Беспилотный транспорт обретает контуры полноценного рынка для целого комплекса технических средств и систем. Главными запросами в данной отрасли на 2024 год можно определить снижение количества аварий, разгрузка дорожного трафика, усиление киберзащищенности транспортных объектов, «цифровые двойники» и платформы управления транспортным комплексом. При этом Минтранс России позиционирует развитие этих трендов на основе импортоопережающих российских технологий.
Беспилотный транспорт
Похоже, что плюсы от внедрения беспилотных транспортных систем все-таки перевесили связанные с ними риски.
Во-первых, такой транспорт позволяет исключить человеческий фактор как причину аварии. Оснащение системами искусственного интеллекта и автоматизированными функциями предотвращает несоблюдение дистанции, нарушение правил дорожного движения (ПДД), обеспечивает контроль усталости водителя. «Умные» автомобили запрограммированы для строгого соблюдения всех правил, включая скоростной режим, повороты, перестроения и дистанцию до других транспортных средств.
Во-вторых, можно ожидать снижения интенсивности пробок на 25% в крупных городах и повышения средней скорости движения на 20%. Благодаря активному применению лидаров и систем навигации (ГЛОНАСС, GPS) беспилотные транспортные средства могут быть запрограммированы для оптимального использования дорожных полос и минимизации задержек при перестроениях. Они могут быть связаны друг с другом, с инфраструктурой дорог, с системами управления трафиком. Все это обеспечивает улучшенную координацию и безопасность движения.
В-третьих, экологичность беспилотного транспорта позволит снизить расходы на топливо на 40%, а долю выбросов выхлопных газов – на 60%. Для производителей устройств это означает рост спроса на альтернативные источники питания и энергии, а также датчики контроля выбросов.
Интеллектуальные транспортные системы
Внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) диктует свои требования к техническим решениям. Дороги должны оснащаться датчиками, вся инфраструктура должна обмениваться между собой информацией и передавать ее в автомобиль и обратно. Это повлияет и на методики проектирования и технологии строительства трасс. Повысятся требования к плотности датчиков и их возможностям передачи информации. Уровень покрытия должен быть максимально приближен к 100%.
Кибербезопасность
Среди главных видов трендов 2024 года в транспортной сфере – защита от кибератак как объектов транспортной инфраструктуры, так и отдельных транспортных средств.
Их последствия могут привести к ущербу не одного конкретного объекта, а вызвать сбой в системе связанных отраслей. Например, при реализации кибератаки в морском порту будет нарушена цепочка поставок теплоресурсов, контейнерной перевозки. Ущерб скажется не только на деятельности порта: нарушенное функционирование транспортных узлов повлечет за собой сбой графиков железнодорожных составов, поставляющих или увозящих эту продукцию. Разгрузочные процедуры могут быть приостановлены, а вся электронная документация – утеряна.
Для транспортных средств киберугрозы – например, несанкционированный доступ через блок телематики ко всем цифровым системам автомобиля – могут означать перехват управления, блокировку подачи топлива и тормозной системы.
Каждая группа угроз формирует в 2024 году пиковый спрос на обеспечение информационной безопасности автомобилей и платформ управления телематическими данными подключенных машин. В том числе общественного транспорта, такси, каршеринга, грузовых автомобилей. В фокусе внимания у разработчиков систем и устройств должны находиться системы шифрования данных, аутентификации и авторизации. А также физическая безопасность серверов и киберзащищенность отдельных блоков и устройств на борту.
Стоит отметить, что Минтранс России активизировал свою позицию по разработке и применению в платформах кибербезопасности транспортных средств импортоопережающих российских технологий. Над созданием такой платформы сейчас работают ФГУП «НАМИ», АО «ГЛОНАСС» и «Лаборатория Касперского».
«Цифровые двойники»
Концепция «цифрового двойника» дает возможность детального моделирования действующего или проектируемого объекта. В транспортной отрасли роль цифровых моделей позволит снизить издержки при строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры. При проектировании и строительстве объектов транспортной инфраструктуры ключевой момент – контроль модели строения объектов транспортной инфраструктуры. Построение «цифровых двойников» должно учитывать все стадии жизненного цикла объекта – от проектирования и строительства, затем эксплуатации до этапа старения компонентов объекта и их последующей утилизации.
Сейчас технологии позволяют в сжатые сроки создать цифровые двойники объектов транспортной структуры, которые будут отслеживать различные отклонения: провисание линий электропередачи, нарушения на железнодорожных линиях, контролировать дорожные сети в связи с погодными условиями и т.д.
BIM-моделирование как составная часть «цифрового двойника» стало важным инструментом качественного проектирования, визуализации, расчета стоимости и определения последовательности строительства на этапах жизненного цикла объектов. Фактически вместе с самим объектом появляется цифровая модель, с помощью которой можно получить результаты, например, в своевременном ремонте, реконструкции, замене компонентов, учете каких-то поломок, недоработок и т. д. А это значительно влияет на показатели безопасности, прочности и системной работоспособности любого объекта с точки зрения прогнозирования. Данные технологии позволяют сократить до 30% длительности и стоимости строительства объектов транспортной инфраструктуры. В этом сегменте велик потенциал применения российского программного обеспечения для информационного моделирования. А также библиотек и семейств устройств с подтвержденным российским происхождением.
Бесшовная логистика
В современной логистике важно обеспечить непрерывность процессов сквозных мультимодальных перевозок. Ведь именно на границах государств получаются перегрузки на прохождении таможенных пунктов. Для решения проблемы достаточно поставить простые сенсоры, которые могут исполняться в виде видеокамер, видеосистемы учета, а также объединяться в некий центр и обогащать «цифровой двойник». Таким образом будет составлена цифровая модель транспортной отрасли целиком с высокой детализацией. Что позволит госорганам за счет административного ресурса и осведомленности принимать высокоэффективные управленческие решения.
СИЦ Минтранса приглашает разработчиков решений и производителей устройств и систем к совместной выработке дорожных карт по реализации технологических трендов транспортной отрасли на 2024 и последующие годы.