Минск становится безопасным городом
2013-04-13 21:47:00
В соседней Беларуси нет программ, аналогичных российскому «Безопасному городу». Однако работа на отдельных направлениях ведется. Постоянно снижающееся количество зарегистрированных правонарушений — лучшее тому подтверждение. Рассмотрим подробнее системы, применяемые как в Минске, так и в Беларуси, нацеленные на контроль и обеспечение правопорядка.
Текст: Геннадий Можейко
Метро: система видеонаблюдения и досмотровые мероприятия
Весной 2011 года в минской подземке произошел теракт: в час пик на платформе станции «Октябрьская» прогремел взрыв. 15 человек погибли, несколько сотен были ранены. До этого дня системы контроля в минском метро были, мягко говоря, не самыми надежными. Например, камеры наблюдения, о технических подробностях которых специалисты скромно умалчивали. Правда, некоторые детали выяснились позже — уже в ходе суда над террористами. Оказывается, камеры в минском метро были аналоговыми, с разрешением 768х576. А на ключевом пересадочном узле «Купаловская-Октябрьская» и вовсе — 384х288. Данные с них поступали на видеосервер в аналоговом формате. Там они перекодировались и хранились в RAID-массиве объемом 0,7 терабайта, собранном из восьми винчестеров. Поставщик системы — российская компания «Скайрос».
После теракта произошли подвижки: постепенно систему обновляют, меняя устаревшие аналоговые черно-белые камеры на цветные, высокой четкости. К сегодняшнему дню общее количество камер, установленных в вестибюлях, на перронах и в переходах минской подземки, достигло 930 штук (главный ревизор по безопасности движения КУП «Минский метрополитен» Александр Салей в интервью агентству «Интерфакс-Запад»). Первые камеры появились и внутри поездов — пока системой видеонаблюдения оснащено семь вагонов. Поскольку объем данных с видеокамер велик, для обработки получаемой информации к 2017 году будет создана новая структура — ситуационный центр. Тогда же закончатся работы по оборудованию вагонов — в каждый установят по четыре камеры.
Что касается организации досмотровых мероприятий, то и тут до теракта никто особо не шевелился. Конечно, на каждой станции была так называемая комната милиции. Естественно, в каждом вестибюле каждой станции постоянно дежурил милиционер. У некоторых были портативные металлодетекторы. Но, по нашим наблюдениям, сотрудники милиции крайне редко останавливали граждан с целью проверки — в основном разворачивали обратно пьяных. 11 апреля 2011 года Дмитрий Коновалов пронес через турникет тяжелую сумку со взрывчаткой, но стоящий рядом милиционер даже не обратил на него внимания.
Тотальный досмотр начался сразу после взрыва. В вестибюлях установили рамочные металлодетекторы, а где не хватило — проверяли ручными. Осмотру подвергался каждый, кто нес сумку или рюкзак. Было очевидно, что такие меры не могут продолжаться вечно. Через неделю досмотр прекратили, и теперь дежурящие милиционеры иногда проводят выборочную проверку.
Через неделю после теракта тогдашний замминистра МВД Беларуси Евгений Полудень пообещал, что на всех станциях установят сканеры для проверки вещей, как в аэропортах.
— Мы видим, что наши технические возможности отстают от мировых тенденций, — заявил он тогда. — Мы предполагаем, что в метрополитене при входе необходимо установить такие сканеры, как в аэропорту. Они будут проверять крупногабаритные вещи. Надеемся, что на всех станциях метро такие сканеры будут установлены.
С тех пор прошло два года, но в минском метро появилось только два таких сканера — на станциях «Октябрьская» и «Петровщина». В планах установить еще два сканера: на втором выходе станции «Октябрьская» и на «Купаловской» (главный ревизор по безопасности движения КУП «Минский метрополитен» Александр Салей в интервью агентству «Интерфакс-Запад»). Как всегда, проблема в деньгах — по оценкам специалистов, на закупку 50 сканеров (по два на каждую станцию) требуется около десяти миллионов долларов.
