/

Не все спокойно в «Безопасном городе»

Не все спокойно в «Безопасном городе»

10 мая 2016, 15:15    1054

13 апреля состоялось заседание Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса (АПК) технических средств «Безопасный город». Это было первое в этом году заседание, в 2015-м комиссия вместо запланированных четырех раз собиралась лишь дважды. Утвержденного плана работы у комиссии нет, что также добавляло в ситуацию неопределенности. Один из участников совещания рассказал о том, как оно проходило.

Комиссия под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина собралась расширенным составом. Отдельно были приглашены представители Росгидромета и Ростехнадзора. Также присутствовал заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Николай Овсиенко.

Дмитрий Рогозин попросил МЧС России организовать тщательную проверку внедрения сегментов АПК «Безопасный город» в таких регионах как Ростовская, Мурманская, Костромская, Тульская области, Республика Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ. Прозвучали слова о том, что «продолжается хаотичное внедрение отдельных систем (единый номер «112», комплексы оповещения, видеонаблюдения, фото- и видеофиксации, ГЛОНАСС) вне рамок, заданных в Концепции построения и развития АПК «Безопасный город».

Отдельно подчеркнули необходимость внедрения комплекса в Арктике, субъектах принимающих ЧМ-2018 и в Крыму.

Заместитель Министра МЧС России Александр Чуприян доложил о нынешнем состоянии работ по внедрению АПК и подходе при финансировании этой работы.  На его взгляд, в области построения АПК «Безопасный город» несколько проблем:

1. При построении сегментов АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации зачастую не соблюдаются принципы, заложенные в Концепции, Единых технических требованиях, Методических рекомендациях, Типовом техническом задании.

2. Некоторые регионы делают системную ошибку, выдавая за АПК «Безопасный город» фрагментарное внедрение отдельных систем и выделяя на них серьезный объем финансирования, зачастую сопоставимый со стоимостью внедрения всего комплекса решений АПК «Безопасный город». Например, город Новомосковск Тульской области внедряет обычную геоинформационную систему, не интегрируя ее ни с номером «112», который у него уже есть, ни с системами оповещения. Но при этом власти декларируют внедрение АПК «Безопасный город», подменяя, таким образом, одно понятие другим.

3. Работа межведомственных рабочих групп по реализации Концепции носит формальный характер. Видимое отсутствие персональной ответственности руководителей и членов этих групп за конечный результат построения АПК «Безопасный город» на территории своих регионов существенно влияет на качество принимаемых решений.

4. Технические задания, которые предоставляются в Совет Главных конструкторов (СГК), не отражают специфику территории и являются, как правило, калькой с типового технического задания, разработанного МЧС России. Иными словами, представляемые технические задания слишком часто имеют правильную форму, нужное количество запятых, но абсолютно пусты с точки зрения их смыслового содержания. Становится понятно, что конкурс по ним объявлять не собираются, и представление их в СГК - формальность. Именно поэтому на сегодняшний день МЧС согласовало технические задания только для 25 регионов, по всем остальным технические задания рассмотрены и возвращены на доработку. Осознавая проблемы, которые существуют у регионов при создании технических заданий, министерство  выделяет своих специалистов из института ГО и ЧС, чтобы помочь доработать технические задания в соответствии с установленными требованиями.

5. Руководство субъектов Российской Федерации считает реализацию Концепции не приоритетной задачей и часто готово выделять деньги только на проектирование, а не на построение целостного АПК. Зачастую субъекты РФ запускают конкурсы на построение систем фото-видеофиксации нарушений ПДД и весо-габаритного контроля отдельно от остальных систем «Безопасного города», не думая об интеграции. Отрицательным примером  таких непродуманных внедрений являются Республика Дагестан и Мурманская область.

Заместитель министра обратил внимание руководителей субъектов, что на данном этапе финансирование построение сегментов АПК «Безопасный город» осуществляется за счет средств региональных бюджетов. Поэтому игнорировать конкурсы на построение систем фото-видеофиксации и весо-габаритного контроля нельзя, поскольку доход, который может быть сформирован за счет получения штрафов от правонарушений, зафиксированных этими системами, может быть направлен, в том числе, и на финансирование других сегментов АПК «Безопасный город».

Главный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк, докладывая по вопросу «О разработке и согласовании проекта регламента межведомственного взаимодействия и информационного обмена федеральных органов исполнительной власти в рамках построения, развития и эксплуатации АПК «Безопасный город» сообщила, что остаются неснятыми вопросы взаимодействия с системами территориальных органов федеральной исполнительной власти в рамках АПК «Безопасный город».

