В 42 российских регионах сейчас внедряются интеллектуальные транспортные системы (ИТС). К 2030 году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» ИТС предполагается охватить 60 регионов. Важным обеспечивающим сегментом национальной сети ИТС является нормативное регулирование. Анализ нормативно-правовых актов в этой сфере показывает, что технологии здесь развиваются быстрее, чем нормативная база. При этом необходимо помнить, что совершенствование регуляторных механизмов возможно только при диалоге с отраслевым сообществом.
Постановление Правительства № 1762 от 21 декабря 2019 года
В этом постановлении говорится о размере средств из федерального бюджета на внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в зависимости от числа людей населенного пункта. Установлен порядок их предоставления и распределения. Утверждены «Правила предоставления и распределения в 2020-2024 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Постановление вступило в силу 2 января 2020 года.
Что меняется. 25 марта 2020 года Минтранс утвердил методику оценки и ранжирования локальных проектов в сфере ИТС. Именно на основе этой методики выделяется финансирование российским агломерациям. Для выделения средств на развитие ИТС правительство регионов подает заявки в Федеральное дорожное агентство, при этом к заявке прилагаются региональный и локальный проекты.
Работу по внедрению ИТС ведут 49 городов из 42 регионов, в том числе из Башкирии, Бурятии, Удмуртии, Чувашии, Якутии, а также Алтайского, Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев, Белгородской, Воронежской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Курской, Рязанской и других областей. Более чем в двадцати российских регионах компанией «ВойсЛинк» реализована единая платформа управления транспортной системой.
Постановление Правительства РФ № 781 от 24 мая 2021 года
В рамках этого постановления внесены изменения в правила предоставления трансфертов. Эти изменения касаются оценки эффективности проектов. Оценка (сравнение плановых и фактических показателей) и согласование проектов все также осуществляется Федеральным дорожным агентством.
Постановление Правительства РФ № 2553 от 29 декабря 2021 года
И вновь внесены изменения, которые касаются критериев отбора субъектов Российской Федерации для предоставления трансфертов. В этом постановлении для интеллектуальных транспортных систем городских агломераций устанавливаются следующие уровни зрелости.
- Нулевой – никаких автоматизированных и (или) информационных систем для организации и управления дорожным движением в городской агломерации не внедрено и не используется.
- Первый. Имеется центр управления дорожным движением (ЦУДД); осуществляется создание центра мониторинга и управления общественным транспортом, разработаны программа комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексная схема организации дорожного движения, а также внедрены подсистема метеомониторинга, интеграционная платформа с интеграцией не менее 3 подсистем; произведено подключение к ЦУДД не менее 20% светофорных объектов, обеспечивающих адаптивное регулирование. Также имеются технические средства сбора данных о параметрах дорожного движения на всех светофорных объектах, подключенных к ЦУДД, и на магистральных городских дорогах и улицах (охват таких дорог и улиц — не менее 40% их протяженности).
- Второй. Разработаны и внедрены подсистемы диспетчерского управления служб содержания дорог, осуществлена интеграция не менее 4 подсистем в интеграционной платформе; функционируют не менее 40% светофорных объектов с адаптивным регулированием, подключенных к ЦУД. Технические средства сбора данных – как и в первом уровне, но требования к охвату улиц не менее 50% их протяженности. Также необходимо наличие видеосистем на пересечениях магистральных городских дорог, магистральных улиц.
Что меняется. Трансферты на внедрение и развитие ИТС получают 27 российских городских агломераций. Внедрение ИТС, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением, должно осуществиться до 31 декабря 2024 года.
В 2021 году благодаря федеральной поддержке в 24 регионах было создано или модернизировано 15 центров управления дорожным движением, интегрировано 1350 детекторов для мониторинга параметров транспортных потоков, 630 камер видеонаблюдения, 460 светофорных объектов с адаптивным управлением и 70 «умных» остановок, а также 45 метеостанций. Вызовом для отрасли является импортозависимость. По данным на конец 2021 года, 80% оборудования и комплектующих для ИТС — зарубежные поставки в Россию. Но на рынок выходят и отечественные производители. Пример — оборудование и программное обеспечение, полностью разработанное специалистами российской компании «ВойсЛинк». Производство основных плат ведется на предприятиях РФ, сборка готовых изделий осуществляется также в Москве.
Распоряжение Правительства РФ № 169-р от 3 февраля 2022 года
Утверждены изменения в распределении трансфертов регионам на внедрение ИТС. Соглашения о предоставлении средств заключены с 42 российскими регионами.
Что меняется. 21 марта 2022 года Минтранс утвердил методику по рассмотрению заявок регионов на получение трансфертов для внедрения и развития ИТС. Четко прописаны: требования к локальным проектам; порядок направления заявки на предоставление иных межбюджетных трансфертов; требования по заполнению пояснительной записки к локальному проекту городской агломерации; форма паспорта локального проекта; рекомендации по созданию, развитию и обеспечению эффективного функционирования ИТС в городских агломерациях; критерии классификации по уровню зрелости ИТС; требования к содержанию эскизного или технического проекта; рекомендации по разработке регламентов эксплуатации ИТС в городских агломерациях.