Зато теперь в минском метро появилась собственная служба охраны — ее сотрудники работают вместе с милиционерами и усиливают безопасность метрополитена. Новое подразделение сформировано по опыту метрополитенов других крупных городов — Петербурга, Москвы, Екатеринбурга. В настоящее время в метро Минска работает 166 инспекторов службы охраны, они дежурят в вестибюлях, переходах и на платформах метрополитена (начальник КУП «Минский метрополитен» Ростислав Юреня в интервью агентству БелТА).
Всего на мероприятия, связанные с совершенствованием системы безопасности в минском метро, в ближайшие четыре года планируется потратить 20 миллионов долларов, почти два из которых потратят в текущем году (начальник КУП «Минский метрополитен» Ростислав Юреня в интервью агентству БелТА).
Праздники и народные гулянья: вход через турникет, обязательная видеофиксация
Традиционно в Беларуси досмотровые мероприятия проводились на концертах и крупных спортивных матчах. Усиление контроля на других мероприятиях произошло после трагического случая. В 2008 году в самом центре Минска во время празднования Дня независимости Беларуси взорвалась самодельная бомба — ранено 54 человека, присутствовавших на торжественном концерте. Вторую, неразорвавшуюся бомбу, спрятанную в пакете от сока, нашли неподалеку. С тех пор место проведения любого мало-мальски массового мероприятия (даже гуляний у новогодней елки возле универсама в спальном районе) огораживается милицейским забором, а людей пропускают через турникеты, с обязательным досмотром. Правила стандартные: не пускают с колюще-режущими предметами, стеклянными бутылками, с алкоголем, с пластиковыми бутылками больше 0,5 литра, с домашними животными и велосипедами. Если в празднике участвуют крупные чиновники, нельзя пройти с профессиональной фототехникой. Каждого, кто проходит турникет, снимает на камеру сотрудник в штатском.
Школы и детские сады: видеонаблюдение и турникеты
И здесь толчком стали несколько трагических случаев. В ноябре прошлого года на территории одной из минских школ мужчина, приехавший на родительское собрание, насмерть сбил ребенка прямо на территории школы. Трагедия получила большой резонанс, водителя приговорили к четырем годам колонии, а чиновники стали наперебой предлагать всевозможные меры: сейчас речь идет об установке вблизи школ, детских садов и других учреждений образования дополнительных турникетов, шлагбаумов, искусственных препятствий, ограждений, а также камер видеонаблюдения.
Еще один неприятный случай — попытка совращения первоклассника в минской школе №1. По сути, в минские школы может пройти любой посторонний. Теперь говорят о том, что детские сады и школы Московского района Минска оборудуют входными турникетами. Если инициатива пройдет, скорее всего, так поступят и в других районах белорусской столицы.
Камеры ГУВД Мингорисполкома в людных местах
Количество уличных камер наблюдения в Минске постоянно растет. Десять лет назад их было всего 25 (начальник центра информационных технологий ГУВД Мингорисполкома Александр Драневич в интервью агентству «Интерфакс-Запад»). К 2009 году их количество увеличили до 60 (главный специалист отдела связи и автоматизации ГУВД Мингорисполкома Андрей Рамизовский в интервью агентству «Минск-Новости»). По данным на середину 2012 года, на улицах и площадях Минска было установлено 128 камер наблюдения, девять из которых 16-мегапиксельные (представитель ГУВД Мингор-
исполкома в интервью порталу onliner.by). Управляют ими из Главного управления внутренних дел Мингорисполкома. В первую очередь камеры служат для контроля порядка во время массовых мероприятий. Хотя большую часть времени объективы направлены на перекрестки для слежения за дорожной обстановкой. Но за соблюдением участниками дорожного движения правил, в частности скоростного режима, они не следят.
