Интеллект Подмосковья - для регионов

02 ноября 2020, 10:08

1,5 млн обращений — такой объем входящей информации принимает и обрабатывает Центр управления регионом (ЦУР) Московской области в течение года. Специальные корреспонденты журнала RUБЕЖ провели в центре один день и разобрались, как работает система поддержки принятия решений и почему для эффективного управления регионом оказалось достаточно опенсорсного программного обеспечения и смартфонов в руках бдительных граждан и работников коммунальных служб.

Текст: Дмитрий Воронин, Станислав Тарасов

Принципы ЦУР

Максим Рымар, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области:

Московская область в числе первых взяла на вооружение самые современные разработки в сфере цифровых технологий и управления. В рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» мы создали платформу для управления регионом. Этот инструмент позволяет быстро реагировать на все проблемы, возникающие в области, получать и обрабатывать максимально подробную информацию от жителей региона.

Центр выполняет в круглосуточном режиме функции планирования, мониторинга и контроля управленческих решений. Прежде всего ЦУР — это принципиально новый подход к управлению и выстраиванию контроля за процессами, происходящими в регионе. Концепцию его работы мы выразили тремя принципами: «Все знаем — быстро решаем — не допускаем».

Принцип «Все знаем» подразумевает сбор, обработку и анализ информации. Она  отображается на тепловой карте региона. Красные, желтые и зеленые точки подсвечиваются для понимания, где необходимо вмешаться. Основная задача ЦУРа — минимизировать количество красных зон. Аналитический центр позволяет отслеживать динамику показателей в разрезе территорий в режиме онлайн. Однако недостаточно видеть красные лампочки на карте, необходимо быстро решать проблемы.

Принцип «Быстро решаем» означает быструю доставку жалоб от жителей региона, контроль исполнения и определение реальных сроков решения проблем. По каждой категории жалоб есть своя блок-схема решения, которая позволяет увидеть узкие места и оптимизировать сроки без дополнительных финансовых затрат. При обработке жалоб каждой категории присваивается свой срок решения, а сотрудники центра постоянно контролируют качество решения проблем. Кроме того, здесь важна персональная ответственность. Проблему бессмысленно гонять по всем бюрократическим инстанциям. Она должна сразу поступать к тому сотруднику, который может ее решить.

Например, в 2018 году порядка 40% всех жалоб, которые были получены на портале «Добродел», относились к деятельности управляющих компаний. В итоге все УК были зарегистрированы в единой системе. Теперь все жалобы по этой тематике сразу направляются в УК, минуя бюрократические издержки, и через 24 часа можно смотреть на изменение ситуации, о которой рассказал заявитель. Раньше подобная жалоба могла несколько дней «гулять» по ведомствам.

Принцип «Не допускаем» подразумевает недопущение повторения проблемы, работу над устранением ее причин. Это самая сложная и интеллектуальная часть задачи. Решать проблемы можно, но гораздо важнее создать условия, чтобы их не возникало. Для того чтобы найти первопричины каждой проблемы, мы используем метод «5 почему». Именно тогда все встает на свои места, вырисовываются конкретика и план, как исправить ситуацию. Действовать на опережение и не допускать сбоев нам помогают отраслевые системы — они собирают данные о тех или иных сферах (здравоохранение, детские площадки, мусор, транспорт) и показывают, как с ними обстоят дела в конкретный момент. Например, чтобы не допускать жалоб по вывозу мусора, мы оцифровали все контейнерные площадки и можем в любой момент посмотреть, какое состояние у той или иной площадки — вывезен ли оттуда мусор, каков график таких работ, кто оператор и так далее. Таким образом, мы всегда держим руку на пульсе, предотвращаем возникновение проблем, действуем на упреждение.

Дом правительства

10.30

Дом правительства Московской области расположен в районе Мякининской поймы подмосковного Красногорска. Комплекс зданий стоит на берегу Москвы-реки и благодаря футуристичной башне-маяку (куда, кажется, должны парковаться космические шаттлы) заметен издалека. Сложно найти более подходящее место для сверхсовременного ЦУР.