30 сентября 2022 года Минтранс утвердил Концепцию создания и функционирования национальной сети ИТС на автомобильных дорогах общего пользования. Главная мысль: развитие проектов ИТС одновременно идет по двум направлениям: интеграции ИТС с инфраструктурой города, региона и создании из множества региональных ИТС единой национальной интеллектуальной транспортной системы РФ.
Создание единой системы решает проблему разрозненности информационных систем на транспорте, ограниченности технологических задач. Интеграция ИТС с инфраструктурой компании «Ростелеком» повышает управляемость системы и способствует созданию единой системы в масштабах страны.
Новая методика стала для регионов положительным изменением в плане оформления заявок и других процедур. Не секрет, что порой регионы-аутсайдеры теряют возможность получить федеральные средства и улучшить ситуацию на дорогах. Так, Омск не получил 120 млн рублей в 2020 году. В декабре 2022 года на заседании областного правительства утвердили проект по созданию ИТС в Омской области на 2023-2027 годы. Но это еще не означает скорое и достаточное получение межбюджетного трансферта на ИТС. Затягивается внедрение ИТС в Оренбургской области. В 2022-2024 годах для этого региона из федерального бюджета было выделено 443 373 рублей. Однако закупка оборудования была отменена из-за нарушений в извещении о закупке и в действиях аукционной комиссии. Дата следующего аукциона пока не определена. В 2020 году Астраханская область подала заявку на получение трансфертов для внедрения на территории региона комплекса ИТС, но заявка на 360 млн рублей не была одобрена. Для 120 миллионов рублей бюджетного трансферта региону определили 2022 год.
Постановление Правительства РФ № 2198 от 30 ноября 2022 года
Внесены изменения в государственную программу «Развитие транспортной системы». Расширена программа внедрения ИТС в регионах. Добавлены новые этапы внедрения ИТС в городских агломерациях, реализующих эти проекты, а также их основные параметры.
Что меняется. В городах, внедряющих ИТС, предполагается постепенно охватить информационно-навигационными системами весь общественный транспорт. Также планируется подключить не менее 85% светофорных объектов к ЦУДД. Не менее 60% парковочных мест предполагается подключить к системам управления парковочным пространством. Также в рамках программы на дорогах должны появиться информационные табло с данными о погодных условиях, ремонтных работах, ситуации на дорогах и т. д.
В реальности финансирование проектов ИТС сокращается. В федеральном бюджете на цели их внедрения и развития в 2023 году предусмотрено свыше 5 млрд рублей, в 2022 году цифра составляла 7,35 млрд рублей. Общий объем финансирования составляет 42 млрд рублей. Технологии ИТС станут доступными для более чем 80 млн человек. Транспортная структура является одной из стратегических, а значит, проблема защиты информации выходит на первый план.
Ростелеком – федеральный оператор ИТС
Работа по внедрению ИТС в тесном сотрудничестве с ПАО «Ростелеком» позволяет, с одной стороны, использовать разветвленную сеть передачи данных федерального оператора связи, что минимизирует стоимость и сроки реализации проектов. С другой стороны, обширное присутствие Ростелекома во всех регионах позволяет проводить совместные внедрения ИТС по всей России, с возможностью дальнейшего расширения на все города. При этом во всех регионах используются единые типовые решения, взвешенный подход к подбору производителей. И, как следствие, перспективой становится создание общероссийской единой платформы управления транспортной системой. Такая синергия позволяет повысить управляемость системы на региональном и федеральном уровнях в субъектах развертывания, а также оперативно реагировать на пожелания заказчиков по совершенствованию системы.
В части получения финансирования Ростелеком помогает агломерациям во внедрении ИТС с нуля, начиная от составления заявки и заканчивая сдачей системы в промышленную эксплуатацию. Это немаловажно, поскольку ряд регионов не смогли получить трансферты на внедрение ИТС из-за простого непрофессионализма: неграмотно оформили заявку, не успели к началу закупочных процедур.
Согласно новой методике, разработанной Федеральным дорожным агентством и утвержденной в 2022 году Минтрансом, главный упор в реализации программы «Безопасные и качественные дороги» делается на создание автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД).
Реализованная компанией «ВойсЛинк» интеграционная платформа обеспечивает полную функциональность управления всеми компонентами транспортной системы, позволяет включать в контур управления оборудование различных вендоров и различной функциональности — дорожные контроллеры, детекторы транспорта, метеостанции, светофорные колонки и прочее, в том числе все периферийное оборудование, уже установленное на светофорных объектах. Система предоставляет широкий спектр по разграничению прав доступа для различных групп пользователей, позволяя гибко настраивать возможности управления для различных служб.