/ /

Теплоэнергетика: актуальные риски страхования генерации

Теплоэнергетика: актуальные риски страхования генерации

26 сентября 2024, 13:21    438

Денис Кабанов

Денис Кабанов

Руководитель управления инженерной оценки риска САО «ВСК»

Сегмент страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта (ОПО) регулируется государством, здесь нет места для противоречий между бизнесом и страховым рынком. В сегменте добровольного страхования ОПО также долгое время была ясность: бизнес понимает свои риски, поэтому спрос на добровольное страхование в ТЭК высокий. Пусть не всегда на полную сумму и от всех рисков, но застрахованы практически все крупные генерации. Однако за последние два года появилась новая категория рисков, связанная с особенностями эксплуатации, поломками оборудования и временной неопределенностью ремонта.

Риски компаний теплоэнергетики традиционно относились к разряду тяжелых. Самая большая выплата в истории российского страхования — убыток теплогенерации. После пожара на Березовской ГРЭС в феврале 2016 года выплата составила 26,1 миллиарда рублей.

Под рисками обычно в первую очередь понимаются повреждения имущества от внешнего воздействия: взрывы, пожары и стихийные бедствия, противоправные действия третьих лиц (за исключением терроризма). Подобные ЧП приносят наибольшие убытки, но возникают достаточно редко. Иначе выглядит ситуация с непредвиденными поломками и дефектами застрахованного оборудования: эти аварии и инциденты имеют относительно малый размер ущерба, но чреваты серьезными убытками в связи с большой частотой страховых случаев. К основным причинам подобных аварий относятся перегрузка, перегрев, вибрация, разладка, ненормативная усталость материалов и механизмов. Эти риски и необходимо учитывать при заключении договоров страхования ТЭК прежде всего.

От статистики поломок к стабильному рынку страхования

За последние несколько десятков лет эксплуатация газовых турбин стала более частым явлением: многие объекты в ТЭК, изначально рассчитанные на иные виды топлива, были запущены на природном газе. Оснащали объекты необходимым оборудованием в основном мировые производители газовых турбин большой мощности — General Electric, Siemens и Mitsubishi Heavy Industries (последняя фирма в России представлена слабо). Количество поставленных ими турбин, предназначенных для замещения еще советского паросилового оборудования, измерялось сотнями.

Важной частью стратегии этих компаний была локализация сервиса:

  • General Electric осенью 2010 года открыла под Калугой центр энергетических технологий, где проводила техобслуживание и средний ремонт поставляемых в Россию турбин.
  • Siemens и «Силовые машины» в 2018 году запустили на своем предприятии под Санкт-Петербургом цех по восстановлению лопаток турбин.

С развитием страхового рынка кратно увеличилось количество договоров добровольного страхования на объектах ТЭК. Риск-инженерам страховых компаний и брокеров пришлось знакомиться с особенностями ранее неизвестного им оборудования. Накопленные данные относительно ущерба, связанного с ремонтом вышедших из строя узлов системы, позволили страховым компаниям выстроить сбалансированную политику в отношении урегулирования убытков. Статистика наиболее часто встречающихся поломок оказалась единой и для General Electric, и для Siemens. На первом месте были инциденты, связанные с усталостным растрескиванием лопаток компрессора (их замена требует либо среднего, либо капитального ремонта всей турбины). На втором месте оказались повреждения подшипников и роторов.

С одной стороны, опыт страховых убытков заставил страховщиков аккуратнее подходить к условиям страхования и установлению значительных — от двух недель и более — временных франшиз, определятьлимиты возмещаемых дополнительных расходов при страховании рисков перерыва производства и, главное, при страховании большого парка генерации заранее закладывать в страховую премию резерв на будущие выплаты по поломкам, вероятность которых математически приближается к единице. С другой стороны, эти же убытки сформировали спрос на страховые услуги со стороны предприятий ТЭК. Страхование только от пожаров и стихийных бедствий перестало устраивать бизнес, и подавляющая часть запросов от владельцев теплогенераций стала включать в себя секцию страхования поломок оборудования. В итоге сформировались стандартные подходы к составу покрываемых рисков и их тарификации. Отдельные условия у конкретных страховых компаний отличались, но в рамках общего подхода к оценкам рисков ТЭК.

Когда риск-инженер приезжал с обследованием на теплоэлектростанцию, для оценки риска защищенности он оценивал и наличие долгосрочного сервисного договора с производителем турбины. Отсутствие этого договора страховые компании считали недостатком рискозащищенности и либо увеличивали страховой тариф, либо могли направить отказ о предоставлении страховой защиты по рискам поломки.

