Алан Кантемиров
Председатель правления НП КБ, эксперт Комитета по обороне и безопасности при Совете Федерации в области пожарной безопасности
Негосударственные органы инспекции предоставляют объективные оценки качества продукции, услуг и процессов. В сфере пожарной безопасности они проводят проверки и обследования объектов, выдают заключения о соответствии требованиям пожарной безопасности, а также проводят консультации и обучение сотрудников. Однако даже при многих положительных аспектах своей деятельности негосударственный контроль пока не получил должного распространения и признания среди потенциальных заказчиков и государства.
Законодательное регулирование независимых органов инспекции
Основными нормативно-правовыми предпосылками для создания независимых органов инспекции являются следующие законы:
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Устанавливает правовые основы защиты прав предпринимателей при проведении проверок государственными органами, предусматривает возможность создания альтернативных форм контроля и надзора, в том числе и независимых инспекций.
- Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ. Устанавливает требования к проведению измерений и испытаний, а также к контролю за их проведением. Предусматривает возможность создания независимых инспекций для контроля за соблюдением требований законодательства в данной сфере.
- Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ. Устанавливает требования к разработке и принятию технических регламентов, определяет порядок контроля за их соблюдением. Независимые инспекции могут быть созданы для контроля за исполнением технических регламентов и других нормативных документов.
С целью повышения доверия к органам инспекции был разработан национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1673-ст). Он может использоваться в качестве документа, содержащего требования по аккредитации, паритетной или оценке других видов.
Стандарт охватывает деятельность органов инспекции, работа которых может включать экспертизу материалов, продукции, установок, предприятий, процессов, рабочих методик или услуг, определение их соответствия требованиям и последующее представление отчета о результатах их деятельности заказчикам, а когда требуется – властям. Инспекция может касаться всех этапов жизненного цикла этих объектов, включая стадию проектирования. Такая работа обычно требует вынесения профессионального суждения при проведении инспекции, в частности при оценке соответствия общим требованиям.
Категории органов инспекции
Органы инспекции бывают трех категорий исходя из требований к их независимости.
Категория А: Орган инспекции третьей стороны, должен быть независимым от участвующих сторон.
Категория В: Внутренний орган инспекции, предоставляющий инспекционные услуги исключительно своей материнской компании. Четкое разделение обязанностей инспектирующего персонала и обязанностей персонала, выполняющего другие функции.
Категория С: Орган инспекции, предоставляющий услуги материнской организации, другим сторонам или и тем и другим. Проверки, проводимые органами инспекций категории С, нельзя классифицировать как проверки третьей стороной.
Преимущества негосударственного контроля
В ходе независимой инспекции проводится всесторонний анализ деятельности компании, проверяется соответствие стандартам и нормативам, а также оценивается эффективность управления качеством. В результате компания-заказчик получает детальный отчет о состоянии своей деятельности, который содержит рекомендации по улучшению качества и безопасности продукции.
Независимые органы инспекции имеют в своем штате высококвалифицированных специалистов, которые регулярно проходят обучение и повышение квалификации. Они обладают большим опытом работы в области пожарной безопасности и знают все требования и нормы. Также в их задачу входит активное сотрудничество с государственными органами и организациями, занимающимися пожарной безопасностью.
В целом, дополнительный контроль за качеством и безопасностью способствует росту конкурентоспособности компании-заказчика на рынке.
Преимущества перед государственными службами:
- отсутствие бюрократии;
- оперативная реакция на возникающие угрозы и риски;
- гибкие условия сотрудничества, учитывающие особенности каждого объекта и потребности заказчика;
- проведение проверок на объектах в любое удобное для заказчика время, не нарушая рабочий процесс.
Недостатки и потенциалы развития сферы негосударственного контроля
Очевидный недостаток привлечения независимых органов инспекции – затраты со стороны предприятия-заказчика. Это могут быть как единовременные расходы на проведение аудита и разработку плана мероприятий по повышению уровня пожарной безопасности, так и постоянные затраты на обслуживание и поддержание системы пожарной безопасности в рабочем состоянии. При этом надо понимать, что зачастую экономически выгоднее тратить бюджет на профилактические мероприятия и снижение рисков, чем на устранение последствий, которые могут быть катастрофическими.
С точки зрения системного подхода есть недоработка в части применения компаниями некоторых норм пожарной безопасности на добровольной основе (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4). При том что надзор за их исполнением носит обязательный характер, возникают ситуации, когда неисполнение этих норм приводит не только к замечаниям во время плановых проверок, но и к более печальным последствиям.
В этом случае создание негосударственного органа инспекции, включающего в себя представителей проектировщиков, лицензиатов, экспертов, производителей и страховых компаний, может отрегулировать исполнение норм и снять с государства финансовую нагрузку в виде последствий при наступлении страхового случая.
Таким образом, привлечение независимых органов инспекции может быть эффективным решением для обеспечения пожарной безопасности на объектах. Независимые органы инспекции как альтернатива государственному пожарному надзору помогают бизнесу и организациям обеспечивать пожарную безопасность на высоком уровне, избегать штрафов и других негативных последствий.