/ /

О методах подбора и обоснования потребности технических средств обеспечения транспортной безопасности для противодействия актам террора на объектах воздушного транспорта

О методах подбора и обоснования потребности технических средств обеспечения транспортной безопасности для противодействия актам террора на объектах воздушного транспорта

16 января 2017, 15:27    1472

Александр Бочкарев Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Александр Бочкарев

Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации

Важнейшим направлением противодействия  актам незаконного вмешательства и террору в ГА, повышения уровня безопасности на объектах ВТ является правильный выбор технических средств обеспечения АБ и ТБ. 

При этом следует подчеркнуть, что современные функциональные требования к средствам обеспечения транспортной безопасности основываются на определенном перечне важнейших  технических  параметров, которые необходимо обязательно учитывать при выборе досмотровой техники. Например, стационарные металлоискатели для обеспечения транспортной и авиационной  безопасности должны:

  1. позволять обнаруживать на теле человека и в его одежде металлические предметы, запрещенные к перевозке на воздушном транспорте, при этом вероятность ложного срабатывания на металлические предметы личного пользования общей массой не более 100 грамм;
  2. иметь автоматическую световую и звуковую сигнализацию  при обнаружении запрещенного металлического предмета, исключать несанкционированное изменение установленных обнаружительных параметров.  Электронная схема изделия должна автоматически возвращаться в исходное положение через 3 секунды после выключения сигнала тревоги (окончание сигнала тревоги должно означать готовность устройства к работе), время выхода на рабочий режим не должно превышать 30 секунд после включения в сеть;
  3. обеспечивать нормальную работу совместно с рентгено-телевизионной установкой в условиях электромагнитной обстановки современных аэропортов, в составе группы аналогичных устройств в количестве от 2 до 4 штук, установленных в одну линию на расстоянии от 3-х до 8 метров друг от друга, обеспечивать эффективную  работу  при расстоянии между блоками датчиков 1 метр;
  4. соответствовать всем требованиям при работе в круглосуточном режиме, наработка на отказ - не менее 6000 часов, время регламентных работ - менее 5 % от времени эксплуатации, гарантийный срок эксплуатации - не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 6 лет;
  5. позволять производить диагностику и ремонт на месте эксплуатации, комплектоваться документацией, достаточной для поддержания его нормальной и безопасной эксплуатации, исправного состояния, и ремонта, состоящей из Руководства по эксплуатации и полного технического описания изделия с методами диагностики;
  6. иметь проем арки не менее 2 метров в высоту и 0,76 метров в ширину, визуальную и регулируемую звуковую сигнализацию, а так же возможность изменять уровень чувствительности в зависимости от меняющихся обстоятельств.

Ручные металлоискатели для обеспечения транспортной безопасности должны:

  1. обеспечивать обнаружение металлических предметов (стальная пластинка размером 100х100х1 миллиметров) на расстоянии 0,12—0,15 метров при скорости перемещения устройства 0,2—0,5 метров в секунду, иметь звуковую сигнализацию наличия металлического предмета, обеспечивать нормальную работу в условиях электромагнитной обстановки современных аэропортов;
  2. иметь гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 3 лет;
  3. позволять производить диагностику и ремонт на месте эксплуатации;
  4. при работе от автономного источника питания изделие должно сохранять обнаружительные характеристики при 60 % разряде (по напряжению) источников питания, обеспечивать длительность непрерывной работы изделия от автономного источника питания не менее 10-14 часов.

Рентгено-телевизионная система для досмотра должна:

  1. распознавать огнестрельное оружие металлическое и неметаллическое, его детали, боеприпасы всех калибров, гранаты и другие виды оружия, боеприпасы -  осколочного/разрывного действия, ножи, дубинки, мечи, взрывчатые вещества военного и коммерческого назначения, детонаторы и часовые механизмы, электрические и электронные изделия, источники электроэнергии;
  2. иметь следующие характеристики генератора рентгеновского излучения и качества изображения в эксплуатационном режиме:

- проникающая способность - 27 миллиметров по стали;
- разрешающая способность - 0,1 миллиметров;
- анодное напряжение: номинальное - 160 киловатт, рабочее - 140 киловатт;
- ток трубки - 0,7 миллиампер;

  1. иметь следующие характеристики генератора рентгеновского излучения и качества изображения в максимальном режиме, при использовании опции «Высокая проникающая способность»:

- проникающая способность: 34- 35 миллиметров;
- разрешающая способность: 0,1 миллиметров;
- анодное напряжение: номинальное - 160 киловатт, рабочее - 140 киловатт;
- ток трубки - 0,7 миллиампер;

  1. скорость конвейера рентгено-телевизионной установки должна быть не менее 0,15 метров в секунду;
  2. иметь гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 6 лет, оптимальный - не менее 10 лет;
  3. позволять производить диагностику и ремонт на месте эксплуатации;
  4. иметь световую сигнализацию включения рентгеновского излучения, Иметь блокировки, обеспечивающие выключение рентгеновского излучения при нарушении целостности защитных экранов и прекращение подачи электрического тока, в случае превышения эксплуатационных нагрузок и неисправности;
  5. иметь уровень рентгеновского излучения в рентгено-телевизионной установке не позволяющий нарушить целостность кинофотоматериалов, электронных носителей при десятикратном пропускании их через рабочую зону рентгено-телевизионной установки     ;
  6. иметь уровень мощности дозы рентгеновского излучения на расстоянии 5 сантиметров от внешних панелей рентгеновского оборудования не более 0,03 рентгена в секунду, уровень шума работающего рентгеновского оборудования не более 60 децибел;
  7. конструкция рентгеновского оборудования должна обеспечивать защиту персонала и пассажиров от воздействия рентгеновского излучения.