Подмосковное правительство охраняют устройства подмосковных предприятий. Досмотр ведет Дубнинское ЗАО НПЦ «Аспект».

Внутри главного правительственного здания господствуют два стиля — неоконструктивизм и хай-тек. 

В центре зала «парит» сцена со множеством прожекторов. Отсюда губернатор обращается к жителям в прямом эфире.

11.00

ЦУР создан в 2019 году по поручению губернатора Московской области Министерством государственного управления, информационных технологий и связи (Мингосуправления) региона во исполнение указа Президента Российской Федерации от 25.07.2013 № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия». Первым блоком, перенесенным сюда, был транспортный, его вскоре дополнили другие.

ЦУР — лишь небольшая часть здания. Трехуровневый опен-спейс за ничем не приметной стеклянной дверью с красной табличкой над входом.

Какие проблемы решает ЦУР

За 2018 год специалисты правительства Московской области проанализировали 3,5 млн жалоб и поняли, что 70% проблем можно решить оперативно. Например, убрать мусор, покосить траву, лампочку вкрутить. Это проблемы, которые можно быстро исправить, и для этого не потребуется серьезных финансовых вложений. Оставшиеся 30% — ресурсоемкие жалобы: что-то построить, модернизировать, направить дополнительные ресурсы и финансы.

«Как только мы выстроили в ЦУРе систему объективного контроля за процессом отработки жалоб, то сразу получили ответ на вопрос, почему запаздывают те или иные решения, а сами жители не получают быстрые ответы. Система показала, что большое количество жалоб проходит долгий процесс модерации: отдельные ведомства больше недели не могли определить ответственного за исполнение конкретной жалобы. За счет правильной системы ежедневного  контроля удалось сократить количество таких случаев с «зависшими» решениями с 20 000 в июне до 23 в октябре 2019 года», — говорит Игорь Акинин, ведущий бизнес-аналитик ЦУР. Игорь будет нашим проводником непосредственно по центру. Он работает здесь с самого начала формирования ЦУР в январе 2019.

12.00

«ЦУР — это большая воронка, куда стекается вся информация о жизни региона. Ее источниками, конечно, выступают технические системы, то же видеонаблюдение, но гораздо важнее для нас обращения граждан. ЦУР агрегирует обращения, поступившие по всем доступным каналам, — это привычные личные заявления в центральные исполнительные органы государственной власти (ЦИОГВ) и органы местного самоуправления (ОМСУ), сообщения на платформе «Добродел» и даже публикации в социальных сетях, напрямую органам власти не адресованные,— продолжает Игорь.— Например, на портал «Добродел» от жителей Подмосковья поступает еженедельно порядка 15-18 тысяч сообщений, зачастую наиболее волнующими являются проблемы, связанные с дворами, дорогами и мусором».

Далее происходит автоматическая рубрикация обращений и сообщений граждан, а по итогам их анализа— формирование задач для государственных органов и подведомственных организаций. 

На основе сходных обращений вырабатываются типовые реакции и ответы гражданам. Сотрудники ЦУР также контролируют сроки и качество решения вопросов, информируют заявителей о ходе обработки их обращений.

Центр управления — в каждый регион

Поручение президента № 354 по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года

• обеспечивать ежегодно начиная с 2020 года предоставление автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог» необходимого финансирования для создания и организации функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионом за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации до 2024 года»;

• правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации при участии автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог» обеспечить создание и функционирование в субъектах Российской Федерации центров управления регионом и представить предложения по созданию и функционированию аналогичных центров в муниципальных образованиях, предусмотрев в том числе разработку и использование единой цифровой платформы, располагающей механизмом обратной связи, с учетом положительного опыта г. Москвы и Московской области. Срок — 1 декабря 2020 г.;

• изучить лучшие практики использования цифровых платформ, в том числе опыт Московской области (включая опыт г. Красногорска) по реализации проекта «Центр управления регионом», а также опыт использования цифровой платформы «Умный Саров» (Нижегородская область), в целях внедрения технологии «Умный город» на территориях субъектов Российской Федерации.

