Wisenet P new

/ / Быстрый досмотр. Как аэропорты ищут способ упростить процедуру проверки пассажиров

Быстрый досмотр. Как аэропорты ищут способ упростить процедуру проверки пассажиров

2014-04-09 16:17:00

В обозримом будущем системы идентификации, сканирующие лица, радужные оболочки глаз и отпечатки пальцев, могут вытеснить и заменить специалистов, проверяющих авиапассажиров. Десятки аэропортов в Европе, Австралии и США уже сейчас используют такие технологии, пассажиры могут проходить проверки, не показывая документов и даже не беседуя с персоналом. Как ожидается, автоматизация досмотра не только повысит безопасность авиаперелетов, но и сделает их более популярными, существенно упростив и ускорив прохождение этой процедуры.

Текст: Александр Флоранский

По материалам The Wall Street Journal

Биометрические методики — устройства и программное обеспечение, идентифицирующие граждан по индивидуальным физиологическим характеристикам, — поставили человечество перед вопросом, насколько техника способна обнаружить потенциальных террористов в потоке пассажиров эффективней, чем это сделает специалист-человек. По словам разработчиков оборудования и ПО, автоматизация сделает путешествия на воздушном транспорте безопаснее и, ко всему прочему, позволит заработать. 

По данным исследования IT-компании SITA, на текущий момент 28 % мировых аэропортов используют биометрические технологии, в 2008 году этот показатель соответствовал 18 %. Международная ассоциация воздушного транспорта и Международный совет аэропортов — две крупнейшие отраслевые группы — поддерживают развитие таких программ. Их представители считают, что необходимость прохождения длительного и тягостного процесса проверки заставляет многих отказываться от поездок, хотя сейчас среднестатистический пункт досмотра обслуживает около 150 человек в час — вдвое меньше, если сравнивать с показателями работы до 11 сентября 2001 года. 

«В конечном счете внедрение технологий может полностью избавить нас от необходимости использовать посадочные талоны — функцию билетов смогут выполнять лица пассажиров», — заявляет Майкл Айбитсон, представитель пресс-службы лондонского аэропорта Гатвик, где в прошлом году проводилась пилотная программа, в которой участвовали 3 тыс. человек. Сканировались радужные оболочки глаз, и камеры видеонаблюдения у пропускных пунктов и ворот, ведущих к трапу самолета, автоматически выявляли эти лица среди остальных пассажиров. 

В рамках программы Smart Security, проведение которой намечено на 2014 год, планируется задействовать пропускные пункты амстердамского аэропорта Схипхол и лондонского Хитроу. Авторы проекта хотят протестировать ряд устройств и новое программное обеспечение, проверяющее багаж на предмет наличия взрывчатых веществ. Гвидо Питерманс, руководитель проекта, поясняет, что «надежность алгоритма довольно высока» и в техническом отношении суть идеи сводится к замещению сотрудников охраны аэропорта, которые, в отличие от электронных устройств, физически не могут уследить за всем происходящим в помещении аэропорта.

В этом же направлении ведет свою деятельность Таможенная и пограничная служба США. Около 2 млн путешественников, участвующих в программе правительственной службы, вместо разговоров с офицерами охраны проходят через считывание специальными устройствами отпечатков пальцев. Так называемые биометрические киоски минувшим летом использовались 820 тыс. раз, это на 75 % больше сравнительно с 2012 годом. Кроме того, теперь процедуру дактилоскопирования необходимо проходить всем иностранцам, приезжающим в Соединенные Штаты. 

Аэропорты и правительственные агентства, помимо прочего, находят применение биометрическим системам и в менее заметных областях. Так, на протяжении многих лет проверки багажа сводились только лишь к обнаружению взрывчатки. Недавно в аэропортах Лас-Вегаса, Атлантик-Сити и международном аэропорту Сиракьюс Ханкок (Нью-Йорк) на смену охранникам пришли автоматизированные ворота, не позволяющие пассажирам вернуться в охраняемую зону. В Гатвике используется система идентификации по чертам лица в целях подсчета пассажиров, стоящих в очередях на пропускных пунктах. Устройство делает снимки и фиксирует практически всех пассажиров, которые подходят к пунктам досмотра; затем снимки используются для того, чтобы отметить человека, которого уже проверили. Полученные данные позволяют подсчитать оптимальное время, необходимое для прохождения досмотра. Представители Гатвика поясняют, что процесс можно сократить до пяти минут, а персонал, исходя из полученной статистики, может принять оперативное решение об организации дополнительных рядов.

В 2013 году появилась первая полностью автоматизированная машина сканирования багажа. Разработка Qylur Security Systems Inc. может без помощи человека искать любые запрещенные предметы, включая оружие, жидкости и взрывчатые вещества. Не так давно этот девайс прошел тестирование у статуи Свободы, в аэропорту Рио-де-Жанейро и стадионе MetLife в Нью-Джерси. По словам Лизы Долев, основателя компании, руководство Qylur обсуждало возможность сотрудничества и применения нового устройства с людьми из правительственных служб безопасности из Бразилии, Европы и США. 

По мнению экспертов в области авиационной безопасности, биометрические системы защищают от ответственности, связанной с работой оператора сканера. Согласно статистике Счетной палаты США, с 2010 по 2012 год служащие Управления технической безопасности во время проверок около 2 тыс. раз уличались в различного рода нарушениях, включая случаи, когда пассажиры или багаж вовсе не проходили процедуру проверки. В 2010 году во время тестирования сканеров, распознающих человека по чертам лица, в аэропорту Амстердама Схипхол голландские исследователи обнаружили, что статистика корректной работы машин составляет примерно 98 %, — другими словами, один из тысячи пассажиров может проникнуть в самолет по подложным документам. При более внимательном изучении оказалось, что погрешность возникала из-за ошибок в действиях сотрудников, работающих со сканерами. 

Правда, находятся и скептики, которые возражают против тотальной автоматизации безопасности. Они называют главной уязвимостью техники предсказуемость алгоритмов ее работы. Такого мнения, в частности, придерживается Ричард Блум, он занимается в Университете аэронавтики Эмбри-Риддл (штат Аризона) исследованиями вопросов, относящихся к сфере контртерроризма, разведки и безопасности. «Если представляется возможным узнать принцип работы оборудования, — поясняет Блум, — люди, располагающие определенными ресурсами, почти гарантированно смогут найти способ и обойти препятствие в виде устройства».

 

 

Тематика: Тема номера

Номер журнала: 4

Комментарии (0)

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.