/

Конец «железного века»

Конец «железного века»

Василий Осьмаков

заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации

Конец «железного века»

22 декабря 2016, 13:52    4640

В рамках Национальной технологической инициативы государство сформулировало принципы нового технологического уклада. Теперь требования затрагивают уже не столько качество «железа», сколько его функционал и способность «социализировать» себя через межмашинное взаимодействие в рамках единых программных платформ и «интернета вещей». О том, какая роль отведена НТИ  в обеспечении национальной безопасности, повышении качества жизни людей и развитии отраслей, журналу RUБЕЖ рассказал Василий Осьмаков – заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.

- В чем состоит новизна подхода к научно-технической, промышленной политике в рамках НТИ?

Минпромторг курирует ряд дорожных карт, интегрированных в Национальную технологическую инициативу. В их числе «AutoNet» – рынок беспилотных автотранспортных средств, «AeroNet» – рынок систем беспилотных летательных аппаратов, «MariNet» – рынок морских интеллектуальных систем, морского транспорта без экипажа, а также «TechNet» – рынок передовых производственных технологий. Всех их объединяет новый уровень государственно-частного партнерства.

Достижение целей этих дорожных карт может быть обеспечено за счет передачи основной роли с государственных организаций на рыночных игроков.

Функция государства – это снятие барьеров, обеспечение необходимыми ресурсами. Но агентами изменений являются именно те, кто берет на себя предпринимательские риски и создает добавочный продукт.

- Какие приоритеты существуют для группы TechNet? Какую трансформацию влекут за собой цифровые умные производства?

Дорожная карта НТИ по направлению TechNet («Передовые производственные технологии») призвана отвечать на такие вызовы, как исчерпание традиционных источников роста, проблема импортозависимости, необходимость опережающего развития высокотехнологичных отраслей российской промышленности. Уже в 2014 году суммарный объем ключевых передовых производственных технологий превысил 240 млрд долларов. Таким образом, был выполнен один из критериев, необходимых для включения тематики TechNet в матрицу НТИ, по которому объем рынка должен составлять не менее 100 млрд долларов.

Есть ряд направлений, определенных дорожной картой в качестве стратегических приоритетов. От создания  и продвижения передовых технологий на формируемых глобальных рынках до совершенствования системы образования для обеспечения перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний. Эти и другие этапы планируется реализовать уже в 2017-2019 годах.

Если говорить о технологических приоритетах, то это аддитивные производства, индустриальный интернет, цифровое проектирование и моделирование, новые материалы, цифровые производства, робототехника.

Именно с помощью таких передовых производственных технологий (ППТ) теперь решаются сложные промышленные задачи. С их развитием производство изделий меняется принципиальным образом. Эпоху механических и электрических деталей сменяют умные цифровые производства, которые взаимодействуют между собой и обмениваются информацией с другими изделиями. Современная промышленность переходит от производства товаров к  производству сервисов и комплексных услуг.

- Кто будет финансировать программы НТИ? На каких принципах?

На финансирование дорожных карт НТИ правительством выделены 8 млрд рублей в 2016 году. Из них 2 млрд рублей распределяет Фонд содействия инновациям на задельные НИОКР. Остальные средства будут распределены проектным офисом НТИ по результатам защиты проектов в рамках дорожных карт.

В перспективе было бы правильным увязать механизмы финансовой поддержки в регионах и на федеральном уровне. Роль регионов в реализации НТИ вообще имеет очень большое значение. Именно в субъектах РФ реализуются пилотные проекты и создается необходимая инфраструктура для инновационного развития страны: инжиниринговые центры, технопарки, кластеры и т.д. Федеральные инициативы проходят апробацию в регионах. Поэтому должен быть закреплен своего рода «лифт», когда опыт региональных регуляторных практик транслируется «наверх», находя свое отражение в федеральном законодательстве. 

- Что российские производители инженерных систем и систем безопасности могут развивать в формате TechNet? На что будет спрос, и как российским производителям систем безопасности и систем жизнеобеспечения зданий не отстать от технического прогресса в сегменте «интернета вещей»?

Основное «узкое» место не в технологиях, а в способах их комбинирования и степени увязки применения с конкретными экономическими эффектами. Именно интеграция решений, а не сами технологии, являются предметом дорожной карты.

Потенциал роста мирового рынка «фабрик будущего» огромен. Объем рынка цифровых фабрик (PLM-системы, аддитивные технологии, аппаратное и числовое программное обеспечение, станки и т.д.) достигнет, по разным оценкам, 260 млрд долларов к 2020 году и 740 млрд долларов к 2035 году. Объем рынка «умных» фабрик – соответственно 490 млрд долларов и 1,35 трлн долларов. По виртуальным фабрикам эксперты ожидают роста в 690 млрд долларов к 2020 году и почти 1,5 трлн долларов через 20 лет. 

Глобальными лидерами станут именно те страны, которые сделают ставку на развитие такого рода технологий. Поэтому мы планируем активно выходить на эти новые рынки, чтобы занять на них лидирующие позиции.  