С помощью высокоточных камер можно точно определить регистрационный номер автомобиля, а также разглядеть человека, находящегося за рулем. Съемка производится круглосуточно и уже не раз помогала следователям. В основном ищут определенные автомобили, чей приблизительный маршрут уже известен — речь идет о разыскиваемых угнанных машинах. Иногда нужно определить, куда отправился какой-то водитель либо пассажир. Порой обращаются и для определения виновников ДТП — если недостаточно показаний свидетелей.
Камеры скорости
Для работ по внедрению системы контроля скорости на белорусских дорогах было создано белорусско-австрийское СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». Поставщик оборудования — французская компания Sagem Sйcuritй. Инсталляцией оборудования также занимались французские специалисты. Систему запустили в июле прошлого года: первые 15 камер заработали на трассе М1 «Брест–Москва». Позже две камеры появились на Слуцкой трассе — они фиксируют не только скорость, но и неправильный обгон. Камеры установлены на специальных опорах и «стреляют в спину» — чтобы не ослеплять водителя вспышкой. Информация с камер стекается в диспетчерскую центра фиксации правонарушений. Несколько операторов постоянно обрабатывают информацию, нарушителям рассылаются так называемые «письма счастья» со штрафами. Диспетчерская центра напоминает ЦУП: огромный монитор на всю стену, три оператора за компьютерами. Программа сразу же выдает на их экраны фото, место и время совершения правонарушения, номер транспортного средства, допустимую и зафиксированную скорость движения. Задача сотрудников — сверить, правильно ли компьютер определил номер. И если нет — внести корректировку.
Для передачи данных с камер используют 3G-сети мобильных операторов МТС и Belcel. Реже используют оптоволоконные линии связи предприятия «Белдор-связь». Такие линии были построены для связи метеостанций, установленных на автомагистралях.
Когда начиналось тестирование оборудования на трассе М1, камеры регистрировали за день до 1500 нарушений. Причем отдельные «летчики» попадались на скорости 220-260 км/ч! Сегодня можно говорить о двукратном снижении данной статистики и заметном падении средних скоростей. Большинство протоколов фиксируют превышение допустимой скорости движения на 10-20 км/ч. Такая же тенденция прослеживается и на МКАД: начинали с 500 нарушителей в сутки, сейчас регистрируется не более 250. Согласно статистике, 15% нарушителей — это водители машин с иностранными номерами. Такие нарушители оплачивают штраф на границе.
Сейчас в Беларуси работает около 40 камер скорости. Большинство из них — на трассе «Брест–Москва». Кроме этого, работает шесть мобильных устройств. Их ставят в любом месте трассы, данные приходят в ноутбук дежурящего рядом сотрудника. После окончания смены ноутбук привозят в центр фиксации правонарушений и «сливают» данные в общую базу.
Количество камер постоянно увеличивается. Недавно камеры смонтировали на 401-м и 435-м километре трассы «Брест–Москва». Еще шесть точек контроля на этой трассе появится в ближайшее время.
В перспективе камеры скорости установят и на других дорогах, в первую очередь на МКАД и трассах, ведущих из Минска к областным центрам. К лету в пяти местах заработают камеры на МКАД. Затем камерами планируют обеспечить трассы М4 «Минск–Могилев» и М5 «Минск–Гомель». По нашей информации, всего закуплено 100 камер.
Таким образом, отсутствие в Беларуси единой программы по внедрению систем технической безопасности тормозит рост этой отрасли. Например, по оценкам экспертов, 128 камер МВД на двухмиллионный город — катастрофически мало. С другой стороны, подвижки по отдельным направлениям есть. Так, сейчас активно развивается сеть дорожных камер для автоматической фиксации скоростного режима. Положительно оценивают и инициативу автоматического контроля посетителей в дошкольных учебных учреждениях и школах.
Тематика: Тема номера
Номер журнала: 1
Комментарии ()