/ /

Ростехнадзор отчитался об итогах работы за 2015 год и рассказал о планах на 2016-й

Ростехнадзор отчитался об итогах работы за 2015 год и рассказал о планах на 2016-й

25 апреля 2016, 16:38    5558
Ростехнадзор отчитался об итогах работы за 2015 год и рассказал о планах на 2016-й

21 апреля журнал RUБЕЖ принял участие в пресс-брифинге Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора).

Брифинг провели руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин и его заместители – Светлана Радионова и Борис Красных. В своих выступлениях и ответах на вопросы журналистов они подытожили результаты работы ведомства в 2015 году и обозначили приоритетные задачи на 2016 год.

Алексей Алешин, руководитель Ростехнадзора:

Об итогах работы в 2015 году

В 2015 году специалисты Ростехнадзора провели свыше 130 тыс. проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В общей сложности было выявлено более 760 тыс. правонарушений. Применено более 85 тыс. мер административного воздействия, общая сумма наложенных административных штрафов составила свыше 2 млрд. рублей.

Сводные показатели смертельного травматизма на опасных производственных объектах являются минимальными за период с 1995 года: в 2015 году погибло 193 человека, что на 7 человек меньше, чем в 2014 году. Вместе с тем, количество аварий возросло: в 2015 году произошло 174 аварии, что на 36 аварий больше, чем в 2014 году.

В 2015 году усилена ответственность за нарушение правил безопасности – штрафы увеличены в 10 раз, их размер может достигать миллиона рублей. В 2016 году Ростехнадзор будет добиваться введния уголовной ответственности для руководителей предприятий и инженеров по охране труда и технике безопасности. 

О рискоориентированном подходе и дистанционном мониторинге 

В 2016 году Ростехнадзор намерен перейти от статической к динамической модели рискоориентированного надзора.  Для этого ведомство проводит мероприятия по созданию системы дистанционного мониторинга технологических процессов на опасных производственных объектах с применением современных средств телеметрии, информационно-коммуникационных технологий. По сути, ничего сложного нет – к действующим системам безопасности на предприятии подключается аппаратный комплекс, который обрабатывает информацию со стандартных технических средств и передает ее в непрерывном режиме, в том числе, в службы Ростехнадзора.

Акцент при этом будет сделан не только на мониторинг, но и на прогнозирование рисковых событий. Пилотный проект по реализации такой системы дистанционного надзора был реализован на одном из объектов «Лукойла». Мы намерены сделать эту систему обязательной, другого выхода у нас нет. Мы не можем присутствовать постоянно на всех объектах.
Эта система предназначена также для собственников и руководителей предприятий. Чтобы они могли вовремя увидеть, где у них проблема, в режиме реального времени, своими глазами, а не по докладам. 

О влиянии проверок на бизнес  

Все аварии происходят в мозгах. Часто получается такая парадоксальная ситуация. Перед приходом Ростехнадзора все чистят, наводят порядок. А как только мы ушли – там все опять, как было. Такое ощущение, что нам это надо. Люди должны понимать, что соблюдением правил они спасают свои собственные жизни.

Нельзя проводить проверки ради галочки, нельзя приходить на предприятие для того, чтобы проявить свое «я» и самоутвердиться – поэтому и важен рискоориентированный подход. Мы хотим доработать внутриориентированную модель, дополнить каждый класс, распределить объекты по степени опасности. Сейчас предприятия в каждом классе имеют одинаковый режим проверок. На ряде территориальных подразделений мы уже провели эксперимент, каким образом и по каким параметрам можно провести такое деление. Для этого нам не надо никакого постановления правительства, поскольку это касается наших внутренних методов. После того, как мы разобьем предприятия внутри классов по группам риска, мы сможем планировать нашу деятельность по количеству проверок: куда и когда приходить в рамках действующего законодательства. А в перспективе мы посмотрим, как нормативно закрепить дифференциацию внутри каждой группы. Идея такая: если, например, в III классе опасности появляется объект, на котором постоянно что-то происходит, то его нужно перенести во II класс. Для такой детализации будет определено 10-15 показателей, распределенных по рейтингу. Они будут включать в себя различные типы рисков - от техногенных до криминальных.

В США действует такой режим. Если предприятие допускает нарушение, его берут на заметку и начинают проверять, скажем, каждые полгода в течение трех или пяти лет. И неважно, выполнили ли они предписания, хорошие ли они. Из тревожного списка их уберут только, если они не попались больше ни на чем в течение пяти лет.

Кстати, хотелось бы высказаться по поводу понятия «кошмарить бизнес». Недавно у нас была дискуссия с профсоюзами. Кто и когда начинает разговор об этом? Собственники и руководители или сотрудники? Работники предприятий, наоборот, говорят нам: «Приходите почаще».

О проверках нефтеперерабатывающих заводов I категории​ 

На объектах I категории – к ним принадлежат все нефтеперерабатывающие заводы –  установлен режим постоянного надзора, постоянно присутствует Ростехнадзор. На таких сложных объектах без нарушений быть не может. Но нарушение нарушению рознь. Наша задача – сделать так, чтобы те нарушения, которые мы выявляем и за которые наказываем, не переросли в предпосылки для крупных аварий. Если мы видим предпосылки, то как минимум останавливаем работу на таких участках и объектах.

Нефтеперерабатывающие предприятия по-разному выглядят, они в разное время построены, у них разные хозяева и разные финансовые возможности. Есть и очень хорошие примеры – например, завод в Киришах (завод КИНЕФ компании «Сургутнефтегаз» - примечание редактора) можно кому угодно показывать с гордостью.

