/ /

Анализ новых угроз на воздушном транспорте и мерах по противодействию им

Анализ новых угроз на воздушном транспорте и мерах по противодействию им

26 декабря 2016, 16:44    1550

Александр Бочкарев Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Александр Бочкарев

Профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации

Александр Бочкарев, профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации

17 апреля 2016 года на воздушном транспорте  произошел случай, который вызвал тревогу у большинства экспертов по  безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности.

Пассажирский самолет Airbus A320 авиакомпании British Airways заходил на посадку в аэропорту Хитроу с 132 пассажирами и 5 членами экипажа на борту, когда неожиданно столкнулся с дроном. Удаленно управляемый летательный аппарат врезался в носовую часть авиалайнера и распался на части, обломки устройства были обнаружены на земле.  К счастью, пилоты успешно посадили самолет без какого-либо сильного ущерба. Данный инцидент считается первым в мире фактическим столкновением беспилотника с пассажирским самолетом.   Спустя четыре месяца,  в августе 2016 года пассажирский  самолет с 62 пассажирами на борту едва не столкнулся с дроном при посадке в аэропорту Ньюки-Корнуолл на юго-западе Англии.  Сообщается, что дрон пролетел рядом с пассажирским самолетом на высоте около 270 м.  Всего же за 2015 г., только в Англии,  и только за шесть месяцев непосредственно  в аэропортах было зарегистрировано 23 случая пролетов дронов рядом с пассажирскими самолетами. Каждый из этих случаев при  попадании дрона в двигатель самолета  мог привести к трагедии. Турбина двигателя имеет сложный механизм вращения, который точно отбаллансирован, и любое повреждение лопаток, например, в результате попадания в двигатель дрона  в лучшем случае приведет к вибрации, а в худшем к разрушению конструкции.

В США Федеральное управление гражданской авиации (FAA) опубликовало материалы, где описываются доклады пилотов об опасных полетах беспилотников рядом с ВС. В 2015 году пилоты сообщили о 238 подобных пересечениях маршрутов ВС, в 2016 году их количество возросло до 650 уже к августу.  Определить, какой ущерб ВС  могут нанести дроны можно в сравнении с попаданием в двигатель ВС птиц.  Существует множество различных типов беспилотных летательных аппаратов из совершенно разных материалов и с совершенно разными конструкциями. Тем не менее, есть большое количество информации о том, что случается, когда в реактивный двигатель попадает посторонний предмет. Например, попадание птицы может существенно повредить или уничтожить двигатель, особенно во время посадки или взлета. В 2009 году несколько таких попаданий вынудили один из рейсов US Airways приземлиться прямо в реку Гудзон, так как оба двигателя воспламенились. Подсчитано, что около 65% «птичьих ударов» проходят без ущерба для самолетов, но остальные 35% обходятся в $400 млн. в США и около $ 1,2 млрд. по всему миру. Следует отметить, что дрон страшнее птицы на нем кроме видеокамеры, может быть и заряд взрывчатки для   совершения АНВ или теракта в деятельность ГА.

В России,  в июле 2015 года в  Новосибирске местный житель был оштрафован за запуск дрона над Бугринским мостом. Согласно постановлению новосибирского транспортного прокурора владелец дрона был признан виновным в нарушении использования воздушного пространства и оштрафован на три тысячи рублей. Указанное воздушное пространство отнесено к классу «С» (эта зона входит в схему захода на посадку воздушных судов аэропорта Толмачево), и  использование воздушного пространства дронами в этом месте имеет исключительно разрешительный порядок, Как установлено, виновник запустил радиоуправляемый беспилотный квадрокоптер на высоту около 300 метров над Бугринским мостом для проведения видеосъемки. Видео запуска он выложил на сайте youtube.com. Новосибирец не получал соответствующего разрешения в органах  управления воздушным движением (далее УВД)  на полет дрона и не имел аэронавигационной и метеорологической информации, чем поставил под угрозу безопасность движения пассажирских воздушных судов в этом районе. Решением Кировского районного суда  города Новосибирска, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Новосибирского областного суда, владельцу дрона было запрещено выполнять полеты на летательных аппаратах всех типов в воздушном пространстве класса А, С, G без получения разрешения органа управления воздушным движением и направления в УВД плана (графика) полетов дрона.  Следует отметить, что пару лет назад  случай запуска дрона в Новосибирске чуть не привел к ЧП. Тогда дрон запустили  в поселке Алексеевка, и его порывом ветра сдуло в сторону аэропорта Толмачево. Служба безопасности аэропорта Толмачево  нашла дрон прямо на аэродроме. Хорошо, что при пролете дрона над аэродромом  ни один из пассажирских самолетов, которые совершали взлет и посадку в аэропорту Толмачево в этот день не пострадали.

