/ /

Вопросы сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности

Вопросы сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности

08 февраля 2024, 00:37    696

Алексей Юдин

Алексей Юдин

Советник председателя Правления Ассоциации «Транспортная безопасность»

Стратегическая сессия по вопросам сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) состоялась в центральном аппарате Ространснадзора в октябре 2023 года. Организатором выступила Ассоциация «Транспортная безопасность» совместно с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и прошла при участии Департамента транспортной безопасности Минтранса России. Целью мероприятия стало обсуждение действующего механизма госрегулирования института сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности и выработка предложений по новым подходам его системного развития. К участию пригласили представителей Минтранса России, Ространснадзора, производителей и поставщиков ТСОТБ, субъектов транспортной инфраструктуры, органов сертификации.

Открывая стратегическую сессию, Сергей Игонин, начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора, обозначил текущие проблемы и задачи мероприятия. Среди них были названы длительный срок процедуры сертификации, невозможность контроля исправности технических средств и тот факт, что сертификация не только замедляет процесс совершенствования технических средств, но до сих пор нет четкого понимания: кто решает, какие требования к сертификации нам нужны.

Главным вопросом для обсуждения стал анализ текущей ситуации в области сертификации ТСОТБ: что работает хорошо, что требует улучшений, изменений или отмены. Была сформирована задача –  решить, как подтверждать качество и эффективность применения (использования) технических средств.

Стратегическую сессию провели в формате «мозгового штурма»: сначала – анализ текущей ситуации в области сертификации ТСОТБ. Затем участники стратсессии выработали образ «идеального» результата и определили, какие существуют препятствия на пути его достижения. После чего сформулировали решения и предложения по преодолению этих барьеров.

Из более чем 30 рисков в итоге определили 5 ключевых барьеров, препятствующих построению эффективной системы сертификации технических средств.

  1. Несогласованность нормативно-правовой базы и неоднозначность формулировок, применяемых в НПА.
  2. Отсутствие связующего систему органа, например специализированной межведомственной рабочей группы по вопросам сертификации технических средств.
  3. Отсутствие системы апробации для принятия/утверждения требований.
  4. Отсутствие единого (признанного всеми) центра компетенцией по сертификации.
  5. Недостаток в налаженных коммуникациях между правоохранительными/контролирующими органами и производителями/потребителями ТСОТБ.

По результатам проведения стратегической сессии выработаны следующие решения и предложения:

  1. В отношении несовершенства нормативно-правовой базы:
  • совершенствовать надзор (надзорную деятельность) также и в направлении стандартизации требований законодательства, в частности по вопросам сертификации ТСОТБ;
  • сократить перечень технических средств, подлежащих сертификации;
  • увеличить срок действия сертификатов по третьей схеме до 5 лет;
  • внедрить плановые проверки на ОТИ на соответствие правилам эксплуатации технических средств;
  • привести нормы постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 в соответствие с федеральным законодательством (предметы и вещества, запрещенные к переносу/провозу, должны быть прописаны в федеральном законе);
  • ввести процедуру продления сертификатов по 3-й схеме;
  • продлить мораторий на сертификацию технических средств, установленных на ОТИ до вступления в силу ПП 969.
  1. Подготовить концепцию измерения (оценки) уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по разработанным критериям.
  2. С целью исключения противоречий в подходах к сертификации технических средств, в том числе используемых в целях обеспечения транспортной безопасности, гармонизировать правовые нормы, стандарты и правила, регулирующие сертификацию технических средств в различных отраслях российского законодательства.
  3. С целью развития компетенции в области транспортной безопасности подготовить концепцию создания в Российской Федерации единого центра компетенции в области транспортной безопасности и «полигона» для апробации проектов обязательных требований транспортной безопасности.
  4. Создать саморегулируемую организацию для формирования компетентных требований к функциональным свойствам технических средств, используемых в целях обеспечения транспортной безопасности.

Результаты стратсессии были представлены заместителю руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимиру Фонареву. Он поддержал идею специального центра компетенции в области транспортной безопасности, создание которого будет способствовать повышению уровня безопасности в транспортной отрасли и иметь позитивный эффект для всех заинтересованных сторон.

«Участники сессии проделали значительную работу, которая привела к выработке конкретных решений по вопросам сертификации технических средств», – отметил Владимир Фонарев, поблагодарив всех за активное взаимодействие.

Начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора Сергей Игонин выразил поддержку инициативе создания «полигона» для предварительного испытания проектов в области обеспечения транспортной безопасности, который позволит тщательно оценить эффективность и надежность различных технических решений, а также предотвратить возможные риски и негативные последствия. Реализация этой инициативы будет важным шагом в обеспечении безопасности в транспортной сфере.

Выявленные барьеры и выработанные в ходе стратегической сессии идеи и решения в области сертификации технических средств также обсуждались и в ходе работы научно-практической конференции «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика», которую Ассоциация «Транспортная безопасность» совместно с Ространснадзором провела в Москве 8-9 ноября 2023 года.

По результатам работы конференции одним из ключевых рисков в области обеспечения транспортной безопасности делегаты назвали «падение качества ОТБ по причине неэффективности профильного законодательства». В целях его нивелирования в резолюции конференции, помимо прочего, участники мероприятия внесли предложение создать общественную структуру для практической проверки гипотез инноваций по предотвращению потенциальных рисков в области транспортной безопасности.

Во исполнение данного пункта резолюции 15 ноября 2023 года на базе ассоциации создана Общественная лаборатория (Проектный офис) по оптимизации деятельности в области ОТБ.

Лаборатория работает в тесном взаимодействии с Минтрасом России и Ространснадзором посредством создания экспертных групп по критически значимым направлениям в сфере ТБ. Сейчас сформировано пять рабочих групп. В их состав в качестве экспертов вошли участники стратегической сессии по сертификации технических средств и делегаты конференции «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика».

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2568 s
queries: 72 (0.0111 s)
memory: 6 144 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.