Вопросы сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности

Share to Telegram Share to VK
clock 08 февраля 2024, 00:37
Вопросы сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности

Алексей Юдин
Советник председателя Правления Ассоциации «Транспортная безопасность»

Стратегическая сессия по вопросам сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) состоялась в центральном аппарате Ространснадзора в октябре 2023 года. Организатором выступила Ассоциация «Транспортная безопасность» совместно с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и прошла при участии Департамента транспортной безопасности Минтранса России. Целью мероприятия стало обсуждение действующего механизма госрегулирования института сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности и выработка предложений по новым подходам его системного развития. К участию пригласили представителей Минтранса России, Ространснадзора, производителей и поставщиков ТСОТБ, субъектов транспортной инфраструктуры, органов сертификации.

Открывая стратегическую сессию, Сергей Игонин, начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора, обозначил текущие проблемы и задачи мероприятия. Среди них были названы длительный срок процедуры сертификации, невозможность контроля исправности технических средств и тот факт, что сертификация не только замедляет процесс совершенствования технических средств, но до сих пор нет четкого понимания: кто решает, какие требования к сертификации нам нужны.

Главным вопросом для обсуждения стал анализ текущей ситуации в области сертификации ТСОТБ: что работает хорошо, что требует улучшений, изменений или отмены. Была сформирована задача –  решить, как подтверждать качество и эффективность применения (использования) технических средств.

Стратегическую сессию провели в формате «мозгового штурма»: сначала – анализ текущей ситуации в области сертификации ТСОТБ. Затем участники стратсессии выработали образ «идеального» результата и определили, какие существуют препятствия на пути его достижения. После чего сформулировали решения и предложения по преодолению этих барьеров.

Из более чем 30 рисков в итоге определили 5 ключевых барьеров, препятствующих построению эффективной системы сертификации технических средств.

  1. Несогласованность нормативно-правовой базы и неоднозначность формулировок, применяемых в НПА.
  2. Отсутствие связующего систему органа, например специализированной межведомственной рабочей группы по вопросам сертификации технических средств.
  3. Отсутствие системы апробации для принятия/утверждения требований.
  4. Отсутствие единого (признанного всеми) центра компетенцией по сертификации.
  5. Недостаток в налаженных коммуникациях между правоохранительными/контролирующими органами и производителями/потребителями ТСОТБ.

По результатам проведения стратегической сессии выработаны следующие решения и предложения:

  1. В отношении несовершенства нормативно-правовой базы:
  • совершенствовать надзор (надзорную деятельность) также и в направлении стандартизации требований законодательства, в частности по вопросам сертификации ТСОТБ;
  • сократить перечень технических средств, подлежащих сертификации;
  • увеличить срок действия сертификатов по третьей схеме до 5 лет;
  • внедрить плановые проверки на ОТИ на соответствие правилам эксплуатации технических средств;
  • привести нормы постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 в соответствие с федеральным законодательством (предметы и вещества, запрещенные к переносу/провозу, должны быть прописаны в федеральном законе);
  • ввести процедуру продления сертификатов по 3-й схеме;
  • продлить мораторий на сертификацию технических средств, установленных на ОТИ до вступления в силу ПП 969.
  1. Подготовить концепцию измерения (оценки) уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по разработанным критериям.
  2. С целью исключения противоречий в подходах к сертификации технических средств, в том числе используемых в целях обеспечения транспортной безопасности, гармонизировать правовые нормы, стандарты и правила, регулирующие сертификацию технических средств в различных отраслях российского законодательства.
  3. С целью развития компетенции в области транспортной безопасности подготовить концепцию создания в Российской Федерации единого центра компетенции в области транспортной безопасности и «полигона» для апробации проектов обязательных требований транспортной безопасности.
  4. Создать саморегулируемую организацию для формирования компетентных требований к функциональным свойствам технических средств, используемых в целях обеспечения транспортной безопасности.

Результаты стратсессии были представлены заместителю руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимиру Фонареву. Он поддержал идею специального центра компетенции в области транспортной безопасности, создание которого будет способствовать повышению уровня безопасности в транспортной отрасли и иметь позитивный эффект для всех заинтересованных сторон.

«Участники сессии проделали значительную работу, которая привела к выработке конкретных решений по вопросам сертификации технических средств», – отметил Владимир Фонарев, поблагодарив всех за активное взаимодействие.

Начальник Управления транспортной безопасности Ространснадзора Сергей Игонин выразил поддержку инициативе создания «полигона» для предварительного испытания проектов в области обеспечения транспортной безопасности, который позволит тщательно оценить эффективность и надежность различных технических решений, а также предотвратить возможные риски и негативные последствия. Реализация этой инициативы будет важным шагом в обеспечении безопасности в транспортной сфере.

Выявленные барьеры и выработанные в ходе стратегической сессии идеи и решения в области сертификации технических средств также обсуждались и в ходе работы научно-практической конференции «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика», которую Ассоциация «Транспортная безопасность» совместно с Ространснадзором провела в Москве 8-9 ноября 2023 года.

По результатам работы конференции одним из ключевых рисков в области обеспечения транспортной безопасности делегаты назвали «падение качества ОТБ по причине неэффективности профильного законодательства». В целях его нивелирования в резолюции конференции, помимо прочего, участники мероприятия внесли предложение создать общественную структуру для практической проверки гипотез инноваций по предотвращению потенциальных рисков в области транспортной безопасности.

Во исполнение данного пункта резолюции 15 ноября 2023 года на базе ассоциации создана Общественная лаборатория (Проектный офис) по оптимизации деятельности в области ОТБ.

Лаборатория работает в тесном взаимодействии с Минтрасом России и Ространснадзором посредством создания экспертных групп по критически значимым направлениям в сфере ТБ. Сейчас сформировано пять рабочих групп. В их состав в качестве экспертов вошли участники стратегической сессии по сертификации технических средств и делегаты конференции «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика».


Был ли вам полезен данный материал?


Читайте выпуск журнала RUБЕЖ, посвященный трендам импортозамещения на рынке систем безопасности. Мы отразили ключевые изменения, которые произошли после ухода иностранных вендоров из страны, и выявили точки роста национальных компаний.

Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.