Современные тенденции страхования рисков

В связи с западными санкциями Siemens и General Electric покинули российский рынок, а также свернули предоставление инжиниринговых услуг, из-за чего возникли проблемы с поставками оригинальных запчастей. Компании, обслуживавшие западное оборудование непосредственно у фирм-изготовителей и их дочерних организаций в России, оказались в непростой ситуации. Определенные трудности возникли и у страховщиков. При обследовании генерации риск-инженер страховой компании должен выдать рекомендацию заключить соглашение на техническое обслуживание с компетентной специализированной организацией, но такие организации проходили стадию реорганизации, и их будущее было не совсем ясным.

Специалисты по техническому обслуживанию турбин западного производства в основном остались в России, и их компетенция единомоментно не исчезла. Однако доступ к оборудованию, необходимому для проведения инспекций, обслуживания, тестирования, и особенно к запасным частям стал резко ограничен.

Различным теплоэнергетическим компаниям пришлось принимать решения в зависимости от их возможностей и конкретных ситуаций. По сути, они сейчас одновременно задействуют два подхода.

  • Первый: генерация временно выводится из эксплуатации, с консервацией или без таковой, или же снижается коэффициент использования установленной мощности. Речь идет о времени, когда установка находится в работе. Кстати, о такой практике говорил в мае 2022 года министр энергетики Николай Шульгинов: на встрече с президентом РФ он оценивал продолжительность подобного «экономичного режима эксплуатации» газовых турбин иностранного производства в два года. Увеличиваются межсервисные интервалы — как за счет уменьшения коэффициента использования, так и за счет волюнтаристского решения об увеличении часов наработки между проведением технического обслуживания.
  • Второй: поиск альтернативных источников оборудования и запасных частей российского либо китайского производства, поскольку «каннибализм комплектующих» в теплоэнергетике широкого применения не найдет.

Основные проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются компании ТЭК — отсутствие возможности проведения капитального ремонта и большая очередь на проведение среднего ремонта. Актуальные сложности страхования связаны с неопределенностью времени, необходимого на ремонт оборудования.

Если ранее капитальный ремонт турбины средней мощности с вывозом в Европу занимал около 200 дней, сейчас установить точный срок крайне затруднительно. А значит, при заключении договора страхования нет возможности оценить эту составляющую риска. Тем самым под вопросом страхование рисков перерыва производства, то есть возмещение убытков, которые генерации несут из-за простоя оборудования.

Новая частота убытков в связи с поломками оборудования страховым компаниям пока неизвестна. Это затрудняет прогноз убыточности по данному виду страхования и заставляет страховщиков быть более осторожными.

Неоригинальные запчасти могут не обладать степенью надежности и допуска, необходимой для конкретного вида оборудования. Их использование влечет за собой риски поломок, чаще всего связанные с повышением вибрации. Сейчас уже фиксируются единичные случаи двойных убытков: после проведенного в связи с первой аварией ремонта происходит вторая — во время пусковых испытаний либо через небольшой промежуток времени после возвращения оборудования в эксплуатацию. Подобные инциденты либо будут учащаться, либо компании, производящие аналоги запчастей, научатся делать их качественно.

Негативно сказываются частые остановки и пуски газовых турбин, работающих не на полную мощность: увеличивается риск блочных трещин. Неправильная консервация при простое приводит к образованию ржавчины и изгибу ротора.

Еще один важный момент изменения риска — функционирование автоматизированных систем управления технологическим процессом. Оборудование западного производства поставлялось с программным обеспечением и его поддержкой. Сейчас замена софта может осуществляться только силами российских специалистов, но хороший программист, знакомый с технологическим процессом, — большая редкость. Если опыт в обслуживании подобных систем у отечественных специалистов есть, то создание с нуля специфической системы управления — опыт, которым располагают единичные организации. В данном случае речь идет не только о непосредственных технологических процессах, но и работе систем противоаварийных защит, различных блокировок и так далее.

 Перспективы для страховщиков в ТЭК

Проблема замены оборудования имеет решение, но на это потребуется время. Только к 2030 году ОДК «Сатурн» и «Силовые машины» планируют закрыть потребности в турбинах большой мощности. Поскольку речь идет о новых разработках отечественных предприятий, то на этапе промышленной эксплуатации прототипов, как правило, риск поломок значительно выше, чем для серийного оборудования. Одновременно сохранится риск выхода из строя находящегося в эксплуатации западного оборудования. Но турбины, которым от 5 до 15 лет, выводить полностью из работы не будут, поскольку это экономически невыгодно.

Таким образом, аварии и проблемы с оборудованием генерирующие компании закономерно захотят переложить на страховщиков, что потребует от последних роста компетенций в оценке рисков ТЭК и выработки новых андеррайтерских подходов к ним. Резюмируя: в связи с уходом западных производителей катастрофы не произошло, однако полное понимание динамики аварийности и, как следствие, убыточности на ближайшие один-два года пока отсутствует.

 

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3017 s
queries: 207 (0.0216 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.