Об у грозах промышленной безопасности

Если посмотреть на причины всех аварий на производствах, то можно заметить, что около 70% связаны с организацией работы, завязаны на человеческом факторе. Чисто технические вопросы – старение техники, ее износ – составляют на более 10 % причин аварий. Играет негативную роль и недостаточный профессионализм людей, которые работают на сложной технике. С точки зрения обеспечения промышленной безопасности самое важное – бороться и разбираться именно с отношением людей, достучаться до каждого, сначала научить, а потом заставить соблюдать требования промышленной безопасности. 

О подготовке и аттестации экспертов по промышленной безопасности

Осенью 2015 года началось формирование принципиально новой системы аттестации экспертов в области промышленной безопасности. Ранее мы сталкивались с очень низкой экспертизой промышленной безопасности, потому что никакой государственной аттестации в этой области не существовало. Были даже случаи покупки удостоверений недобросовестными гражданами.

Сейчас, желающие стать экспертами в области промышленной безопасности должны пройти экзамен: компьютерное тестирование, решение ситуационных задач и собеседование с комиссией, в случае, если человек хочет стать экспертом наивысшей 1 категории. Естественно, что не все довольны новым положением. Но мы постоянно ведем диалог с экспертным сообществом, учитываем все пожелания, и стараемся отладить механизм прохождения экзамена. В эксперты надо отбирать людей, которые действительно являются специалистами в той области, в которой они себя заявляют.

Мы заинтересованы, чтобы люди, претендующие на звание эксперта промышленной безопасности, имели соответствующие знания, были профессионалами своего дела. Экспертиза промышленной безопасности – это не бизнес. Это важный инструмент совершенствования промышленной безопасности, поэтому мы заинтересованы в ее реализации.

Светлана Радионова, заместитель руководителя Ростехнадзора:

О проверках нефтеперерабатывающих заводов 

На данный момент помимо постоянного надзора закончена проверка пяти нефтеперерабатывающих заводов (Новошахтинский, «Газпром нефтехим Салават», «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», Рязанская нефтеперерабатывающая компания).

Сейчас идет текущая проверка Краснодарского НПЗ, Куйбышевского, Новокуйбышевского заводов. На всех заводах выявлены нарушения. Проверки идут по стандартному образцу – во всех проверках участвуют представители нашего ведомства, я подписываю все акты до единого. И так будет до конца 2016 года (точно так же было в 2011-м).

На всех предприятиях мы проводим учения. Завод – это большой организм, у него есть старые установки, есть новые установки, есть более модернизированные объекты, есть менее модернизированные. Не все предприятия успешно справляются с учениями, кто-то успевает дважды «похоронить» людей и имущество, кто-то более активно показывает свои знания, но это всегда – большой опыт. Все собственники и владельцы предприятий достаточно серьезно к этому относятся: у нас нет ни одного объекта, куда бы вместе с нами ни приехал либо собственник компании, либо его представитель в должности не ниже вице-президента. Они заинтересованы в том, чтобы увидеть прозрачность и объективность наших требований. Да, многое нужно менять, но, в целом, предприятия нефтепереработки достаточно дисциплинированы.

Об итогах проверок «Сахалин-1» и «Сахалин-2»

Проверки закончены, и перед правительством мы отчитались, как положено. Нарушения при проверках выявлены, при проверках они есть всегда. В данном случае нарушения стандартные: 9 на одном объекте и 11 - на другом. Эти нарушения не несут в себе угрозы жизни и здоровью, поэтому не будут приняты меры по временной приостановке деятельности. Такой необходимости нет, потому что это высокотехнологичные объекты. Но компании извещены о том, что они будут оштрафованы, соответствующие лица привлечены к ответственности, сроки на исполнение предписаний выданы весьма короткие – максимум 3 месяца. Размер штрафа также пока не определен, но это не будет минимальный порог: мы знаем возможности компаний и штраф будет соразмерен содеянному.

При этом нередки случаи, когда к моменту вынесения решения о размере штрафных санкций компании предоставляют документы, подтверждающие устранение нарушений. У нас нет задачи любой ценой заставить компании платить, нет плана по штрафам, нет палочной системы. Каждый технический специалист при вынесении решений прекрасно понимает, что он делает - у нас не работают случайные люди.

О строительном надзоре – на примере магистрального газопровода «Сила Сибири»

В 2015 году мы сформировали специальный отдел, который занимается надзором в сфере строительства. По всем крупным инфраструктурным проектам созданы специальные рабочие группы. «Сила Сибири», Керченский мост, Амурский ГПЗ, Ямал СПГ – это многомиллиардные объекты, на которые смотрит весь мир. Мы никакие не аборигены с бусами, мы имеем промышленность на самом высоком уровне, здесь наша страна никак не отстала, мы внедряем самые лучшие, новейшие технологии.

На проекте «Сила Сибири» осуществляется строительный надзор, идет плановая проверка, выявляются нарушения, предъявляются иски застройщикам и подрядчикам. Они штрафуются (и в большом количестве), идет диалог, хороший рабочий процесс. У нас нет непонимания, мы ни с кем не договариваемся – мы предъявляем свои требования, и после этого компании им следуют. Они не заинтересованы в том, чтобы построить что попало. Им не нужны объекты, в которые инвестированы миллиарды долларов и которые будут сразу после ввода нуждаться в ремонте. Их строят для того, чтобы потом обеспечить прибыль и безопасную эксплуатации. И у компаний есть понимание – о чем свидетельствует подписанное ими соглашение, - что безопасность выгодна, потому что обеспечивает технологическую целостность и прибыль.

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4245 s
queries: 173 (0.0728 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.