Источник: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/62919

 

Тепловая карта

12.30

«Мы также собираем информацию об удовлетворенности граждан по итогам обработки их обращений. Для руководства Московской области формируем комплексную картину проблем региона в целом, а также отдельных муниципалитетов и территорий», — говорит Игорь и демонстрирует тепловую карту Подмосковья с интуитивно понятной цветовой легендой: красный — плохо, желтый — внимание, зеленый — все хорошо. Если данных нет — область на карте высвечивается белым. Из общей тепловой карты можно перейти в каждое конкретное обращение жителей.

По данным тепловой карты еженедельно формируется отчет, с которым выступает руководитель Мингосуправления в правительстве МО. История отчетов позволяет проследить динамику изменений. В случае отсутствия изменений или ухудшения ситуации губернатор может принять решение о кадровых изменениях в конкретном муниципалитете…

«Мы выделили три основных группы муниципалитетов по количеству жителей: малые муниципальные образования — менее 100 тысяч жителей, средние— от 100 до 200 тысяч жителей  крупные — более 200 тысяч. Внутри этих групп по каждой проблемной области есть топ-3 муниципалитета-лидера и антитоп-3 аутсайдера»,— продолжает рассказ Игорь.

ЦУР – технологии и софт

Большинство софтверных продуктов и платформ для Московской области разрабатывает Московский областной центр информационно-коммуникационных технологий. Технологии ЦУР должны соответствовать тому темпу и включенности, которые задает руководство Московской области. Аутсорсинговая модель создания технологий и программного обеспечения с привлечением внешних подрядчиков через госзакупки не всегда позволяет реализовывать приоритетные или экстренные мероприятия в рамках национальных проектов, противодействия пандемии и реагировать на социальные вызовы.

Учитывая это, Мингосуправления Московской области на базе Государственного казенного учреждения «Московский областной центр информационно-коммуникационных технологий» (МОЦ ИКТ), сформировало инсорсинговый механизм разработки ПО и оказания ИТ-сервисов. 

Управление проектами в МОЦ ИКТ организовано по модели коммерческих ИТ-компаний: используются гибкие системы управления проектами и разработкой.

Идея организовать работу на таких принципах принадлежит прежнему руководителю Мингосуправления, нынешнему министру цифрового развития РФ Максуту Шадаеву. Он ввел практику создания подведомственных организаций по структуре коммерческих подрядчиков.

Разработка ПО и оказание сервисов собственными силами принципиально уменьшает время создания компонентов — с месяцев до дней, позволяет оперативно перераспределять рабочие ресурсы между проектами, значительно снижает стоимость таких ресурсов. Функциональные заказчики получают возможность оперативно изменять административные процессы в информационных системах — в соответствии с изменением законодательства, новыми социальными запросами, задачами руководства Московской области.

Инсорсинговая модель показала высокую мобилизационную способность МОЦ ИКТ: в марте-апреле 2020 года в ходе активной фазы противодействия COVID-19 в считанные дни создавались сервисы для выдачи миллионов цифровых пропусков, контроля и мониторинга за обстановкой в здравоохранении, торговле, транспорте; тысячи госслужащих переведены на дистанционные рабочие места; организованы сервисы ВКС для тысяч служащих, проведения дистанционных заседаний правительства Московской области; созданы антикоронавирусные горячие линии для населения; переведен на дистанционный режим работы МФЦ.

Производственные процессы МОЦ ИКТ ориентированы на использование открытых технологий и продуктов — это позволяет создавать типовые информационные системы и продукты, которые Московская область передает в другие регионы. При этом регионы несут затраты только на внедрение, адаптацию и техническую поддержку.

Регламенты для ЦУР

  1. ЦУР введен в действие постановлением губернатора.
  2. Разработано Положение о ЦУР, которое определяет основные задачи и функциональные возможности, участников и пользователей центра.
  3. Регламентом функционирования и информационного обеспечения ЦУР установлены:

• обязанности пользователей ЦУР;

• виды и порядок обращения с информацией;

• перечень сведений о результатах деятельности центральных исполнительных органов государственной власти МО.

