Екатерина Седова
Директор НОЧУ ДПО «Учебный центр Транспортная безопасность»
Обеспечение транспортной безопасности, регламентированное Федеральным законом № 16-ФЗ, представляет собой динамично развивающуюся сферу, находящуюся в постоянном диалоге с новыми вызовами и нормативными требованиями. Однако на пути практической реализации этих требований субъектами транспортной инфраструктуры и подразделениями транспортной безопасности возникают системные препятствия, связанные с недостаточной квалификацией сотрудников ПТБ, способные нивелировать усилия законодателя.
Требования законодательства
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обязывает субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков обеспечивать безопасность объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС).
Субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ) обеспечивают транспортную безопасность собственными силами штатных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, прошедших обучение и аттестацию согласно ст. 12.1 данного Закона, либо привлекая юридических лиц, аккредитованных в качестве подразделений транспортной безопасности (ПТБ) в соответствии с приказом Минтранса от 3 февраля 2025 г. № 30 «Об установлении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, продления срока действия аккредитации, аннулирования аккредитации, приостановления и возобновления действия аккредитации, а также требований к таким юридическим лицам», имеющих запись в реестре аккредитованных ПТБ в соответствии с ч.10 ст.12.1 ФЗ-16 и имеющих необходимое количество штатных сотрудников для непосредственного осуществления защиты ОТИ и (или) ТС от актов незаконного вмешательства (АНВ).
Соответствие ПТБ требованиям нормативов
Новый порядок аккредитации юридических лиц в качестве ПТБ регламентирует некоторые процедуры и сроки процесса: соответствие соискателя установленным требованиям; подача заявления вместе с документами в уполномоченный орган либо в электронном формате, либо в бумажном виде; проверка государственным органом поданных документов, направление запросов через систему межведомственного взаимодействия; получение решения об аккредитации или ее продлении в установленные сроки; внесение сведений об аккредитации в реестр. Также конкретизировано, какие категории работников должны быть включены в структурное подразделение для координации действий работников, непосредственно осуществляющих защиту, а какие — для реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства. Если ПТБ в течение одного года два раза привлечено к административной ответственности по ст. 11.15.2 КоАП РФ или один раз по ст. 19.4.1 КоАП РФ, то получить или продлить аккредитацию оно уже не сможет, а действующая аккредитация будет аннулирована.
Контрольно-надзорные мероприятия
В контрольно-надзорной деятельности не предусмотрены такие виды проверок, как тайный покупатель или контрольная закупка.
Контрольно-надзорные мероприятия ПТБ осуществляются в рамках постановления Правительства РФ от 5 сентября 2025 г. №1380 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности».
Предметом федерального надзора является соблюдение субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности, учебными центрами, специализированными организациями, органами аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующими организациями, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными субъектами транспортной инфраструктуры или перевозчиками… обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности.
Федеральный надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом на плановой и внеплановой основе:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
Все силы обеспечения ТБ ПТБ должны соответствовать требованиям для обеспечения транспортной безопасности и обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными приказом Минтранса Российской Федерации от 4 апреля 2025 г. № 119 «Об установлении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности» для выполнения своих функциональных обязанностей.
Удостоверение о повышении квалификации
Неоднократно на профессиональных конференциях и форумах поднимался вопрос об установлении срока действия удостоверения о повышении квалификации, выдаваемого по итогам прохождения курса повышения квалификации по типовым дополнительным профессиональным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, определенным приказом Минтранса от 29 декабря 2020 г. № 578 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» и приказом Минтранса от 12 июля 2021 г. № 232 «Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности», и приравнивании как минимум срока действия удостоверения сроку свидетельства об аттестации, где срок определен постановлением Правительства от 1 июня 2023 г. № 905 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», и аттестация проводится с периодичностью один раз в 5 лет.
В связи с отсутствием срока действия удостоверения о повышении квалификации возникают сложности с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности, так как знания не соответствуют требованиям нынешнего законодательства и не способствуют положительному прохождению аттестации. СТИ не направляют специалистов на повышение квалификации, имея удостоверения предыдущих лет, тем самым экономя бюджет. Только за 2024–2025 годы вышел ряд новых нормативно-правовых документов*, которые обязывают к повышению уровня квалификационных требований.
Квалификация сотрудников ПТБ
Также отмечаются факты отсутствия навыков применения технических средств обеспечения транспортной безопасности и выявления опасных предметов и веществ, разрешенных (запрещенных) с соблюдением особых мер предосторожности в соответствии с требованиями (по видам транспорта) из-за отсутствия повышения квалификации в очном формате на базе учебных центров или на месте осуществления мер безопасности с выездом квалифицированного преподавательского состава. Основным вопросом в данном обучении является правильная интерпретация запрещенных предметов и веществ с помощью рентгенотелевизионного интроскопа и распознавание признаков поведенческих маркеров всех лиц, имеющих доступ на ОТИ или ТС (постановление Правительства РФ от 22 сентября 2023 г. № 1550 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры…») и дальнейшее применение всех имеющихся сертифицированных технических средств для обеспечения мер безопасности.
Ст. 12.2 п.3 16-ФЗ гласит, что в ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения ТБ осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов, направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности (ЗТБ) или ее часть и (или) которые могут быть использованы для совершения АНВ, а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в ЗТБ или ее часть не имеется правовых оснований. Повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится при получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ, а также при принятии решения о его проведении по результатам наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения ТБ. Поэтому существует необходимость объединить 5 и 6 категории сил обеспечения ТБ, так как данные категории должны быть взаимозаменяемыми при выполнении процедур досмотра. В соответствии приказом Минтранса от 3 февраля 2025 г. № 30 допускается совмещение аттестованными работниками по отдельным категориям сил обеспечения транспортной безопасности осуществления досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, а также наблюдения и (или) собеседования, но обучение и аттестация по факту происходит по этим категориям отдельно по каждой категории.
- * Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 2 мая 2024 г. № 162 «Об утверждении порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также срока хранения и порядка предоставления содержащихся в них данных»
- Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2024 г. № 1687 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта, не подлежащих категорированию, предназначенных для обслуживания пассажиров и судов морского и (или) внутреннего водного транспорта»
- Приказ Минтранса от 3 февраля 2025 г. № 30 «Об установлении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, продления срока действия аккредитации, аннулирования аккредитации, приостановления и возобновления действия аккредитации, а также требований к таким юридическим лицам»
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 апреля 2025 г. № 119 «Об установлении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности»
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2025 г. № 34 «Об установлении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности»
- Постановление правительства №468 от 9 апреля 2025 г. «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра органов аттестации, реестра аттестующих организаций, реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности, реестра аттестованных сил обеспечения транспортной безопасности, а также предоставления содержащихся в них данных».