В США для пресечения незаконных попыток запустить беспилотные летательные аппараты приняли решение обязать всех владельцев регистрировать свои дроны. Правила касаются всех граждан США в возрасте 13 лет и старше. После регистрации энтузиасты получат идентификационный номер FAA, который они обязаны прикрепить к любому дрону, весящему от 250 граммов до 25 килограммов.

В США для пресечения незаконных попыток запустить беспилотные летательные аппараты приняли решение обязать всех владельцев регистрировать свои дроны.

Мониторинг использования дронов в России показывает, что непрофессиональная эксплуатация дронов и отсутствие четкого регулирования могут серьезно подорвать безопасность полетов и авиационную безопасность.

Самая большая опасность заключается в том, что дроны летают на низкой высоте и недалеко от аэропортов или даже в непосредственной близости от ВПП. Угроза столкновения с ВС или использование дрона в качестве средства диверсии, путем доставки взрывчатки  крайне велика. Требует также изучения вопрос влияния радиоволн, используемых для контроля дрона, на работу диспетчерских систем аэропорта и ВС.

В ответ на столкновение дрона с ВС в аэропорту Хитроу Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) создало специальную рабочую группу для расследования потенциальных рисков и последствий столкновения дронов с ВС.  EASA  опубликовало «Техническое мнение» касательно безопасной эксплуатации дронов в европейском небе. Документ выделяет основные направления, в которых должно развиваться регулирование использования дронов и их взаимодействия с другими летательными аппаратами. Цель создания нового законодательства – обеспечение безопасности воздушного пространства на основе четких правил и процедур эксплуатации, а также сертификации дронов.

Большая часть инцидентов либо опасных ситуаций, связанных с дронами, являются результатом действий неопытных операторов, игнорирующих или не знающих основ общей авиации. Воздушное пространство полно различных ВС, включая самолеты, вертолеты, глайдеры, дроны и т.п. Если пилот дронов отправляет свое устройство в небо, не осознавая, что он там не один, то все может закончиться трагедией. В своем интервью Live Mint директор департамента инфраструктуры управления воздушным движением международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Роб Иглз рассказал о дронах и опасности, создаваемой ими для гражданской авиации. По мнению Роба, многие операторы дронов являются новичками в авиации, поэтому им необходимо проходить специальную подготовку, чтобы понимать опасности, связанные с эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов и  ВС в одном пространстве. Он также считает, что эти аппараты должны использоваться в соответствии с инструкциями авиадиспетчеров и при условии, что авиадиспетчеры обладают средствами коммуникации со всеми пилотами дронов и пилотируемых ВС, а также видят на экранах всех участников воздушного движения. Другими словами, дроны должны считаться таким же полноправными участниками воздушного движения, как и любое другое ВС. А значит, на них должны распространяться те же правила, ограничения и требования. Это также касается и операторов, которые должны пройти специализированное обучение, соответствующее базовой подготовке пилотов. Каждый оператор дрона должен понимать риск и нести ответственность за безопасность участников воздушного движения во время эксплуатации своего беспилотника.  В начале апреля 2016 года в России  введена обязательная регистрация дронов. Владельцы беспилотных аппаратов, как приобретенных в России, так и ввезенных на территорию РФ из-за рубежа,  обязаны зарегистрировать их в контролирующем органе. В соответствующее ведомство будет необходимо сообщить информацию о стране-изготовителе дрона, его серийный номер, год изготовления, назначение аппарата, его максимальную взлетную массу, а также тип, количество и мощность его двигателей. Помимо этого, владельцам  дрона нужно будет сообщить полномочному органу имя владельца (или название организации, которой принадлежит беспилотник), дату и место рождения человека, а также его паспортные и контактные данные. . В июле 2016 года в России принят Федеральный закон №291-ФЗ о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации от 3 июля 2016 года. В нем  указано, что все беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов,  ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, государственный учет и контроль порядка использования дронов, изучение операторами основ общей авиации и соответствующих правил полетов, а также законное и безопасное применение беспилотных летательных аппаратов на определенных высотах, в разрешенных местах ( в первую очередь вне территории гражданских аэродромов), а также технический контроль за воздушной обстановкой в зоне аэропортов подразделениями транспортной безопасности обеспечит надежную и безопасную работу воздушного транспорта в современных условиях.

 

Литература:

1.   Черток В.Б. Выполнять требования закона должно быть выгоднее, чем платить штраф. М.-Интерпресса,2016.

2.  Черток В.Б. О мерах по повышению эффективности надзора за деятельностью в гражданской авиации. М.: Ространснадзор, 2010.

3. Нерадько А.В. О принятии на оснащение аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации сертифицированных технических средств обеспечения авиационной безопасности. М.: ИнфАвиа, 2001.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4649 s
queries: 190 (0.0701 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.