     4. Мингосуправления МО разработало Типовой регламент взаимодействия Муниципального ЦУР с ЦУР МО, который органы муниципальной власти дорабатывали каждый под себя и вводили в работу.

 

ЦУР в деталях

Чтобы понять, какой список задач входит в определение «управление регионом», нужно детальнее посмотреть на блоки, из которых состоит ЦУР. Экскурсия по подмосковному центру управления занимает почти целый день, но даже за это время не обойти всех блоков. Сейчас центр представляет собой межведомственную рабочую группу, состоящую из 30 профильных органов власти Московской области.

Общее количество сотрудников —122 человека. Основными направлениями работы ЦУР определены: медицина, образование, соцзащита, дороги и общественный транспорт, госуслуги, ЖКХ и мусор, экология, строительство, безопасность, СМИ, нацпроекты, бизнес.

Для каждого ведомства определен топ проблем, которые им предстоит решать. А персональных ответственных от ведомств разместили в одном помещении и научили новым принципам работы. По сути, сотрудники ЦУРа — это контролеры качества работы своих ведомств. Они подсказывают решения, которые позволяют не допускать появления новых проблем.

Блок СМИ и социальных сетей

13.30

Изначальная миссия центра— оптимизировать работу исполнительной власти с обращениями граждан, повысить степень удовлетворенности действиями властей. Поэтому одним из блоков ЦУР стало направление мониторинга СМИ и социальных сетей.

С его работой нас познакомила Юлия Качушкина — старший инспектор отдела взаимодействия с муниципальными образованиями Информационного управления Главного управления по информационной политике МО. Система «Инцидент-менеджмент» мониторит комментарии и посты жителей в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Instagram, Twitter и YouTube.

«На первом шаге система выявляет обращения и комментарии пользователей социальных сетей. Далее операторы системы отсеивают спам, а для конструктивных обращений создают электронные карточки, где содержится тематика и описание вопроса, которые передаются профильному исполнителю. После решения вопроса жителя операторы готовят и публикуют ответ по возможности с приложением фото решенного вопроса. При этом ответ публикуется на страничке или в аккаунте человека, который писал обращение»,— демонстрирует работу системы Юлия.

 

Кроме социальных сетей мониторятся также все СМИ. Эту задачу эксперты ЦУР решают с использованием другой информационной системы, позволяющей вести онлайн-анализ публикаций в печатных и электронных медиа федерального, областного и муниципального уровня. С ее помощью сотрудники ЦУР видят, какие темы в СМИ вызывают наибольший резонанс, какие материалы получили максимальное цитирование, и благодаря интеграции с системой «Инцидент-менеджмент» можно посмотреть, есть ли данная тема в соцсетях.

Система автоматически определяет тональность материалов в СМИ, ранжирует информационные поводы по степени значимости, что помогает максимально эффективно информировать жителей Московской области о деятельности органов власти по развитию региона.

Блок ЖКХ

Как показывают данные блока СМИ и социальных сетей, одна из самых важных тем для жителей — ЖКХ. Такой блок есть в подмосковном ЦУРе. Он контролирует процессы от уборки контейнерных площадок до работы управляющих компаний по всему региону.

Как в Московской области с помощью технологий следят за всеми мусорными площадками в регионе?

Об этом знают в подразделении Твердых коммунальных отходов регионального ЦУРа. Про цифровое сопровождение реформы обращения с отходами рассказывает Гагик Карапетян, куратор направления ТКО в ЦУР:

«Чтобы увязать деятельность регоператоров с полигонами и комплексами переработки твердых коммунальных отходов, Министерством ЖКХ Московской области в 2019 году была создана комплексная система, в которой оцифрованы полигоны, комплексы переработки отходов и контейнерные площадки, а также ведется контроль за активностью региональных операторов. Данная система позволяет планировать загруженность участников процесса с опорой на точные и актуальные данные. Исходя из проектной мощности комплекса, министерство распределяет, куда, с какой периодичностью и загрузкой транспортные средства регоператоров будут вывозить отходы. В электронном талоне установлены лимиты. Мусоровозы проходят весовой контроль на полигонах при въезде и выезде. Если лимит превышен, комплекс просто не пустит машину. Мы все это фиксируем с помощью видеонаблюдения.

