Ространснадзор призвал учитывать специфику видов транспорта в законодательстве по транспортной безопасности
Александр Хуртин
Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
9 ноября 2021 года заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Александр Хуртин выступил с докладом на научно-практической конференции «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика». Организатор ежегодной конференции — Ассоциация «Транспортная безопасность». Журнал RUБЕЖ на правах информационного партнера мероприятия публикует текст доклада.
Александр Хурнтин, доклад «Проблемы реализации требований по транспортной безопасности на автомобильном транспорте. Анализ административной практики».
Одна из ключевых проблем законодательства о транспортной безопасности – его универсальность по отношению ко всем видам транспорта (авиационному, морскому и внутреннему водному, автомобильному, железнодорожному и метрополитену), а также к объектам дорожного хозяйства.
В настоящее время Минтранс России совместно с общественными организациями транспортного сообщества, представителями федеральных органов исполнительной власти проводит большую работу по внесению изменений в требования по транспортной безопасности с целью учета особенностей видов транспорта, гармонизации с требованиями международных договоров, а также дифференциации требований по обеспечению транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры.
Чуть более года назад постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены требования по транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, категорированных (от 8.10.21 № 1638), не подлежащих категорированию (от 8.10.20 № 1639) и транспортных средств автомобильного транспорта (от 8.10.20 № 1640).
Анализ правоприменения требований показывает, что наибольшее количество нарушений было вызвано разработкой паспортов в отношении транспортных средств.
- С первой проблемой, с которой столкнулись и субъекты транспортной инфраструктуры, и перевозчики — это необходимость направления полных и достоверных сведений об объекте и о транспортной средстве в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, если ранее они уже направлялись.
Общими усилиями нашли выход из этих противоречий. Сведения направляются, если они ранее направлялись, при условии, что изменился субъект, для ранее категорированных объектов – изменились показатели или технологический процесс.
- Ко второй проблеме я бы отнес – сам процесс приема паспортов компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Принимать ли паспорта, заведомо неправильно разработанные, неполно и с ошибками оформленные? И в тоже время агентства не имеют полномочий по рассмотрению паспортов не предмет соответствия законодательству.
В настоящее время агентства с получением паспорта, информируют Ространснадзор о его недостатках и возможных нарушениях обязательных требований.
И всё-таки вопрос остался. Компетентный орган получает паспорт только для того, чтобы учесть его наличие, далее он не используется.
Выход, на мой взгляд, в применение цифровизации этого процесса с организацией доступа всем заинтересованным лицам.
- Теперь о типовых нарушениях, выявляемых при обработке паспортов агентством и информационном взаимодействии с Ространснадзором.
— назначение в качестве ответственного лица в субъекте (объекте, ТС) не подготовленного и не аттестованного в установленном порядке.
В доказательство своей правоты перевозчики утверждают, что если аттестация является мероприятием по обеспечению транспортной безопасности, то и реализовываться эта мера должна в период реализации паспорта обеспечения транспортной безопасности, т.е. в течении года. Однако не учитывается, что к мероприятиям, связанным с обеспечением транспортной безопасности могут допускать только лица, прошедшие аттестацию установленным порядком.
— отсутствие результатов обследования и изучения реализуемых на транспортном средстве мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом Требований;
— отсутствие сведений об оснащенности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и схем размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
— в паспорте не отражаются меры, осуществляемые субъектом транспортной инфраструктуры, по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, направленные на реализацию Требований.
Данные нарушения свидетельствуют о недобросовестном отношении к разработке документов по транспортной безопасности со стороны субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков.
- Подготовка паспорта обеспечения транспортной безопасности не по типовой форме, утвержденной соответствующими Требованиями.
Вместе с тем, обращение к разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации по анализируемому вопросу, показывает, что даже несоответствии в части неправильного наименования раздела данного паспорта является нарушением при его разработке.