- Как будет проявлен аспект импортозамещения – где откроются окна возможностей, а где неизбежны компромиссы? И как вообще развивать в аспекте НТИ рынки, большинство из которых в лучшем случае – сборочные производства иностранных брендов?

Минпромторг ведет сейчас активную работу по импортозамещению как раз в тех отраслях, которые имеют большой экспортный потенциал, и там, где эти системные меры способны принести положительный экономический эффект.  

Импортозамещение действует уже сейчас, так как отечественный потребитель всегда находится ближе, чем иностранный. В этом смысле везде, где присутствует локальный спрос, и там, где производство в России выгоднее мирового, – оно начинает работать. Но для того, чтобы производство было выгодным, надо прилагать усилия: от традиционных протекционистских мер до новых, современных решений, которые уже создаются и проходят «шлифовку».

Национальная технологическая инициатива – это история о новых рынках, где еще нет никакого производства – ни сборочного, ни полного цикла. По большому счету, нет ничего страшного, если в рамках НТИ будут реализовываться и те проекты, которые основаны на иностранных компонентах. Главное, чтобы на территории России формировалась добавленная стоимость. В конце концов, тот же «айфон» разработан в Калифорнии, а собирается в Китае в основном из неамериканских комплектующих.

- Где ждать первых проектов в направлении TechNet? Какими будут критерии оценки их эффективности?

Целевые показатели дорожной карты – это число созданных «фабрик будущего» TechNet, доля России на рынках услуг этих фабрик, позиция нашей страны в международных рейтингах конкурентоспособности промышленности, объем экспорта продукции, полученной с использованием передовых производственных технологий. Критериями оценки эффективности являются также число созданных испытательных полигонов «фабрик будущего», количество экспериментально-цифровых центров сертификации в России, число специалистов, прошедших программы подготовки и переподготовки по передовым производственным технологиям.

Первый этап реализации дорожной карты TechNet направлен на создание первичной инфраструктуры и запуск первых испытательных полигонов, а также реализацию пилотных проектов, имеющих высокую степень готовности. Кроме того, будут решаться задачи по совершенствованию институциональных условий в области стандартизации и сертификации, формированию проектных консорциумов. Частью работы является внесение изменений в существующие программы подготовки кадров, а также в госпрограммы в части планов НИОКР.

Получивший уже широкую известность проект «Кортеж» – как раз один из первых примеров реализации концепции «фабрик будущего» в рамках TechNet. Буквально за пару лет была разработана уникальная модульная платформа, соответствующая уровню мировых лидеров автопрома. На ее базе спроектирован, изготовлен и уже успешно испытан на краш-тестах в Германии российский автомобиль премиум-класса.

В рамках «цифровой фабрики» реализован проект по разработке уникального защитного короба, обладающего лучшими в мире характеристиками энергопоглощения.  Он спроектирован и изготовлен в Институте передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета. Это первая в мире технология, которая обеспечивает сохранность и работоспособность хрупкого оборудования (например, высокоточных приборов) при сбрасывании с высоты до 125 метров на жесткие покрытия. Данная разработка может быть полезна, в частности, для МЧС в плане доставки хрупкого оборудования в труднодоступные места.        

Как НТИ поменяет рынки труда? Какие компетенции станут приоритетными, какие группы специалистов? Какие ВУЗы и учебные программы имеют наибольшие перспективы?

Работа с кадрами и образовательными учреждениями вообще является одним из важнейших направлений при внедрении Национальной технологической инициативы. Базовой организацией для той же дорожной карты TechNet стал инжиниринговый центр при Санкт-Петербургском политехническом университете. В России на сегодняшний день действует уже более 40 таких инжиниринговых центров, и каждый из них может быть включен в процесс реализации НТИ.

Рост занятости по итогам реализации дорожных карт НТИ должен быть обеспечен за счет привлечения выходящих на рынок труда квалифицированных кадров и повышения квалификации работников предприятий из высокотехнологичных секторов. В деятельность TechNet по развитию образовательной системы страны входит создание learning factories на площадке испытательных полигонов, которые будут отвечать за подготовку современных специалистов в области передовых производственных технологий.

В целом в выигрыше окажутся те вузы, которые смогут предложить абитуриентам программы дуального образования с акцентом на таких, к примеру, дисциплинах, как системная инженерия, цифровое проектирование и моделирование, организация цифровых производств. Одна из задач НТИ – создавать стимулы для увеличения числа высокотехнологичных компаний, успешно работающих в этих сферах.

Для развития новых прорывных технологий необходима эффективная подпитка кадрами.  Нужно возрождать и развивать на новом уровне кружковое движение в школах, приобщая новое поколение к технологическим знаниям. Образование должно быть сквозным, направленным на формирование творческой среды и поддержку молодых инноваторов. Только в этом случае мы сможем вырастить высококлассных специалистов, отвечающих требованиям новых рынков НТИ.   


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3643 s
queries: 232 (0.0327 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.