Если лимит превышен, регоператор должен переконтрактоваться и привлечь на участок больше машин. Все машины оборудованы датчиками ГЛОНАСС, поэтому везти мусор на нелегальную свалку рискованно. Да и стимулов для этого у регоператоров нет, их доходы напрямую привязаны к объему сдачи отходов. Меньше привез — уменьшим тариф. При выявлении факта складирования мусора не там, где установлено, компании грозит штраф и исключение из реестра. Фактически это означает выход из бизнеса», — говорит Гагик.

Гагик также рассказывает, почему в Московской области не применяют «умные датчики» заполнения мусорных контейнеров: «Производители продвигают подобные устройства, указывая на потенциальную экономию. Якобы мусоровозы периодически совершают рейсы к пустым контейнерам. А датчик заполняемости позволяет избежать холостых поездок и сэкономить. Наш опыт, впрочем, показал, что может сложиться и обратная ситуация— машина приезжает по сигналу, а оказывается, что контейнер заполнен лишь наполовину. Разбираемся — кто-то поставил в контейнер палку, лыжи или швабру. Датчик ошибочно посчитал, что контейнер переполнен».

В Московской области довольно плотная застройка, поэтому оптимальным оказалось просто организовать движение мусоровозов по расписанию. В одном дворе забрал чуть меньше, в другом — чуть больше, грузовик пустым на полигон все равно не приедет. И здесь сотрудники регоператора отчитываются по каждому контейнеру с помощью фото с телефона с использованием специального приложения, фиксируя тем самым факт вывоза. Контрольное время для вывоза мусора, согласно регламентам, определено в 23 часа. Если регоператор не успел вывезти мусор с какой-либо контейнерной площадки до этого срока, факт попадает под контроль подмосковного ЦУРа.

Таблицу с перечнем ID контейнерных площадок, мусор с которых не был вывезен, отправляют на отработку регоператорам. Если ситуация повторяется несколько дней подряд, региональный оператор получает предупреждение, штраф и т.д.

 

14.30

Важными для жителей остаются и вопросы содержания многоквартирных домов. Поэтому оцифровать деятельность управляющих компаний было для региона одной из серьезных задач. Как рассказал Артем Бурдаков, заведующий отделом оперативного контроля и защиты информации управления развития отраслевых проектов и информационных технологий Государственной жилищной инспекции Московской области, контроль за работой управляющих компаний реализован в ЦУР на базе специального программного обеспечения — Единой диспетчерской службы Московской области (ЕДС). Житель подает обращение в сервис «Добродел» или ЕДС. Обращения по категориям эти информационные системы передают без участия человека, напрямую управляющим компаниям.

УК, в свою очередь, должна разобраться в ситуации за сутки. Речь о простых проблемах, вроде замены лампочки, неисправности лифтов или уборки лестничных площадок. Для всех сторон отработка заявки — прозрачный процесс, к ЕДС имеют доступ жители, подключены УК, администрации и Госжилинспекция.

Качество решения проблем и предоставление ответов УК жителям контролируют муниципальные ЦУРы, второй этап проверки — в региональном ЦУРе.

Если раньше процесс приема и исполнения жалобы занимал до 10 дней, то в рамках ЦУР на решение вопроса уходит не более 1-2 дней. Причем для контроля действий УК на местах оказывается достаточно обычного мобильного телефона. На него сотрудники УК фиксируют факт устранения проблемы и отправляют фото все в ту же платформу ЕДС. Никаких сложных датчиков и систем мониторинга.

Загружать фейковый снимок для УК нет никакого смысла — ведь в случае неустранения проблем жители наверняка сообщат о них снова. Такая ситуация грозит УК штрафом и потерей клиентов. По статистике, 94% заявок УК отрабатывают качественно и с первого раза, только 6% превращаются в жалобы и требуют эскалации на более высокий уровень исполнительной власти.

