Алексей Михан
Начальник отдела организации надзорных и профилактических мероприятий в области пожарной безопасности Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве полковник внутренней службы
Тема пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, актуальных требований к ним, порядка осуществления контрольной (надзорной) деятельности, профилактики пожаров заслуживает особенного внимания. Считаю необходимым осветить проблемные вопросы, возникающие у собственников при эксплуатации объектов и органов государственного пожарного надзора при реализации их полномочий.
Что такое здание с массовым пребыванием людей?
До недавнего времени нормативно закрепленного понятия «здание с массовым пребыванием людей» не существовало. Каждый трактовал его по-своему. В большинстве случаев так, как было удобно. Собственники стремились к увеличению критерия массовости, а государственные инспекторы по пожарному надзору, наоборот, к его снижению.
Относительную ясность в этот вопрос внесла обновленная редакция Правил противопожарного режима в Российской Федерации, где к таким объектам отнесены здания, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек (да, для современного здания не так много). Торговый зал магазина в спальном районе или небольшой ресторан легко вместит такое количество. Можно спорить с этой формулировкой, но это хоть какая-то отправная точка для правоприменителя.
Так или иначе, там, где есть риски наступления неблагоприятных ситуаций для группы людей, применяются различные элементы противопожарной защиты — как активные, так и пассивные, и чем больше или вместительнее объект, тем, как правило, больше таких элементов.
Многоэтажная гостиница, крупный торгово-развлекательный объект, бизнес-центр — все эти здания буквально состоят из элементов обеспечения пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации, пожаротушения, противодымной вентиляции, оповещения о пожаре, противопожарный водопровод — все они являются основными средствами противопожарной защиты подобных объектов.
Тщательно продумываются эвакуационные пути и выходы. Их количество и размеры рассчитываются для каждого здания. Устойчивость при пожаре обеспечивается применением стен и перекрытий с нормируемыми пределами огнестойкости. Деятельность пожарных подразделений обеспечивается за счет устройства наружных лестниц, ограждений, трубопроводов для подачи воды и других устройств.
По разным оценкам, в обеспечении пожарной безопасности современного здания участвует до 80% строительных конструкций и инженерного оборудования.
Нормотворцы не успевают за новыми идеями архитекторов и дизайнеров. Нередко проектные решения не укладываются в тесные рамки нормативных документов, тогда технические решения по обеспечению пожарной безопасности описываются в специальных технических условиях с последующим рассмотрением на нормативно-технических советах МЧС России.
Цена безопасности: высокие эксплуатационные расходы и соблазн сэкономить
Качественная эксплуатация крупного объекта по силам профессионалам, которые разбираются во всех тонкостях противопожарного нормирования, имеют необходимый опыт и не боятся брать на себя ответственность за принимаемые решения.
К сожалению, эксплуатационные расходы на поддержание здания в надлежащем противопожарном состоянии относительно высоки. Только техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем пожарной автоматики ежемесячно обходятся владельцам объектов в десятки, а иногда и сотни тысяч рублей. Добавим сюда расходы на покупку оборудования для замены вышедших из строя элементов, содержание специалиста по пожарной безопасности — и получается круглая сумма.
Отдельные собственники, чье имущество никогда не горело, искренне не понимают, зачем платить, если пожар может никогда и не случиться. И начинается бездумная экономия.
Отключаются противопожарные системы, любое свободное пространство, включая эвакуационные лестницы, тамбуры, технические подвалы сдается в аренду. Торговые залы превращаются в непроходимые лабиринты. Специалисты по обеспечению пожарной безопасности привлекаются для разовых консультаций от случая к случаю или не привлекаются вовсе.
Ради справедливости стоит отметить, что такое положение дел далеко не у всех, но даже добросовестному собственнику непросто сегодня найти порядочную компанию, услуги которой удовлетворяли бы его и по цене, и по качеству.
Проблема государственных учреждений: почему конкурсный подрядчик — это кот в мешке?
Отдельно необходимо отметить систему, сложившуюся вокруг зданий, эксплуатация которых осуществляется государственными учреждениями. Привлечение сторонних организаций для выполнения работ, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности, возможно в большинстве случаев только по результатам конкурсных процедур.
Требования к конкурсам четко регламентированы и растянуты во времени, а их результат заранее неизвестен заказчику. По результатам длительной процедуры выбора подрядчика заказчик получает кота в мешке. Заказ выполняет компания, чья цена оказалась минимальной.
Стоит ли в таком случае говорить о качестве проведения работ? Ситуации, когда конкурс выигрывает организация, не имеющая в штате необходимых специалистов и оборудования, не единичны. Скорее, это уже сложившаяся практика. Собственнику приходится начинать все заново и тратить время на проведение непростых процедур признания подрядчика недобросовестным.
Конечно, в некоторых случаях вопросы обеспечения пожарной безопасности помогают регулировать рыночные механизмы. Сегодня никого не удивишь предварительным аудитом на предмет противопожарного состояния здания, который проводится его потенциальным покупателем или арендатором.
Результат такого обследования может существенно влиять на цену сделки. Качество противопожарного оснащения объекта можно сравнить с человеческим здоровьем. И то, и другое — система. Каждый ее элемент, каждый орган вносит свой вклад в общее состояние. Чем больше здоровых элементов, тем лучше результат, выше цена сделки.
Эпоха расчетов пожарного риска: от волшебного решения к комплексному подходу. Требования к системам противопожарной защиты современного здания
С конца нулевых обязательные требования к объектам существенно изменили. Условия соответствия требованиям пожарной безопасности стали вариативными. Уход от жесткого нормирования к точечным, расчетным методам вывел на рынок огромное количество специалистов по расчету пожарного риска.
