Безопасность московского метро: мнения разделились
В четверг, 3 октября, в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Вопросы безопасности на московском метрополитене». В нем приняли участие: начальник столичной подземки Иван Беседин, замдиректора Государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Анна Сологубова, председатель общероссийской организации объединения работодателей «Федеральная палата пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности» Алексей Додонов, прокурор отдела по надзору за исполнение законов о промышленности и дорожной безопасности Главного Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной Прокуратуры РФ Анастасия Ефремова, руководитель общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков, председатель Независимого профсоюза Московского метрополитена Светлана Разина. А всего в обсуждении этой актуальной темы приняли участие свыше тридцати человек.
Модераторами выступили Дмитрий Галочкин и Владимир Слепак, члены Общественной палаты, участвующие в работе профильной Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.
Идея проведения круглого стола в Общественной палате возникла не случайно – все участники мероприятия имели возможность ознакомиться с длинным перечнем происшествий и технических сбоев, произошедших в метро за последнее время: остановки движения на линиях, пожары, задымления, короткие замыкания. В 2013 году более чем в два раза выросло число пассажиров метрополитена, обратившихся с требованиями материальных компенсаций от московской подземки. Их поездка по тем или иным причинам была преждевременно прекращена.
Алексей Додонов в своем выступлении отметил, что участившиеся пожары в метро требуют внесения существенных корректировок в существующие конкурсные процедуры:
- Система, по которой мы жили раньше, когда государство контролировало качество производимой продукции, сегодня уже не работает, - отметил Алексей Евгеньевич. – Сегодня мы обязаны создать институт контроля отраслевых стандартов.
По данным, которыми располагает общественная организация, из трех тысяч сертификатов безопасности по выпускаемым огнезащитным материалам лишь 200 соответствуют действительности. Качество противопожарной продукции и даже огнетушителей, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
По мнению председателя Независимого профсоюза Московского метрополитена Светланы Разиной, причинами сбоев в метрополитене становится как устаревшее оборудование, так и новые подвижные составы ненадлежащего качества. Негативное воздействие на обеспечение безопасности оказывают и такие факторы как: нехватка запчастей, дефицит квалифицированного персонала, а также ненадлежащее качество подготовки машинистов составов. По мнению представителя профсоюза, эти вопросы можно решить только в условиях диалога между руководством метрополитена и его рядовыми сотрудниками.
В своем выступлении начальник московского метрополитена Иван Беседин отметил, что участившиеся случаи технических сбоев следует оценивать, как рост требованиий к безопасности в метро. Состав снимается с линии даже при малейшем техническом сбое. Затем его заменяют и осуществляют проверку. Конечно, это создает определенные неудобства для пассажиров, но их безопасность намного важнее.
- Ни один вагон с перебегом сегодня не эксплуатируется, - подчеркнул Иван Беседин. – В метро не пострадал ни один человек – это наш приоритет.
Следует отметить, что в случае возгорания кабеля на станции «Охотный ряд», руководство метро компенсировало ущерб всем пострадавшим.
Однако, в целом, статистика ЧП в подземке, по данным руководства метро, имеет положительную динамику. Если в 2010 году количество технических сбоев составило 2011, то в 2011-ом оно сократилось до 1500.
При этом, вся продукция, закупаемая метрополитеном, проходит обязательную сертификацию и имеет гарантию производителя. Несоблюдение заявленных характеристик ведет к немедленному прекращению закупок у такого изготовителя. Руководство метрополитена заинтересовано и в общественном контроле.
По словам Ивана Беседина, все дефекты, связанные с подвижным составом устраняет Метровагонмаш. В условиях жесткой эксплуатации вагонов – а сегодня московская подземка уступает в объемах перевозки пассажиров лишь метро Токио и Сеула – какие-то задержки при замене составов неизбежны. И это не смотря на то, что количество поездов регулярно пополняется, идет постоянное обучение машинистов. Рост персонала метрополитена за последнее время составил порядка четырех тысяч человек. В ходе проверок трудовой инспекции, регулярно выявляют и наказывают нарушителей – в первую очередь за нарушение скоростного режима, что также напрямую связано с обеспечением безопасности.