- 22.10.2020 вступили в силу требования, согласно пп.8 п. 6 которых мероприятий, предусмотренные паспортом обеспечения транспортной безопасности, должны быть реализованы не позднее 1 года с даты их вступления в законную силу. Следовательно, с 22.10.2021 для эксплуатируемых автомобилей они должны быть реализованы.
- Направление паспорта в компетентный орган обеспечения транспортной безопасности с нарушением срока по причине – не согласование Ространснадзором правил реализации порядка допуска к данным с технических средств ОТИ или ТС.
Позиция Ространснадзора – согласование не осуществляется до вступления в силу нормативно-правового акта, утверждающего порядок допуска к данным технических средств.
Направлять паспорт можно без этого приложения, после вступления в силу порядка допуска к данным с технических средств, необходимо будет доработать утвержденный паспорт.
Необходимо отметить, что выявленные нарушения в деятельности как субъектов транспортной инфраструктуры, так и в работе инспекторов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делам об административных правонарушениях выступают маркером востребованных изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие сферу обеспечения транспортной безопасности.
Состояние законности в сфере производства по делам об административных правонарушениях наиболее ярко характеризуют следующие цифры статистического наблюдения.
По состоянию на 01.10.2021 вынесено 2339 постановлений о привлечении к административной ответственности, из которых по статьям прямого действия – 1957 (83,66 %) а по судебным статьям 382 (16,34 %).
Прекращено дел об административных правонарушениях 280, что составляет 12 % от общего числа вынесенных постановлений.
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в порядке надзора вышестоящего органа прекращено 184 (7,9 %) дела об административных правонарушениях и 96 (4,1 %) прекращено судебными органами. На мой взгляд, процент прекращенных дел об административных правонарушениях достаточно велик, что предопределено рядом обстоятельств субъективного и объективного плана.
Факты прекращений дел об административных правонарушениях также следует оценивать с точки зрения активной работы инспекторов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, не всегда подкрепленной методическими материалами и практикой.
На вышеуказанные показатели объективное влияние оказали процессы поэтапной реформы контрольной и надзорной деятельности, а именно внедрение:
- Риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
- Системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
- Системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
- Принципа экономии нормативного «давления» посредством систематизации, сокращения количества и актуализация обязательных требований;
- Эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов;
- Системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности;
- Автоматизации контрольно-надзорной деятельности, в том числе широкое использование электронного документооборота;
- Подходов, направленных на повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях.
Одним из ключевых результатов реализации перечисленных подходов реформирования контрольной (надзорной) деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта становится «упрощение» регулирования и исключение избыточной и (или) необоснованной нагрузки через дерегулирование, консолидацию, рационализацию, а также прямое снижение нагрузки (упрощение форм, увеличение интервалов между взаимодействиями и др.).
Переход к «качественному регулированию» обусловлен развитием технических, научных инноваций, экономических отношений, ростом потребностей граждан в качественных и безопасных продуктах, товарах и услугах, стоимость которых не будет увеличиваться за счет избыточного регулирования, а также желанием и готовностью бизнеса отстаивать свои интересы и принимать участие в выработке регуляторной политики в своих сферах. Развитие институтов взаимодействия государственных органов с представителями субъектов транспортной инфраструктуры является приоритетной задачей в работе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Другим важным направлением совершенствования контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выступает цифровая трансформация контрольно-надзорной деятельности посредством автоматизации процессов и внедрения цифровых решений и продуктов, которые позволят в целом снизить воздействие контрольных органов на подконтрольные субъекты, а также минимизировать ущерб в подконтрольной сфере.
Транспортный комплекс России является единым, интегрированным и многоотраслевым механизмом, объединяющим большое количество сложных процессов обеспечения. Развитие технологий и появление новых угроз диктует направлению транспортной безопасности необходимость совершенствовать и создать новые методы и стратегии. Обеспечение антитеррористической защищенности может быть достигнуто при своевременном решении проблем, возникающих, в том числе, при реализации законодательства по обеспечению транспортной безопасности.