Тут сработал основной закон рынка — спрос рождает предложение. А как спросу не появиться, когда «чудо-специалист» за сравнительно небольшие деньги предлагал «законный» способ не тратиться на дорогостоящие системы пожаротушения или сигнализации стоимостью в несколько миллионов рублей? И сейчас еще звучат отголоски взрывного бума расчетных методов обеспечения пожарной безопасности.
Однако ряд изменений в методики расчетов, введение процедуры аттестации экспертов, а также установление административной ответственности за некачественные услуги в этой области немного охладили заинтересованность профессионального сообщества к таким способам обоснования противопожарных мероприятий. Нет, интерес к ним не утрачен, правильнее говорить, что подход стал комплексным.
По результатам качественной оценки состояния пожарной безопасности зданий предлагается, как правило, и реализация технических решений, и выполнение расчетных обоснований.
В этой связи уже рассматривается возможность внесения поправок в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, которые позволят подтверждать условия соответствия объекта установленным требованиям не одним способом, а их набором. Например, часть требований будет обоснована расчетным способом, а часть фактическим выполнением нормативного документа по пожарной безопасности или разработкой специальных технических условий.
Управление рисками: право собственника или обязанность? Что происходит, когда в здании сотни собственников?
Можно долго рассуждать, хорошо или плохо оценивать противопожарное состояние здания расчетными методами, но реальность такова, что это уже часть системы, сформированная годами. Если эксперт в состоянии оценить риски наступления последствий пожара, то почему бы и не рискнуть. Главное — обеспечить безопасность людей.
Имущество же может быть подвергнуто риску, это право собственника. Однако на подавляющем числе объектов с массовым пребыванием людей имущество принадлежит не одному собственнику. Иногда их количество может достигать нескольких сотен, и нужно учитывать интересы каждого.
Несмотря на законодательно закрепленные в Градостроительном кодексе обязанности по эксплуатации здания и выбору управляющей компании, отдельные собственники не спешат их выполнять.
Иногда управляющая компания привлекается хозяевами объекта только для проведения работ в местах общего пользования. Такая ситуация складывается в том числе из-за отсутствия государственного контроля за выполнением градостроительных норм на этапе эксплуатации здания. Если собственники не могут договориться, здания начинают буквально делится на «пожарные кусочки».
Каждый уверен, что его зона ответственности ограничена помещениями, оформленными в собственность, а к другому имуществу он отношения не имеет. Система обеспечения пожарной безопасности здания рассыпается.
Возводятся дополнительные перегородки в коридорах, что усложняет эвакуацию людей при пожаре, меняется принцип работы систем оповещения о пожаре и пожарной сигнализации, в лучшем случае собственники делают их локальными только для своего имущественного комплекса, не учитывая алгоритмы работы систем для здания в целом. При переустройстве и перепланировках блокируется работа отдельных систем противодымной вентиляции и пожаротушения.
Кризис надзора: почему плановые проверки стали редкостью
К сожалению, это не единичные случаи. Там, где отсутствует контроль и реальные экономические меры стимулирования добросовестного исполнения закона, наладить систему управления пожарной безопасностью и убедить собственника вложить средства в объект — задача непростая. Надзорная деятельность в стране практически свернута. Федеральный государственный пожарной надзор — не исключение.
Правительство на длительный период, до 2030 года, исключило возможность планирования проверок в отношении объектов, не отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, а это 80-90% от общего числа. В текущем году в планы проведения контрольных (надзорных) мероприятий после прохождения процедуры согласования в прокуратурах субъектов попало не более 30% объектов от необходимого количества.
Организация проведения внеплановых проверок также находится под пристальным оком органов прокуратуры. Проверка с внесением сведений в электронные информационные системы и получением одобрения прокуроров занимает несоизмеримо больше времени, чем 3-5 лет назад. Фактически собственники объектов сегодня предоставлены сами себе. Государственный инспектор проводящий проверку объекта, — это, скорее, исключение, чем правило.
Профилактика и цифровая отчетность вместо надзора?
Возможно, исправят ситуацию недавно внесенные изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые снимают ограничения на пресечение нарушений обязательных требований только в рамках контрольных (надзорных) мероприятий. Государственный инспектор по пожарному надзору вправе реагировать на факты нарушений и в ходе профилактических мероприятий, и в ходе надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Если инспектору стало достоверно известно о невыполнении контролируемым лицом обязательных требований, он вправе привлечь его к установленной законом административной ответственности. Говорить о действенности сложившейся системы пока рано, правоприменительная практика начала складываться только с конца лета текущего года.
Однако государство развивает другие формы контроля, где обязанности по раскрытию информации возложены на контролируемых лиц.
Уже несколько лет лицензиаты МЧС России обязаны сообщать сведения о проводимых работах на объектах, используя портал государственных услуг. Нестабильность принимающей сведения информационной системы, которая отмечалась ранее, на сегодняшний день устранена.
Получаемая информация размещается в ведомственной цифровой системе надзорных органов МЧС России и используется для подготовки к проверкам объектов. Такая прозрачность оказания услуг в области обеспечения пожарной безопасности на руку добросовестным заказчикам и подрядчикам.
Будущее системы: что покажет время?
Время покажет, как существующая система обеспечения пожарной безопасности отражается на количестве пожаров и последствиях от них. Есть надежда, что резонансных случаев, когда во власти огня оказываются объекты с массовым пребыванием людей, станет меньше.