В свою очередь, Анастасия Ефремова сообщила, что, согласно данным уже проведенных проверок, на метрополитене, причем не только московском, часто игнорируется целый ряд требований безопасности.
- Хорошего мало. Повсеместно игнорируются требования промышленной и пожарной безопасности, санэпидблагополучия и так далее, — сообщила Анастасия Викторовна.
По мнению Ефремовой, основной причиной такого положения вещей является отсутствие ведомственного контроля со стороны департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Метрополитену были выделены средства в размере 286 млн. рублей, однако, должный контроль за их освоением отсутствует. Кроме того, в системе контролирующих инстанций федеральной власти на сегодняшний день нет органа, который курировал бы положение дел в российских метрополитенах. Оказывается, функции Ростехнадзора на сегодняшний день распространяются лишь на состояние эскалаторов.
По итогам встречи было принято решение о создании в ОП рабочей группы, которая займется мониторингом ситуации на столичном метрополитене. В ее состав войдут компетентные специалисты, в том числе, эксперты по вопросам безопасности. Одними из приоритетных задач рабочей группы являются - проведение аудита используемых метрополитеном технических средств и комплексная проверка всех систем, в том числе, систем обеспечения безопасности.
Комментарий члена Общественной палаты РФ Дмитрия Галочкина:
- Мое личное мнение – Московский метрополитен является одним из лучших в Европе и мире, у него хорошие традиции и мы должны делать все, чтобы их сохранять и преумножать. Я имел возможность убедиться лично в том, как в кратчайшие сроки буквально за 20-30 минут устранялись неполадки.
Однако, в последнее время поступает все больше обращений от граждан по поводу того, что в столичном метро участились сбои. При организации круглого стола мы ставили задачу рассказать об их причинах, проинформировать жителей Москвы о том, какие усилия предпринимаются по их устранению.
Главный итог мероприятия – принято решение об организации рабочей группы, в состав которой войдут компетентные специалисты, в том числе, эксперты по вопросам безопасности. Кроме того, мы согласились и с тем, что для решения существующих в подземке проблем необходимо провести аудит используемых метрополитеном технических средств и комплексную проверку всех систем обеспечения безопасности. Руководство метрополитена также выразило готовность взаимодействовать с экспертами и представителями профильных общественных организаций, представителями общественности при проведении конкурсов на поставки оборудования, в том числе, связанного с безопасностью пассажиров.
Это масштабная работа, требующая особого компетентного подхода, и первый шаг мы уже сделали.
Комментарий члена Общественной палаты РФ Владимира Слепака:
- По-моему мнению, нельзя называть то, что сейчас происходит на Московском метрополитене деликатно «сбоями», речь идет о чрезвычайных ситуациях и происшествиях.
Каждый такой инцидент разрастается в геометрической прогрессии, тысячи людей на перроне, давка, интервалы увеличиваются, ожидание между поездами достигает 40 минут. Пока что отсутствуют четкие регламенты поведения в таких ситуациях, нет четкого взаимодействия со службами наземного общественного транспорта.
Считаю, что такие случаи в должны становиться поводом для детальной проверки, так как мы видим, что в работе метро отсутствует должная открытость. Нет и необходимых разъяснений со стороны руководства метрополитена о причинах происшествий, имеется информация от независимого профсоюза работников Московского метрополитена о том, что не все «сбои» учитываются в ведомственной статистике. Как сообщила, в ходе круглого стола, Генеральная прокуратура, Московским метрополитеном не выполняются требования закона по обеспечению должной безопасности, а контроль за данным вопросом со стороны городской власти и федеральных контролирующих инстанций оставляет желать лучшего.
Поломки в метрополитене происходят, как будто, по часам. Машинисты говорят о переработках. Все это заставило нас привлечь внимание общественности к этой проблеме. В соответствии с готовящимся законопроектом «Об основах общественного контроля» общественным организациям будет передано право на проведение экспертиз. Надеюсь, что деятельность рабочей группы сумеет расставить все точки над i в проблеме обеспечения безопасности пассажиров в Московском метрополитене и обеспечить должный контроль за происходящим.