8.

 

Рис.8. Демонстрация возможностей коллективной выработки решений экспертами

Управление качеством безопасности объекта в части коллективной выработки решений экспертами невозможно без оценки соответствия их знаний и умений квалификационным требованиям (ОСКТ). ОСКТ – это информационно-аналитическое обеспечение управления ключевой (активной) причиной достижения результатов – Субъектов результатов. Кадры — Субъекты результатов определяют безопасное состояние элементов объекта. Управление кадровыми характеристиками позволяет достичь:

  • эффективность результатов работы ситуационного центра, которая в первую очередь определяется уровнем подготовки экспертной группы, вырабатывающей решения;
  • бесперебойность и качество функционирования программного обеспечения, оборудования ситуационного центра и его защищенность, которые зависят от уровня подготовки обслуживающего персонала.

Место ОСКТ в процессе информационно-аналитического обеспечения управления результатами деятельности подразделения осуществляющего подготовку принятия решений ситуационного центра объекта представлено на рис.9.

Рис.9. Место ОСКТ в процессе информационно-аналитического обеспечения управления безопасностью объекта

Анализ алгоритмов деятельности специалистов в области безопасности (рис.4 и 7) позволяет определить основные требования к их подготовке с учетом соблюдения основного требования: эти специалисты должны быть нацелены на повышение уровня стойкости объекта (рис.6) к воздействиям деструктивных факторов.

При этом необходимо иметь в виду, что управление качеством безопасности объекта невозможно без управления персоналом, который создает и эксплуатирует этот объект. С другой стороны, каждый объект промышленности и транспорта создается в результате последовательной деятельности специалистов различного профиля. В этом главная проблема фактически сложившегося в настоящее время несистемного подхода в выборе решений, отсутствия многокритериального подхода при их оптимизации.

На рис.10 представлен процесс формирования систем на производственном объекте (ПО) или объекте транспортной инфраструктуры (ОТИ). Эта работа осуществляется различными категориями специалистов. В данном примере условно принято 6 категорий специалистов.

Рис.10. Процесс формирования систем на производственном объекте или объекте транспортной инфраструктуры

При этом специалисты всех категорий выполняют стандартный набор работ (рис.11). 

 

 Рис.11. Набор работ, выполняемый специалистами различных категорий

При этом группы специалистов ведут работы в различных организациях обособленно. Анализ показывает, что эти организации набирают на работу (вполне естественно) специалистов, получивших образование в профильных учебных заведениях. В эти учебные заведения поступают люди с разными психотипами. Затем в процессе обучения определенные качества развиваются, в процессе производственной деятельности дополнительно совершенствуются и закрепляются. В результате приведенные 6 категорий специалистов имеют совершенно разное мироощущение и разные подходы, критерии при выборе решений.  Формируется чувство профессионального превосходства. Поэтому отсутствует взаимопонимание в процессе выбора решений даже на границе между соседними системами (даже между специалистами по автоматизированным системам управления и мониторинга безопасности объектов нет взаимопонимания). В результате имеет место полное непринятие между специалистами полярных 1-й и 6-й категорий. Например, архитекторы в своей работе ставят вопросы обеспечения безопасности на 9-е место и считают их данью чисто популистской политике. По-настоящему оптимальные решения в области безопасности имеют место только при создании объектов обустройства госграницы. То есть в том случае, когда в работе участвуют специалисты одной категории, из организаций одного профиля, при работе на «чистой земле».

Для объединения специалистов различных групп и формирования у них коммуникационной атмосферы при создании систем безопасности должны использоваться информационные технологии, когнитивные науки, социогуманитарные технологии, которые являются ядром 6-го технологического уклада и отражают перспективные направления развития человеко-машинных систем комплексной безопасности. При подготовке у специалистов навыков совместной деятельности в составе таких систем должен использоваться социально-психологический тренинг (табл.1). 

