Wisenet HD+

/ / / Авиационная безопасность: томографы в аэропортах

Авиационная безопасность: томографы в аэропортах

24 апреля 2017, 17:00    571


Александр Лужбин

Александр Лужбин

Генеральный директор «Аэль-РТС» инжиниринг

В январе 2017 года в публичном доступе был размещен  проект «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности». Если эти изменения вступят в силу, это будет уже четвертое масштабное изменение, которое существенным образом реформирует системы безопасности на транспорте.

Хочу поговорить об авиационной безопасности. За последние два года ее уровень качественно повысился. Происходит масштабная замена оборудования. 

Томографы приходят на замену рентгеновских аппаратов

В настоящее время существует несколько основных технических и специальных средств для предполетного досмотра пассажиров: металлоискатели; устройства радиационного контроля; системы телевизионного и визуального контроля; детекторы взрывчатых и наркотических веществ; рентгеновские системы досмотра (интроскопы) багажа  и пассажира; томографы нового поколения.

Компьютерная томография дает более точные результаты. Она уже успешно применяется при досмотре чемоданов, отправляющихся в багаж. Однако, на линию досмотра ручной клади эти аппараты установить невозможно: техника слишком шумная и громоздкая.  Тем не менее, идея заинтересовала специалистов, и несколько компаний приступили к усовершенствованию компьютерных сканеров. По данным Bloomberg, в некоторых аэропортах США уже применяются сканеры. Недавно к эксперименту примкнул аэропорт Амстердама. 

Все производители уверяют: сканеры позволяют выявлять потенциально опасные предметы или химические соединения, которые спрятаны внутри компьютерной техники или в жидкостях. При этом извлекать вещи из сумок нет необходимости.

Если тестирования новых устройств в разных аэропортах мира окажутся успешными, их внедрение в российских аэропортах может начаться уже в 2017 году. 

Не так давно в Международном аэропорту Домодедово был установлен высокопроизводительный томограф для досмотра багажа и ручной клади пассажиров, вылетающих рейсами израильской авиакомпании EL AL. Томограф СТХ 5500 DS производства американской компании установлен в зоне вылета. Подобный томограф установлен еще только в четырех аэропортах мира: в США, Франции, Великобритании и Израиле.

Данный томограф позволяет выявлять в багаже пассажиров взрывчатые вещества и их компоненты путем метода газоспектрального анализа. Он обнаруживает разрозненные элементы конструкции взрывного устройства. В одну из составляющих частей томографа также входит рентген. При обнаружении в багаже подозрительных веществ на специальном мониторе красным цветом высвечиваются участки, где может находиться взрывчатое вещество или его отдельные компоненты. Стоимость данного томографа – около 1 млн долларов.

Будущее авиационной безопасности

Полностью отказаться от пунктов досмотра в ближайшем будущем вряд ли удастся. Но технологии, обеспечивающие безопасность в аэропортах, развиваются. Благодаря им повышается скорость и эффективность досмотров, а также снижается риск ложных реакций.
Например, в аэропорту «Домодедово» сейчас внедряется система многоуровневой проверки багажа. На первом этапе рентгеновские аппараты автоматически выявляют подозрительный багаж. На втором – оператор анализирует информацию. Далее происходит анализ подозрительного объекта в трехмерном режиме при помощи компьютерного томографа. На завершающем этапе подключается еще одна специальная система со 100-процентным выявлением взрывчатых веществ. Если и она выдает сигнал об опасности, то предмет тут же изолируют и уничтожают.
Следующим шагом по повышению авиационной безопасности станет создание «умной» контролируемой зоны аэрокомплекса. Сейчас в Домодедово установлена интеллектуальная система управления зданием (BMS – Building Management System). Она контролирует более 26 000 точек. В ближайшее время ее действие будет распространено на весь аэропорт. 

Ежегодно в развитие и поддержание безопасности Домодедова и его техническое перевооружение направляется около $20 млн. В марте этого года аэровокзал прошел проверку по американским стандартам: администрация транспортной безопасности США признала Домодедово соответствующим требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Новые технологии создают и российские разработчики.  Например, в Томском государственном университете (ТГУ) разработана технология восстановления 3D-изображений скрытых объектов. Благодаря ей можно создавать «невидимые» системы радиоволнового досмотра в аэропортах, на вокзалах, в метро и других местах массового скопления людей. Работа новой системы основана на измерении амплитуды волнового поля. Устройство для сканирования можно разместить, скажем, в стене и незаметно наблюдать за мимо проходящими людьми. Важно отметить, что на изображении не будут присутствовать даже силуэты людей — только предметы на них, под одеждой и в сумках. Таким образом, полностью соблюдаются этические нормы.

Технологии будущего будут направлены на предполетный анализ пассажиров и выявление в онлайн режиме подозрительных предметов и лиц. Недалекое будущее может выглядеть так: вы приезжаете в аэропорт, чтобы сесть на свой рейс. Сразу проходите на стойку сдачи багажа, а потом – напрямик к выходу на посадку. Никаких очередей на прохождение предполетного досмотра. При этом авиационная безопасность поддерживается на должном уровне. Высокотехнологичные биометрические системы безопасности на расстоянии распознают ваше лицо, считывают ключевую информацию и сканируют ваш багаж прямо на ходу. В случае обнаружения подозрительных пассажиров, которых необходимо проверить дополнительно, служба безопасности получает соответствующий сигнал и оперативно организует дополнительный досмотр.

Комментарии (0)

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.