/

Внедрение научных разработок по защите населения от ЧС как элемент обеспечения национальной безопасности

Внедрение научных разработок по защите населения от ЧС как элемент обеспечения национальной безопасности

download PDF
27 февраля 2020, 10:24    199

Сергей Диденко

Сергей Диденко

Начальник ВНИИ ГОЧС,

Начальник института Сергей Диденко принял участие в VII ежегодном форуме «Национальная безопасность России», посвященном современным угрозам и приоритетам обеспечения национальной безопасности России.

В мероприятии участвовали представители силовых структур и контрольно-надзорных органов, депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, общественных советов при ведомствах, экспертного общества. Собравшихся приветствовал председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков. 

С докладами выступили президент Всероссийской полицейской Ассоциации Юрий Жданов, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана  Михаил Зеленков, представитель ВНИИ ПО Андрей Новиков и др.

В рамках работы форума был озвучен широкий спектр тем, раскрывающих степень актуальности угроз национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности.

Устойчивость развития любой страны определяется, в первую очередь, состоянием ее национальной безопасности. То есть способностью государства противодействовать возникающим вызовам. 

Реализуя новейшие научные разработки в области предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, наш научно-исследовательский институт исходит из задач, поставленных министром МЧС России Евгением Николаевичем Зиничевым, в рамках достижения целей обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан. 

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указано, что для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории России. Между тем, тесное взаимодействие с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления позволяет нам сделать вывод о необходимости реализации дополнительных программ и комплексного научного сопровождения мероприятий по защите населения и территорий регионов и муниципалитетов. 

Национальная безопасность законодательно сегментирована на виды — пожарная, биологическая, экологическая, безопасность гидротехнических сооружений и т.д. Однако отличительной особенностью современных угроз и рисков является их трансграничный и синергетический характер, когда один фактор – стихийное бедствие или техногенная катастрофа – влечет за собой развитие многих других опасностей и последствий, многократно усиливая друг друга. 

В соответствии с этой тенденцией трансформируются и задачи, стоящие перед наукой чрезвычайного ведомства. Это проведение междисциплинарных научных исследований и апгрейд превентивных и адаптационных мер с учетом региональных и даже муниципальных особенностей. Отдельное направление – актуализация нормативной базы и обоснование мер ресурсного обеспечения в этой области. 

Применение «экономического подхода» позволяет просчитать потенциальный эффект от внедрения научных разработок в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций и минимизации расходов федеральных и региональных органов государственной власти и муниципалитетов. 

В 2018 году сумма выплат из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий крупномасштабных техногенных чрезвычайных ситуаций составила почти 2,7 млрд рублей, что в 5,6 раз больше по сравнению с 2017 годом. В 2019 году выплаты из Резервного фонда на эти цели увеличились еще в два раза – до 4,8 млрд рублей. 

Выплаты на ликвидацию последствий крупномасштабных природных чрезвычайных ситуаций за 2018 году составили 8,3 млрд рублей. В 2019 году эта цифра увеличилась до 15 млрд рублей.  Общая сумма выплат на ликвидацию последствий природных и техногенных ЧС составила: в 2018 году 11 млрд рублей, в 2019 г. – около 20 млрд рублей. 

При этом, по подсчетам ученых, выделение государственных средств на превентивные меры по минимизации рисков в 12 раз эффективнее экономически, чем ликвидация последствий ЧС. Возьмем ту же цифру – 20 миллиардов, направленных из резервного фонда правительства на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, которые произошли в 2019 году. 

Грубо говоря, если бы своевременно в районах, где произошли разрушительные ЧС, на сумму 1,2 млрд рублей были осуществлены мероприятия по их предупреждению, государству не пришлось бы направлять из резервного фонда почти 19 млрд рублей.  И нетрудно подсчитать, что если бы эти 19 млрд рублей были направлены на минимизацию рисков в сотнях населенных пунктов России, впоследствии это обеспечило бы экономию средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации в объеме почти 230 млрд рублей. И – так далее, по прогрессии. 

Последние научные разработки нашего института, посвященные комплексному подходу к проблеме обеспечения безопасности, носят и прикладной характер. Ученые института разработали научные методики, позволяющие оценить риски, предложить комплекс конкретных мер для их снижения, подсчитать объемы необходимых вложений.  

Субъекты могут и должны заранее выделять средства на предупреждение, а не дожидаться, когда траты на ликвидацию последствий ЧС достигнут 0,5 % регионального бюджета, когда согласно бюджетному правилу субъект направляет заявки на выделение дополнительных средств из федерального резервного фонда. 

Примером правильного комплексного подхода к проблеме обеспечения безопасности является программа нынешнего руководства Красноярского края по организации инженерной защиты к г. Минусинска. 

Подтопление подземными водами является давней проблемой Минусинска. В течение последних 50-ти лет в зоне подтопления систематически оказывается правобережная половина города. Городские власти периодически организовывали локальные работы по водопонижению с привлечением различных организаций. Однако к 2018 году подтопление территории приняло критический характер. 

В 2020 году Правительство Красноярского края совместно с Русгидро и нашим институтом запланировало на территории Минусинска работу по комплексной оценке риска подтоплений, состояния зданий и сооружений в зоне подтопления и созданию системы инженерной защиты территорий от затоплений и подтоплений. Будет проведено гидрологическое и гидрогеологическое моделирование чрезвычайных ситуаций. Выполненный комплекс работ можно будет тиражировать на другие территории, адаптировав его под особенности конкретной территории или населенного пункта.

Институт выстраивает тесное взаимодействие с губернаторским корпусом. В первую очередь это главы субъектов, на территории которых чрезвычайные ситуации имеют циклический и наиболее разрушительный характер. 

Наши ученые проанализировали территории субъектов с точки зрения их подверженности отдельным климатическим изменениям. Речь идет о «волнах тепла и холода», шквальных и ураганных ветрах, таянии вечной мерзлоты, экстремальных осадках, комбинированном воздействии опасных природных процессов.  

В рамках работы были сформированы коэффициенты влияния последствий климатических изменений на территории субъектов, разработаны шаблоны для создания адаптационных планов мероприятий по повышению их устойчивости к последствиям изменения климата и другим бедствиям. 

Акцент на превентивный характер в программах управления рисками позволит не только минимизировать материальные потери в случае чрезвычайных ситуаций, но и самое главное (то, что невозможно восполнить из резервного фонда), — сохранить здоровье и человеческие жизни, сберечь экологию.

Завершая эту тему, я предлагаю вам сравнить затраты на безопасность в развитых промышленных странах, которые принято оценивать по доле страховых премий в валовом внутреннем продукте страны. 

По данным крупнейшего международного перестраховочного агентства, доля страховых премий в ВВП стран:

— Южная Корея – 12,1% ВВП;

— Великобритания – 10,2% ВВП;

— Япония – 9,5% ВВП;

— США – 7,3% ВВП; 

— Россия – 1,42% ВВП;

Доля страховых премий в мировом ВВП – 6,3%. 

А значит, нам предстоит большая работа по корректировке соотношения затрат «предотвращение-ликвидация последствий», тем более в период выработки новой Стратегии национальной безопасности.


Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Yandex.Дзен

    Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
    в Яндекс.Дзен

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 105)

    total time: 3,5424 s
    queries: 228 (1,4612 s)
    memory: 2 048 kb
    source: database
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.