Борис Щербаков, генеральный директор Dell в России, Казахстане и Центральной Азии: «Главный тренд на ИТ-рынке — повышение эффективности решений»
26 и 27 мая 2016 года в Казани пройдет юбилейная всероссийская конференция IT&Security Forum. Мероприятие, организатором которого выступает один из ведущих системных интеграторов в России ICL-КПО ВС, соберет более 500 экспертов в области информационных технологий и цифровой безопасности. Платиновым партнером конференции стала компания Dell. Накануне ITSF генеральный директор Dell в России, Казахстане и Центральной Азии Борис Щербаков поделился с читателями журнала RUБЕЖ своим видением ИТ-рынка, вопросов, с которыми сталкиваются его игроки, и ключевых трендов 2016 года.
— 2015 год для российского ИТ-рынка. Каким он был? Какие главные события и тренды вы можете выделить?
— 2015 год стал переломным для российского ИТ-рынка. Тому есть множество причин, включая санкции, изменение политической конъюнктуры, снижение покупательской способности за счет обесценивания рубля, сокращение расходов и пересмотр стратегий развития ИТ в большинстве организаций. Это повлияло на значительное снижение объемов всего ИТ-рынка.
Среди других тенденций — появление новых моделей ИТ. Облачные и программно-определяемые ЦОД уже не просто слова, а реальность, в том числе и на нашем рынке. Мы видим растущий интерес к этим технологиям, пилотные проекты и внедрения.
В этом году мы будем свидетелями того, как гибридное облако станет основной моделью для большинства организаций. Это окажет существенное положительное влияние на предприятия, причем независимо от вертикальных рынков, поставщиков услуг и общего подхода к реализации облачных технологий на предприятиях различного масштаба в различных отраслях.
В развитии облачных технологий можно выделить несколько ключевых тенденций:
- 2016 год станет годом гибридного облака;
- предприятия освоятся с облачными технологиями;
- изменение финансовой модели ускорит переход на облачные модели;
- публичное облако по простоте использования сравняется с частным облаком.
— Как экономический кризис отразился на российском рынке ИТ? Что ожидает рынок в конце этого года?
— Рынок мобильных ПК в 2015 году сократился. По разным оценкам падение составило от 45% до 55% в штучном выражении. Причин несколько. Во-первых, российский рубль продолжал обесцениваться, а зарплата большинства граждан осталась в национальной валюте без индексации. Во-вторых, многие российские и зарубежные компании, работающие на российском рынке, сократили свой персонал. Как следствие, потребителей электроники стало меньше. Так что на фоне постоянных прогнозов об ухудшении экономической ситуации в стране потребление продолжает падать, люди начинают откладывать средства, а не вкладывать в покупку техники.
Объем российского рынка мобильных персональных компьютеров в период кризиса сократился примерно на 45-55%, а настольных ПК — на 35-45%.
Рынок настольных ПК «просел» вместе с рынком мобильных компьютеров. Отечественные малые компании по самосбору массово уходят с рынка из-за кризиса. Однако настольные ПК все еще пользуются высоким спросом в корпоративном сегменте, поэтому здесь спад несколько меньше — от 35% до 45%.
— Ряд представителей ИТ-рынка отмечают, что во время финансовых трудностей заказчики начинают существенно экономить на вопросах ИТ. Как вы это видите? Изменилась ли структура спроса?
— Основная тенденция, которая четко прослеживается среди практически любой индустрии в последнее время, — стремление заказчиков повысить эффективность внедряемых решений за счет поиска оптимальной платформы с широкими возможностями, высокой производительностью в совокупности с доступной стоимостью. Поэтому сейчас клиенты при выборе новых решений более тщательно исследуют предложения различных производителей, глубже погружаясь в современные технологии и подстраивая критерии выбора под новые экономические условия.
Основная тенденция рынка ИТ — стремление заказчиков повысить эффективность внедряемых решений за счет поиска оптимальной платформы с широкими возможностями, высокой производительностью в совокупности с доступной ценой решения.
На рынке ПК спрос сместился в сторону корпоративного сегмента. Люди действительно начинают задумываться о снижении общей стоимости владения оборудования (TCO), а не просто о покупке самого дешевого оборудования. Вспомните выражение: «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
— Слияния / поглощения на ИТ-рынке. Прокомментируйте данный тренд. Как это влияет на развитие рынка в мире? В России?
— Эта тенденция не нова. Основная цель слияний и поглощений — приобретение бизнес-компетенций, развитие которых внутри своей компании требует бóльших ресурсов или времени.
— Какие направления деятельности являются приоритетными для Dell в 2016 году? Над чем идет наиболее активная работа?
— В текущем году мы собираемся акцентировать внимание на разработке новых продуктов и совместных решений с нашими альянс-партнерами. Также будем заниматься вопросами дальнейшего расширения присутствия компании на рынках персональных компьютеров, серверов стандартной архитектуры, систем хранения и сетевого оборудования, развивать каналы продаж и партнерские отношения.
— В чем заключается главное конкурентное преимущество компании на российском рынке?
— Ключевое конкурентное преимущество продуктов и решений Dell на российском рынке тесно связано с идеологией компании Dell, сформулированной Майклом Деллом в момент основания: «Основная задача Dell — предоставить нашим заказчикам самые передовые технологии по максимально доступной цене». Наилучшее соотношение производительности и качества, совместимость с существующими у заказчиков системами, большой запас по расширению ресурсов в будущем — все эти качества делают продукцию Dell идеальным выбором для организаций, ориентированных на повышение эффективности отдельных ИТ-систем в частности и бизнеса в целом. Многие наши заказчики в качестве преимуществ работы с Dell также отмечают быстроту поставки заказанного оборудования, высокое качество сервисного обслуживания, возможность выбора индивидуального уровня сервисного обслуживания для разных продуктов, а также широкую сервисную сеть на территории РФ. Если обобщить, Dell — это известный бренд, качество и инновационность продукции, быстрые отгрузки, хороший сервис.