— методы развития личности и коммуникативных умений (1); Анализ позволяет выделить группы методов, которые могут использоваться для  психологического тренинга. Каждая группа методов отражает определенную сферу деятельности тренинговой группы (рис.12):

— методы, организации среды тренинга, по степени приближения к реальности (2);

— методы, используемые на различных этапах тренинговой деятельности с учетом групповой динамики (3);

— методы как приемы модерации (знаково-символического отображения) процессов и результатов работы в тренинге (4).

 

Рис.12.  Методы психологического тренинга и сферы деятельности тренинговой группы

Первым этапом при приеме на работу кандидата, на сегодняшний день, является тестирование для   оценки его компетенций и личностных качеств. Бесспорно, применение тестовых методик является самым надежным, при условии проведения и анализа результатов грамотным специалистом. Рынок труда предлагает работодателям большое количество сотрудников, из которых необходимо выбрать адекватного, достойного и подходящего для данной должности кандидата. Наиболее популярны, в нашей стране, разработанные в Институте прикладной психологии методы оценки личностных свойств Л. Н. Собчик. Методические пособия и компьютеризированные психологические тесты широко используются психологическими службами РАО Газпром, МВД, Департаментом занятости населения, Таможенным управлением РФ, Прокуратурой РФ, банковскими организациями (в том числе Сбербанком РФ.) Росаэронавигации и Росаэрофлота, в разных охранных организациях, в клиниках — в отделениях пограничных состояний  и в рамках психологической помощи населению и многих других организаций России и ближнего зарубежья. Существуют и другие, не менее эффективные валидные методики. К сожалению, этими методиками владеет меньшее количество психологов-психодиагностов.

Применение  тест-методик способно дать наиболее полное представление о личности претендента, определить потенциал и способности кандидата, его профессиональные качества и психологические особенности. Тест диагностика  позволяет выявить степень соответствия кандидата ключевым квалификационным критериям потенциальной должности. В качестве критериев могут выступать: профессиональная компетенция, уровень интеллекта, когнитивные способности, личностные особенности, деструктивные факторы, лидерский потенциал, зоны развития, ценности и мотивы. Тестирование дает полное представление о личности человека (в том числе выявляет способности к той или иной деятельности), позволяет спрогнозировать поведение человека в знакомых и незнакомых ситуациях.

Если какой-то параметр нужно исследовать более детально, то можно добавить дополнительные методики и получить совсем уж полное представление, например, о стиле общения данного человека.  Можно узнать: психоэмоциональное состояние (депрессия, усталость, перенапряжение), насколько человек в норме (психологически); самооценка (насколько поведение согласуется или не согласуется с внутренними убеждениями); подходит для той или иной профессии или должности; как ведет себя с близкими людьми; командный игрок или лидер, инициативность, способность убеждать, в принципе как общается, перекосы в поведении; склонность к конфликтам, уровень агрессии; как ведет себя с незнакомыми людьми; каков он в действии (манера работать); склонность к нарушению норм и правил; пунктуальность, обязательность, внимательность, склонен или нет к монотонной работе; стрессоустойчивость, поведение в сложных ситуациях, когда не хватает ресурсов; склонность к зависимому поведению; тип мышления; креативность, способность к изменениям или, наоборот, стремление действовать по шаблону; творческий потенциал; надежность, можно ли доверять человеку; склонность ко лжи, манипуляциям; выяснить, чем лучше мотивировать человека; установки в отношении будущего (готов действовать или нет, есть ли энергия, тактик или стратег, как будет справляться с трудностями). Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в человеке, заметить недостатки, обозначить пути развития.

Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации. Чем более развита личность индивида, тем труднее  отнести его к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Любой член коллектива – яркая индивидуальность, обладающая собственными чертами личности и выраженной точкой зрения. Чтобы обеспечить продуктивную работу , важно соединить личностные особенности в единое целое. Вот почему главная задача тренингов – определение главных положительных качеств каждого человека и внедрение их в общую рабочую систему. Целесообразно определить  отношение сотрудников к работе и их эффективность. Тренинг определяет мотивацию каждого члена команды — оказывается, что почти всегда она отличается от заявленной.

