Мария Бородкина
руководитель направления «Media Intelligence Solutions» LexisNexis Russia
Ситуация с угрозой распространения коронавируса привела не только к развитию панических настроений в обществе. С каждым днем становится все очевиднее, что пандемия существенно влияет на мировую экономику, и это влияние будет расти с каждым днем. Компании уже начали оценивать потери.
Автомобильная отрасль оказалась в числе наиболее уязвимых отраслей экономики перед лицом новой угрозы. Журнал RUБЕЖ попросил экспертов международной компании LexisNexis, крупнейшего поставщика данных, проанализировать информацию в международных СМИ на тему влияния короновируса на мировой автопром. Аналитиками LexisNexisбыло изучено мировое инфополе вокруг крупнейших мировых автопроизводителей (согласно авторитетному списку Fortune500) в связи с текущей обстановкой с COVID-19.
Автомобильная промышленность уже вовсю ощущает воздействие коронавируса: продажи замедлились, множество выставок отменено или перенесено, запуск автомобилей отложен, а спрос в Китае исчез, пишет International Business Times. Аналитики не ожидают улучшения в ближайшее время и снизили целевые показатели для 22 компаний, уточняет Bloomberg со ссылкой на исследователей RBC Capital Markets.
Еще в феврале Toyotaпредупредила акционеров, что вспышка коронавируса может оказать серьезное влияние на мировые продажи и производство автомобилей на весь год, сообщают англоязычные издания.
Акции автопроизводителей переживают худший период со времен финансового кризиса и банкротств General Motors и Chrysler. Зарубежные СМИ указывают, что активная распродажа финансовых инструментов была вызвана растущим беспокойством по поводу вспышки коронавируса COVID-19 во всем мире. Показатели GM, Ford, Fiat Chrysler Automobiles, Tesla и Ferrari снизились на прошлой неделе, ставя под сомнение бум продаж автомобилей, который в США привел к пяти рекордным или почти рекордным годам продаж.
В частности, акции GMи Ford Motor упали на двузначные цифры в этом году, снизившись на 12% за последнюю неделю. Даже доля Tesla, которая выросла на 59,7% в этом году, упала на 25,9% с 21 февраля.
16 марта многие мировые издания вышли с громкой новостью — автомобильные заводы по всей Европе останавливают производство, поскольку коронавирус влияет на поставки и доступность рабочей силы.
Так, в медиа сообщалось, что крупнейший в мире производитель автомобилей Volkswagen Group приостанавливает производство на заводах по всей Европе, поскольку пандемия коронавируса сказалась на продажах и нарушает цепочки поставок. По словам немецкого автопроизводителя, которому принадлежат бренды Audi, Bentley, Bugatti, Ducati, Lamborghini, Porsche, Seatи Skoda, неопределенность в отношении последствий от коронавируса не дает возможности прогнозировать производительность в этом году. Автопроизводитель добавил, что 2020 год будет очень трудным, пишет Business Insider.
Также вчера (17 марта) британская The Guardianи ряд других изданий сообщили о том, что Nissan остановил работу на заводе в Сандерленде, где работают 6000 человек и который производит около 440 000 автомобилей в год. Компания заявила: «В настоящее время изучаются дальнейшие меры, поскольку мы оцениваем срыв цепочки поставок и внезапное падение спроса на рынке, вызванное чрезвычайной ситуацией с Covid-19».
Чтобы как-то справиться с кризисом, компании уже начинают выступать с инициативами в надежде оживить продажи. По данным американских изданий, автопроизводители начинают развертывать программы стимулирования, призванные убедить клиентов в том, что они могут купить новый автомобиль, не беспокоясь о потере способности платить за него во время пандемии коронавируса. В частности, Hyundai заявила, что возрождает свою программу защиты от потери рабочих мест Hyundai Assurance, призванную обеспечить владельцам «душевное спокойствие в неопределенные времена», поскольку вспышка COVID-19 вызывает опасения, что американцы перестанут покупать новые легковые и грузовые автомобили. Программа была впервые запущена во время Великой рецессии, когда она помогла Hyundai завоевать долю рынка среди конкурентов, несмотря на кризис продаж в автомобильной промышленности в тот период.
Два дня назад американская FoxNews сообщила о решении Ford запустить программу кредитной помощи для покупателей новых автомобилей и тех, кто пострадал от коронавируса.
General Motors (GM), как сообщается, также стимулирует продажи и предлагает потребителям льготы, которые включают четыре месяца отсроченных платежей и 0% финансирования в течение следующих семи лет.
Кроме того, правительства активно стараются привлечь автопром к борьбе с распространением COVID-19. СМИ сообщили, что на днях Великобритания обратилась к производителям, таким как Ford Motor, Jaguar Land Rover и Honda, с просьбой помочь изготовить медицинское оборудование, включая вентиляторы, для борьбы со вспышкой коронавируса.