Закрытость вертикалей информатизации и необходимость правительственных решений для получения жизненно-важной муниципалитету информации требует активных  совместных усилий по информационному обмену в рамках АПК «Безопасный город».

По мнению Оксаны Якимюк, проблему на уровне федеральных органов исполнительной власти должен решить специальный,  который формализует процессы взаимодействия и единый порядок обмена данными для всех участников информационного взаимодействия внутри АПК «Безопасный город».

Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной думы Ирина Яровая отметила, что проблема отсутствия исполнительской дисциплины носит знакомый характер. По ее мнению, до сих пор не обеспечено выполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 года Пр-1293ГС. Она предложила внести изменения во все отраслевое законодательство, чтобы при реализации мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» «требовать и координировать», а не просить.

Кроме того, депутат предложила стандартизировать расходы на оборудование путем составления реестров рекомендуемого «железа».

«Сделало день» Межведомственной комиссии слово первого заместителя Министра МВД России Александра Горового. Поблагодарив МЧС за организацию работы в рамках по «Безопасному городу», он в немедленно обрушился с критикой на применяемые подходы. Эту позицию он озвучивал уже не раз, и выступление было, во-многом, предсказуемым. Обратившись к руководителям субъектов, он назвал их «главными по определению приоритетов», а роль комиссии – вспомогательной. Кроме того Александр Горовой фактически встал на защиту регионов, выразив озабоченность проблемами конъюнктуры рынка, финансирования социальных и правоохранительных программ. Силовик в очередной раз попросил вернуться к первоисточнику – перечню поручений Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 г. Пр-1293ГС, где приоритетом было определено обеспечение безопасности и правопорядка на улицах.

По данным МВД, в стране функционируют 164 тысячи видеокамер, 1500 пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция», совместно с ФСБ России развернуты 1500 камер. И эти зоны ни в какие АПК интегрироваться не будут.

Горовой отметил, что 70% всех преступлений на улицах Москвы раскрываются с помощью видеокамер. Отматываются вплоть до 12-часового контроля передвижений автомобиля или гражданина.

Отдельно замминистра упомянул ситуацию на территории Красноярского края, где новое руководство Сибирского регионального центра МЧС России пытается поменять формат существующей системы «Безопасный город», которую Горовой строил в должности начальника ГУВД по Красноярскому краю.

Также он отметил, что МВД России не согласовало Концепцию построения развития АПК «Безопасный город» – предложения министерства не были учтены. Нельзя согласиться по вопросу, к примеру, первоочередности внедрения сегментов комплекса. Горовой предложил «нанизывать» на существующий «правоохранительный сегмент» остальные сегменты АПК. По его мнению, ни в одном субъекте нет положительного опыта эксплуатации «Системы-112», а сама система – дополнительное, дублирующее структурное образование, искажающее информацию при ее доведении до экстренных служб.

Также он напомнил, что за последние годы в МВД России сократили 337 тысяч человек личного состава. При этом сложность задач растет, в том числе, из-за таких крупных массовых мероприятий, как будущий Чемпионат мира по футболу.

Александр Горовой закончил доклад обещанием довести свою позицию до максимально дозволенного уровня.

После этого выступил  заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Николай Овсиенко, который выразил солидарность с предыдущим спикером по поводу приоритетности «правоохранительного сегмента» АПК «Безопасный город», вместе с тем, одобрив и подходы МЧС России к комплексному решению задачи.

Овсиенко внес предложение рассмотреть возможность производить и поставлять оборудование для АПК «Безопасный город» в рамках государственного оборонного заказа, уже на этапе проектирования закладывать протоколы сопряжения с серверами Росгвардии, МВД России, ФСБ России, обеспечивать резервное копирование и защиту информации.

Дмитрий Рогозин попросил обратить внимание на выступление Александра Горового, а если ситуация обстоит именно так, как доложил первый заместитель Министра МВД, то цель «Системы-112» не ясна и нужно принимать жесткое решение. Предложение Николая Овсиенко также нашло поддержку.

«Супостатов кормить, еще чего? Все можем сами. Хороший полугражданский заказ для оборонки», - отметил вице-премьер.

Подводя итог вопросу регламентов межведомственного взаимодействия, участники заслушали представителей Росгидромета, Ростехнадзора, ФСБ России и Минтранса России.