А как же интернет вещей, BigData и «умные счетчики»? На них в ЦУР не рассчитывают. Как пояснил Артем, ставка сделана на технологии, которые доступны для большинства домов и населенных пунктов Подмосковья в настоящее время.

«Проблемы людей нужно решать сейчас. Ждать, когда повсюду будут установлены какие-то датчики, мы просто не можем», — говорит Артем.

Сквозные технологии более активно вводит в другом блоке — энергетическом. Например, Минэнерго внедряет умный контроль нагрузки и обрывов электросетей, автоматизацию переключения объектов энергопотребления с одной подстанции на другую, чтобы у жителей всегда был свет.

Блок экология

15.30

«Наша главная задача— быстрое обнаружение лесного пожара, — начинает Евгений Попляков, начальник отдела аналитической работы ГКУ МО «Мособллес». — Чем быстрее обнаружим, тем быстрее приступим к тушению. Выявлять возгорания даже на ранних стадиях помогает Система оперативного управления лесопожарными соединениями и видеомониторингом лесных пожаров (СОУЛП). Над ее созданием Комитет лесного хозяйства работал на протяжении пяти лет. Сегодня к СОУЛП подключено 89 камер, которые установлены на вышках сотового оператора и обеспечивают 100%-ный охват лесов Московской области.

Система автоматически определяет дым и отправляет уведомления диспетчеру. Диспетчер визуально проверяет, не приняла ли аналитика облако за дым, после чего передает информацию о возгорании сотрудникам на лесопожарную станцию. Охрану лесов от пожаров обеспечивают 27 лесопожарных станций, в состав которых входит 522 единицы техники. Из них 387— это лесопожарная техника и 135 — лесохозяйственная. СОУЛП интегрирована с ГЛОНАСС, Яндекс.Картами, РГИС МО, Системой-112 и «Безопасным регионом». Обнаружив дым-точку, оператор с помощью этих сервисов отбирает ближайшую свободную машину, связывается с экипажем и подсказывает, как лучше проехать к месту возгорания. Если камера обнаружила пожар не на землях лесного фонда, то информация передается в Систему-112 и ЕДДС, далее реагирует уже МЧС.

Сегодня в Комитете лесного хозяйства региона 50 беспилотников, которые активно используются на территории Московской области для охраны лесных массивов и уточнения места возгорания. С их помощью мы обнаруживаем возгорания, особенно в труднодоступных местах, рассчитываем пройденную огнем площадь, можем предсказать развитие событий — все это помогает нам предотвратить распространение огня и ликвидировать его на минимальных площадях. Также в нашем распоряжении есть два беспилотника с тепловизором. Эта технология позволяет обнаруживать пожары на торфяниках. Визуально их заметить почти невозможно, но тепловизор позволяет нам определить, что есть очаг, и мы своевременно принимаем необходимые меры по предупреждению пожара».

16.00

«Помимо пожарной обстановки, мы отслеживаем, например, незаконные рубки леса», — говорит Евгений. И показывает, как после интеграции приложения «Добродел» с  геоинформационной системой РГИС МО любой житель Московской области может узнать, законна ли вырубка на конкретном участке лесного фонда. При создании обращения система автоматически оповещает заявителя о законности рубки.

Сервисы для населения

Cтроительство

На базе Центра управления регионом создано мобильное приложение по проблемным и беспроблемным домам. Еженедельно туда выкладываются отчеты Госстройнадзора. Есть и специальный портал, где контролируется вся информация о стройке новых объектов, о процессе восстановления прав граждан — обманутых дольщиков. В ведении региона также есть центр содействия строительству. Желающий что-либо построить обращается в этот центр, где имеет возможность провести все процедуры от покупки земли до оформления права собственности. Специалисты сосредоточены в одном месте.

Также в регионе работает единая система выдачи технических условий. За счет цифровизации всех схем сейчас есть возможность увидеть, подведены ли к участку вода, тепло и канализация. Посмотреть эту информацию любой человек может по кадастровому номеру участка.