В результате сотрудники обращают внимание на свои привычки и особенности, учатся гибкости и открытости, меняют отношение к компании, коллегам и своим обязанностям в лучшую сторону. Осознают свои стереотипы поведения и принципы построения отношений между коллегами.

Цели тренингов:  понять ситуацию в компании и найти причины  возможных негативных результатов, показать руководителям реальную обстановку в коллективе и характер взаимодействия сотрудников.  

Важно повысить уровень личной ответственности сотрудников.

Работа и отношения,  взаимодействие  в коллективе имеет высокую значимость. Во время тренинга анализируются отношения, сложившиеся внутри команды, и определяется, можно ли создать здесь качественно новую коммуникацию, основанную на доверии, инициативности, взаимопомощи, быстром реагировании. В процессе тренингов возможно формирование «неофициальных» связей и взаимоотношений; помощь членам коллектива в определении наиболее удобного (с психологической точки зрения) положения в команде; выработка умения работать вместе и решать различные проблемные вопросы сообща; происходит сплочение коллектива – создание доверительных взаимоотношений между членами команды.

Наиболее важным принципом социогуманитарных технологий, реализуемых в частности с использованием методов психологического тренинга, является направленность всей системы технологично выстроенных действий на решение не любых, а конкретных задач в области безопасности. Это определено целью тренинга, служащего для повышения квалификации специалистов, входящих в группы подготовки принятия решений ситуационных центров.

Социально-психологический тренинг не только дает возможность стимулировать освоение новых коммуникативных возможностей, но и способствует появлению новых форм взаимодействия специалиста и социальной среды. Этот метод психологического тренинга как коммуникативной социогуманитарной технологии обладает многофункциональностью и многоуровневым строением, основанным на человеческом взаимодействии, многообразном как по содержанию, так и по форме проявления, которое может варьироваться от духовного взаимопроникновения и взаимопонимания специалистов, входящих в группу, до отработки конкретных навыков. Он основывается на в частности на технологиях виртуальной реальности, которые могут использоваться для развития систем безопасности. 

Все это показывает, что, если мы хотим обеспечить достойное качество жизни и жить в безопасности, то необходимо целенаправленно искать и внедрять в процессе создания объектов промышленности и транспортной инфраструктуры методы для коллективного принятия решений специалистами различного профиля. Необходимо создать систему коллективного принятия решений при создании безопасных объектов промышленности и транспортной инфраструктуры. Это возможно добиться внедрением в подготовку и повышение квалификации специалистов новых технологий и лучших практик в области психологии.

Литература.

  1. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Макарова М.В., Овченков Н.И. Создание ситуационных центров объектов промышленности, транспорта, ЖКХ. — «Качество и жизнь», 2016, №3;
  2. Бойцов Б.В., Балановский В.Л., Макарова М.В., Овченков Н.И. — Проблемы подготовки кадров для экспертно-аналитических подразделений ситуационных центров. – «Радиопромышленность», 2016, №3;
  3. С.В. Клименко, В.Л.Балановский, С.П.Габур. Комплексное обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры: от управления риском к управлению стойкостью. – «Вопросы радиоэлектроники», 2016, № 5;
  4. Макаров Ю.В. Социально-психологический тренинг как социогуманитарная коммуникативная технология.- Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.-Вып. № 145 / 2012;
  5. Махутов Н.А., Балановский В.Л., Денисов В.В., Овченков Н.И., Авдонов А.Ю., Балановский Л.В. Методология формирования комплексной безопасности объектов транспорта. – «Вопросы радиоэлектроники», 2016, № 5;
  6. Махутов Н.А., Балановский В.Л., Габур С.П., Авдонов А.Ю. Безопасный город, устойчивое развитие и новые доступные технологии.– «Вопросы радиоэлектроники», 2016, № 5.

 

 


Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-20

    Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.