По вопросу «Об актуализации Единых требований к техническим параметрам сегментов АПК «Безопасный город» и плане работы Межведомственной Комиссии на 2016 год Рогозин попросил выступить ответственного секретаря Комиссии – председателя наблюдательного совета компании «Техносерв»  Алексея Ананьева.

Он заявил, что главная задача АПК «Безопасный город» – интеграция данных со всех уже существующих и перспективных систем на муниципальном уровне – обеспечивается с помощью создания единой интеграционной платформы, функции которой детально прописаны в Единых требованиях. По мнению ответственного секретаря, интеграционная платформа – это комплекс программно-технических средств, построенный на базе открытых протоколов и решающий проблему фрагментации данных. Иными словами,  интеграционная платформа должна служить технологическим основанием для автоматического сопряжения разнородных информационных систем и интеграции данных. Алексей Ананьев предположил 3-уровневую платформу: муниципалитет, регион, федеральный уровень.

Отвечая на критику Горового, представитель «Техносерва» заявил, что главный акцент сделан на обеспечение работы «силовых ведомств», после чего предложил взять еще квартал и одобрить Единые требования на следующем заседании Комиссии.

Далее об опыте реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации докладывали представители субъектов РФ.

Первый заместитель губернатора Архангельской области Алексей Алсуфьев сообщил о заключенном в феврале с ПАО «Ростелеком» контракте на построение сегментов АПК «Безопасный город» в пилотных муниципальных образованиях области. И хотя ПАО «Ростелеком» еще не завершил конкурсные процедуры по выбору субподрядчика, Алсуфьев уже сообщил о том, что проектировщики из ГК «Техносерв» проводят проектно-изыскательские работы.

Олег Мантулин, секретарь совета безопасности Белгородской области, общими фразами сообщил о неминуемом выполнении плана на территории области.

Заместитель председателя правительства Липецкой области Александр Никонов доложил о модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО), развертывании комплексной систем экстренного оповещения населения (КСЭОН), «Системы-112», рубежей контроля «Кордон», системы мониторинга окружающей среды, что в логике предыдущих выступающих могло быть заклеймено как «хаотическое внедрение».

Последним заслушанным представителем регионов стал переведенный на должность начальника Сибирского регионального центра из центрального аппарата МЧС России генерал-лейтенант Сергей Диденко, один из идеологов и сторонников Концепции.

Согласно его мнению, основными постулатами практической направленности для обеспечения внедрения АПК «Безопасный город» являются:

  1. Приведение всех единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в состояние готовности к приему функционала АПК «Безопасный город»;
  2. Переход от реагирования к предупредительным мерам;
  3. Управление рисками во всех муниципальных образованиях сразу;
  4. Передача данных и управление ситуацией именно теми службами, функционал которых наиболее отвечает характеру случившейся кризисной ситуации.

До последнего момента сохранялась интрига по поводу последнего вопроса – «Об определения ПАО «Ростелеком» в качестве базовой организации для внедрения на территории Российской Федерации подсистем АПК «Безопасный город». Как известно, письмо президента компании Сергея Калугина по тематике заслушиваемого вопроса в адрес главы государства не встретило категорического отказа. Вопрос уже снимался с заслушивания, но буквально за день до заседания был вновь занесен в порядок ведения.

Интересно отметить, что находившиеся на связи регионы доклад президента Калугина не услышали, поскольку были намеренно отключены.

Президент «Ростелекома» предложил определить конкретные органы исполнительных субъектов Российской Федерации в качестве региональных операторов безопасности, внедрить технологической инструмент реализации функций регионального оператора безопасности. Его Калугин представляет виде единой технологической платформы (ЕТП), созданной путем доработки и расширения функционала существующей Региональной интеграционной платформы и Муниципальной интеграционной платформы (КСА РИП/МИП). Функционировать ЕТП должна на базе ЕСОП (единого стека открытых протоколов). Также Сергей Калугин предложил ввести единого технологического оператора всей инфраструктуры АПК «Безопасный город» (очевидно, ПАО «Ростелеком)».

Желающих высказаться по результатам выступления не нашлось, и заседание было объявлено завершенным.

Протокол заседания ожидается к концу мая и будет размещен на сайте МЧС России.

Яндекс.Директ

Свежее

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.7707 s
queries: 64 (0.5147 s)
memory: 2 048 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.