Вячеслав Тесаков: генеральный директор ООО «Равелин Лтд»
Сегодня в средствах СКУД широко используются средства дальней идентификации в различных частотных диапазонах.
Многие производители, как зарубежные, так и российские выпускают набор средств позволяющих оперативно производить идентификацию на расстояниях от 2 до 50 метров. Чаще всего данные средства используются для контроля за автотранспортом. Накопленный нашей компанией опыт производства и использования данных средств, выпускаемых под брендом KeyTex-Gate и работающих на частоте UHF-диапазона (868 МГц), позволяет утверждать, что их применение имеет ряд существенных особенностей, которые не всегда известны покупателям.
Как известно в качестве идентификаторов в данном решении используются пассивные метки. Количество накопленной в ней (метке) энергии существенно влияет на дальность её считывания. Именно поэтому при проектировании, либо на этапе монтажа объектов, предполагающих использование данного решения, необходимо прежде всего обратить внимание на правильное позиционирование антенны и меток относительно друг друга. Надо помнить, что антенны имеют фронтальную диаграмму направленности в виде условного овала (размером 7х4м) с длинной (главной) осью, направленной перпендикулярно плоскости антенны. Устойчивое считывание меток возможно только в зоне действия антенны, причем только при ориентации плоскости карточек (меток) перпендикулярно главной оси диаграммы (т. е. параллельно плоскости антенны) с отклонениями не более 15'. Допускается наличие незначительных (не более 1 метра) боковых и заднего лепестка зоны действия антенны.
Кроме того, на дальность и устойчивость считывания меток значительное влияние имеет общий радиочастотный фон и электромагнитная обстановка в месте установки и эксплуатации антенны, а также возможный эффект экранирования антенны различными металлоконструкциями. Поэтому уже при настройке системы рекомендуется это учитывать и стараться выбрать оптимальное место расположения в т.ч. и опытным путем. При использовании системы с двунаправленным проездом, наиболее удачное позиционирование антенн - сверху проезда, под наклоном вниз в зону, где будут появляться метки. Наклон и расположение антенны над (рядом) контролируемым проездом необходимо выбирать с учетом планируемого варианта размещения карточек (меток) в транспортных средствах, а также характера их движения. При этом преследуется цель достижения максимального времени нахождения карточки вблизи главной оси диаграммы антенны, при соблюдении параллельности поверхностей карточки и антенны.
Расположение и методика использования меток также имеет большое значение. Для наружного размещения целесообразно использовать специальные метки, которые могут крепиться на кузов автомобиля, внутрь бампера или под кожух бокового зеркала. Внутри автомобиля карточки обычно крепят в удобном месте лобового (или бокового) стекла. При этом надо учитывать возможное экранирование метки кузовом и стеклами автомобиля. Как известно при изготовлении стекол используется свинец и другие металлы в качестве добавок. Кроме этого, в современных автомобилях используется металлическая сетка обогрева в т.ч. и в лобовых стеклах, специальная тонировка, все это существенно снижает дальность и устойчивость считывания.
Практика показала, что приблизительно в 5% современных автомобилей метки, находящиеся внутри автомобиля, практически не читаются. В нашей практике бывали случае, когда после простой замены лобового стекла с "фирменного" на «экономичное» дальность считывания падала в два раза. В случае если транспортное средство при подъезде к исполнительному устройству движется не быстро, то расположение антенны сбоку от автомобиля практически всегда дает хорошие результаты. Это связано с тем , что боковые стекла около водителя тонируются в гораздо меньшей степени. Это решение удобно использовать в автопарках.