/

Внедрение научных разработок по защите населения от ЧС как элемент обеспечения национальной безопасности

Внедрение научных разработок по защите населения от ЧС как элемент обеспечения национальной безопасности

27 февраля 2020, 10:24    1816

Сергей Диденко

Сергей Диденко

Начальник ВНИИ ГОЧС

Начальник института Сергей Диденко принял участие в VII ежегодном форуме «Национальная безопасность России», посвященном современным угрозам и приоритетам обеспечения национальной безопасности России.

В мероприятии участвовали представители силовых структур и контрольно-надзорных органов, депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, общественных советов при ведомствах, экспертного общества. Собравшихся приветствовал председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков. 

С докладами выступили президент Всероссийской полицейской Ассоциации Юрий Жданов, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана  Михаил Зеленков, представитель ВНИИ ПО Андрей Новиков и др.

В рамках работы форума был озвучен широкий спектр тем, раскрывающих степень актуальности угроз национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности.

Устойчивость развития любой страны определяется, в первую очередь, состоянием ее национальной безопасности. То есть способностью государства противодействовать возникающим вызовам. 

Реализуя новейшие научные разработки в области предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, наш научно-исследовательский институт исходит из задач, поставленных министром МЧС России Евгением Николаевичем Зиничевым, в рамках достижения целей обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан. 

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указано, что для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории России. Между тем, тесное взаимодействие с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления позволяет нам сделать вывод о необходимости реализации дополнительных программ и комплексного научного сопровождения мероприятий по защите населения и территорий регионов и муниципалитетов. 

Национальная безопасность законодательно сегментирована на виды — пожарная, биологическая, экологическая, безопасность гидротехнических сооружений и т.д. Однако отличительной особенностью современных угроз и рисков является их трансграничный и синергетический характер, когда один фактор – стихийное бедствие или техногенная катастрофа – влечет за собой развитие многих других опасностей и последствий, многократно усиливая друг друга. 

В соответствии с этой тенденцией трансформируются и задачи, стоящие перед наукой чрезвычайного ведомства. Это проведение междисциплинарных научных исследований и апгрейд превентивных и адаптационных мер с учетом региональных и даже муниципальных особенностей. Отдельное направление – актуализация нормативной базы и обоснование мер ресурсного обеспечения в этой области. 

Применение «экономического подхода» позволяет просчитать потенциальный эффект от внедрения научных разработок в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций и минимизации расходов федеральных и региональных органов государственной власти и муниципалитетов. 

В 2018 году сумма выплат из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий крупномасштабных техногенных чрезвычайных ситуаций составила почти 2,7 млрд рублей, что в 5,6 раз больше по сравнению с 2017 годом. В 2019 году выплаты из Резервного фонда на эти цели увеличились еще в два раза – до 4,8 млрд рублей. 

Выплаты на ликвидацию последствий крупномасштабных природных чрезвычайных ситуаций за 2018 году составили 8,3 млрд рублей. В 2019 году эта цифра увеличилась до 15 млрд рублей.  Общая сумма выплат на ликвидацию последствий природных и техногенных ЧС составила: в 2018 году 11 млрд рублей, в 2019 г. – около 20 млрд рублей. 

При этом, по подсчетам ученых, выделение государственных средств на превентивные меры по минимизации рисков в 12 раз эффективнее экономически, чем ликвидация последствий ЧС. Возьмем ту же цифру – 20 миллиардов, направленных из резервного фонда правительства на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, которые произошли в 2019 году. 

Грубо говоря, если бы своевременно в районах, где произошли разрушительные ЧС, на сумму 1,2 млрд рублей были осуществлены мероприятия по их предупреждению, государству не пришлось бы направлять из резервного фонда почти 19 млрд рублей.  И нетрудно подсчитать, что если бы эти 19 млрд рублей были направлены на минимизацию рисков в сотнях населенных пунктов России, впоследствии это обеспечило бы экономию средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации в объеме почти 230 млрд рублей. И – так далее, по прогрессии. 

Последние научные разработки нашего института, посвященные комплексному подходу к проблеме обеспечения безопасности, носят и прикладной характер. Ученые института разработали научные методики, позволяющие оценить риски, предложить комплекс конкретных мер для их снижения, подсчитать объемы необходимых вложений.  

Субъекты могут и должны заранее выделять средства на предупреждение, а не дожидаться, когда траты на ликвидацию последствий ЧС достигнут 0,5 % регионального бюджета, когда согласно бюджетному правилу субъект направляет заявки на выделение дополнительных средств из федерального резервного фонда. 

Примером правильного комплексного подхода к проблеме обеспечения безопасности является программа нынешнего руководства Красноярского края по организации инженерной защиты к г. Минусинска. 

Подтопление подземными водами является давней проблемой Минусинска. В течение последних 50-ти лет в зоне подтопления систематически оказывается правобережная половина города. Городские власти периодически организовывали локальные работы по водопонижению с привлечением различных организаций. Однако к 2018 году подтопление территории приняло критический характер. 

В 2020 году Правительство Красноярского края совместно с Русгидро и нашим институтом запланировало на территории Минусинска работу по комплексной оценке риска подтоплений, состояния зданий и сооружений в зоне подтопления и созданию системы инженерной защиты территорий от затоплений и подтоплений. Будет проведено гидрологическое и гидрогеологическое моделирование чрезвычайных ситуаций. Выполненный комплекс работ можно будет тиражировать на другие территории, адаптировав его под особенности конкретной территории или населенного пункта.

Институт выстраивает тесное взаимодействие с губернаторским корпусом. В первую очередь это главы субъектов, на территории которых чрезвычайные ситуации имеют циклический и наиболее разрушительный характер. 

Наши ученые проанализировали территории субъектов с точки зрения их подверженности отдельным климатическим изменениям. Речь идет о «волнах тепла и холода», шквальных и ураганных ветрах, таянии вечной мерзлоты, экстремальных осадках, комбинированном воздействии опасных природных процессов.  

В рамках работы были сформированы коэффициенты влияния последствий климатических изменений на территории субъектов, разработаны шаблоны для создания адаптационных планов мероприятий по повышению их устойчивости к последствиям изменения климата и другим бедствиям. 

Акцент на превентивный характер в программах управления рисками позволит не только минимизировать материальные потери в случае чрезвычайных ситуаций, но и самое главное (то, что невозможно восполнить из резервного фонда), — сохранить здоровье и человеческие жизни, сберечь экологию.

Завершая эту тему, я предлагаю вам сравнить затраты на безопасность в развитых промышленных странах, которые принято оценивать по доле страховых премий в валовом внутреннем продукте страны. 

По данным крупнейшего международного перестраховочного агентства, доля страховых премий в ВВП стран:

— Южная Корея – 12,1% ВВП;

— Великобритания – 10,2% ВВП;

— Япония – 9,5% ВВП;

— США – 7,3% ВВП; 

— Россия – 1,42% ВВП;

Доля страховых премий в мировом ВВП – 6,3%. 

А значит, нам предстоит большая работа по корректировке соотношения затрат «предотвращение-ликвидация последствий», тем более в период выработки новой Стратегии национальной безопасности.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2617 s
queries: 231 (0.0244 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.