Николай Афанасьев
Начальник управления по развитию саморегулирования МРОО «Коллегия независимых экспертов»
Николай Афанасьев: начальник управления по развитию саморегулирования МРОО «Коллегия независимых экспертов»
25 марта в рамках Недели российского бизнеса состоялся VI Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование: перезагрузка», организованный РСПП, национальными объединениями саморегулируемых организаций при участии Федеральных органов исполнительной и законодательной власти, общественных объединений и саморегулируемых организаций различных отраслей экономики.
Большое внимание участники форума уделили обсуждению проблем и противоречий законодательств о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании. Всем известно, что предметом саморегулирования в том числе является разработка стандартов соответствующей предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида и внутренних документов саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, как констатировали организаторы форума, – «Законодательство о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании развивалось независимо друг от друга. Сегодня разница в терминах и процедурах мешает профессионалам, объединённым в саморегулируемые организации, эффективно учувствовать в совершенствовании регламентов безопасности». Так ли это?
О псевдодобровольности национальных стандартов и сводов правил.
При введении в действие, Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» было введено обновлённое понятие «Стандарт».
Теперь под стандартом мы понимаем:
«документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг».
Основным нововведением стал перевод государственных стандартов в разряд добровольных, а так же появление нового типа нормативно-технической документации «свода правил». Обязательным к исполнению стали Технические регламенты.
Был установлен определенный переходной период длинною в 7 лет с целью разработки технических регламентов, их принятия и т.д. Технические регламенты были успешно разработаны, приняты, а вот с реальным введением в действие возникли трудности.
Так как Технический регламент не содержал ряда конкретных (цифровых) показателей, влияющих на безопасность продукции (услуги) профессионалы стали задаваться вопросом: Как быть в этом случае, как подтвердить соответствие продукции (услуги, работы) конкретному техническому регламенту?
Но был предусмотрен механизм – к каждому техническому регламенту выпускается Постановление или распоряжение правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту.
В связи с тем, что других способов подтверждения соответствия нет (за исключением технического регламента в области пожарной безопасности 123-ФЗ) фактически все нормативно-технические акты, находящиеся в этих постановлениях являются обязательными для исполнения на территории России.
Однако, если профессиональное сообщество, обнаружив, что стандарт (ГОСТ или Свод правил) мешает развитию бизнеса или в нем присутствуют признаки коррупциогенности, решит предложить провести оценку регулирующего воздействия (экспертизу) действующего стандарта, то в этом случае получит от Минэкономразвия отказ со ссылкой на добровольность применения.
В связи с вышесказанным, Национальным объединениям саморегулируемых организациям, в настоящий момент приходится больше уделять внимание на работу в Технических комитетах Росстандарта, учувствовать в общественных обсуждениях Сводов правил, а не разрабатывать стандарты деятельности СРО. Соответственно Национальные объединения обвиняются в нежелании разрабатывать стандарты деятельности и вся система СРО в ненужности. Почему это происходит?
О противоречиях с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Статья 13 Федерального закона даёт понимание, какие документы в области стандартизации существуют на территории РФ. «К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
национальные стандарты;
стандарты организаций;
своды правил;
международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
и т.д.»
Но почему-то международный стандарт это стандарт, принятый международной организацией, а национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Такое понятие, как стандарт Национального объединения саморегулируемых организаций отсутствует. А может он просто завуалирован?
О сводах правил
Что такое свод правил? В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»:
«Свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов».
В настоящее время, Своды правил, получили широкое распространение. Это связанно с простотой их принятия. Своды правил разрабатываются при отсутствии национального стандарта в каком-либо направлении. Свод разрабатывает федеральный орган исполнительной власти и вводит в действие своим приказом.
Но если ещё раз прочитать определение «Свод правил», то возникает устойчивое впечатление, что вообще-то разработка его – это функция профессионального сообщества, функция саморегулируемых организаций и их национальных объединений.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»:
«Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».
Получается, что с одной стороны государство требует усилить работу СРО в области стандартизации, а с другой перекладывает эту функцию на министерства и ведомства. В результате Саморегулируемые организации и их национальные объединения не могут ввести обязательность выполнения своих стандартов (особенно в добровольной сфере), посредством включения их в постановление или распоряжение Правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту.
В России понятие добровольный – значит «необязательный». И какие бы хорошие не были стандарты СРО - на конкурсах и тендерах будут выигрывать те, кто их не соблюдает. Потому что за качество и безопасность нужно платить.
Таким образом, назрела крайняя необходимость внесения в Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» понятия «Стандарт национального объединения саморегулируемых организаций» либо изменения определения «Свод правил», исключив дублирование функций.