Средства для обнаружения взрывчатых веществ (детекторы паров взрывчатых веществ) должны:

  1. иметь чувствительность по обнаружению взрывчатых веществ, для работы с которыми предназначено изделие, которое должна быть не хуже 1x10-14 грамм на кубический сантиметр, но при этом, время цикла анализа паров взрывчатых веществ - не более 60 секунд, время отклика изделия на наличие паров взрывчатых веществ - не более 5 секунд, время готовности к следующему циклу отбора - не более 30 секунд; 
  2. работать как от сетевого блока питания, так и от автономного источника (батарея, аккумулятор) напряжением 9-12 вольт;
  3. иметь звуковую и световую систему сигнализации, работающую независимо от оператора, при этом уровень звукового сигнала тревоги должен быть хорошо различим на фоне шумов современных аэропортов, индикатор разряда автономного источника питания, срабатывающий при 70 % разряде (по напряжению) источников питания;
  4. иметь гарантийный срок эксплуатации не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 6 лет;
  5. позволять производить диагностику и ремонт на месте эксплуатации;
  6. иметь систему предохранения, прекращающую подачу электрического тока в случае превышения эксплуатационных нагрузок и неисправности, средства контроля работоспособности в процессе его эксплуатации;
  7. соответствовать всем требованиям при работе в круглосуточном режиме, наработка на отказ - не менее 6000 часов, время регламентных работ - менее 5 % от времени эксплуатации, гарантийный срок эксплуатации - не менее 1 года с момента ввода в эксплуатацию, средний срок службы - не менее 6 лет.

Наряду с оценкой и учетом функциональных свойств  современной досмотровой  техники важнейшим направлением совершенствования мер АБ и ТБ  является  тактико-техническое обоснование количественной  потребности, и в первую очередь, в технических средствах обнаружения взрывчатых и химических опасных  веществ в аэропортах различной пропускной способности.

Методика расчета потребности в технических средствах обнаружения опасных металлических, взрывчатых и химических опасных  веществ в аэропортах различной пропускной способности.

Исходные данные: аэропорт №1- пропускная способность = 1000000 пассажиров в год, аэропорт №2-  пропускная способность = 6000000 пассажиров в год.

Количество технических средств необходимых для производства предполетного досмотра пассажиров, ручной клади и багажа на наличие взрывчатых и химических опасных  веществ определяется по формуле:

N =А*К/П, где

N –количество технических средств необходимых для досмотра;

А –максимальное количество пассажиров вылетающих за 1 час;

К –количество ручной клади и багажа на 1 пассажира;

П –пропускная способность детектора.

  1. Расчет для  аэропорта № 1.

     а)  Для досмотра  пассажиров:

П=420 пассажиров в час. (из характеристик   детектора для обнаружения ВВ).

Пропускная способность =114 пасс/час,

Будем считать, что аэропорт относится к  IV классу по пропусной способности,  в результате находим:

А=200 пасс/час;

N=1  детектор для обнаружения ВВ ( 1 детектор для обнаружения ХОВ).

     б)  Для досмотра  ручной клади и багажа:

П=500 мест ручной клади и багажа в час;

К=2 места ручной клади и  багажа;

N =1 детектор обнаружения взрывчатых веществ в клади и багаже

( 1 детектор для обнаружения ХОВ).

  1. Расчет для аэропорта № 2:

а)  Для  досмотра пассажиров:

П=420 мест ручной клади и багажа, (из характеристик   детектора для обнаружения ВВ).

 Пропускная способность аэропорта № 2 =685 пасс/час,

Будем считать, что аэропорт относится к  III классу, в результате находим:

А=700 пасс/час;

N=2  детектора для обнаружения ВВ ( 2 детектора для обнаружения ХОВ).

б)  Для досмотра  ручной клади и багажа:

П=500 мест ручной клади и багажа в час;

К=2 места ручной клади и  багажа;

N=3 детектора обнаружения взрывчатых веществ в ручной клади и багаже ( 3 детектора для обнаружения ХОВ).

Таким образом, хорошо подобранные и научно обоснованное оптимальное количество современных технических средств АБ и ТБ на пунктах досмотра позволит не допустить попадания  опасных  веществ и предметов на борт воздушного судна и в зоны безопасности аэропортов, что обеспечит  стабильную и высокоэффективную работу воздушного транспорта в  современных условиях.

Материал подготовлен:

Бочкарев А.Н. – профессор  МГТУ ГА

Бочкарев И.А. – эксперт по авиационной безопасности

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2956 s
queries: 190 (0.0254 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.