ЖКХ и энергетика

По карте аварийных ситуаций можно посмотреть полный список происшествий, определить, где именно произошло отключение и проблема какого характера возникла. Также специалисты Центра управления регионом видят отметки о том, к какой категории относится отключение: плановое оно или нет. Жители могут узнать эту информацию через колл-центр. Сейчас в ЦУРе работают над картой плановых отключений, охватывающих весь регион. Ее опубликуют на сайте; в карте будет содержаться информация со всех диспетчерских служб, в частности данные Россетей.

ТКО

Создана интерактивная карта с местами сбора ТКО. На ней отражены графики вывоза мусора. При этом у водителя машины по сбору ТКО есть специальное мобильное приложение, в которое он загружает фотографии до и после сбора мусора. Так в области формируют базу данных об исполнении обязательств. Если становится ясно, что вместо 20 площадок уборщик за день побывал только на одной, значит, пора вмешиваться и принимать меры.

Бизнес

В рамках поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) ЦУР выносит отдельные вопросы юридических лиц на консультирование. Специалисты региональных органов власти рассказывают об имеющихся  государственных региональных программах, об особых экономических зонах, технопарках.

Крупный бизнес через обращение в ЦУР может получить компенсацию затрат на инфраструктуру в особых экономических зонах. Вся информация по этим вопросам оцифрована, ее можно получить не только в профильном региональном Министерстве инвестиций и офисах «Мой бизнес», но и на интерактивном инвестиционном портале Московской области.

Скорая помощь

В Московской области работает система службы «скорой помощи». При вызове скорой через мобильное приложение можно следить, как машина подъезжает на вызов. Если житель региона вызвал «неотложку» по мобильному телефону, то он будет получать SMS с информацией о том, когда машина приедет. Также текстовое сообщение на мобильный телефон приходит по факту прибытия «скорой помощи». Правильный системный подход позволил на 30% снизить количество повторных дозвонов в «скорую помощь», как следствие — разгрузить операторов.

Блок общественной безопасности

16.30

Все время экскурсии мы ожидали услышать про реализацию блоков «Умного и безопасного города», на который по традиции приходятся основные надежды производителей систем безопасности. Кратко и емко изложил принципы и подходы к построению блока общественной безопасности Дмитрий Алексеев, начальник управления общественной безопасности Главного управления региональной безопасности Московской области.

В систему «Безопасного региона» сейчас интегрировано 45 тыс. камер. В основном они расположены в местах массового пребывания людей— следят за площадями, парками, автомобильными дорогами и т. д. ПО позволяет обеспечить функции видеоаналитики по распознаванию лиц.

«В 2015 году мы провели ревизию «Безопасных городов» региона и поняли, что акцент с муниципального уровня нужно переносить на региональный. Муниципальные комплексы видеонаблюдения имели различные технические характеристики и находились под управлением разных систем, что создавало массу препятствий в работе ответственных органов, в первую очередь правоохранителей. Тогда и было принято решение — создавать систему с единым централизованным управлением и едиными требованиями к инфраструктуре. При этом места установки и сцены обзора видеокамер по-прежнему определяются рабочими группами муниципальных образований с участием полиции и других заинтересованных ведомств. До 2019 года использовалась платформа от ITV/AxxonNext. В 2019 году мы перешли (как Москва и СанктПетербург) на Netris», — рассказывает Дмитрий.

16.35

Интересуемся, почему был выбран Netris и почему именно в 2019 году. «В связи с возросшим количеством видеокамер в системе нам понадобилась новая платформа, способная обрабатывать большие объемы информации. Также Netris хорошо зарекомендовал себя в аналогичных проектах Москвы и Санкт-Петербурга,— отвечает Дмитрий Алексеев. — В настоящее время данная платформа принадлежит ПАО «Ростелеком». Провайдер явно стал позиционировать платформу как решение для движения в регионы. Мы думаем, что рано или поздно на федеральном уровне будет принято решение об объединении региональных систем в единую сеть видеонаблюдения для всей страны. Все шансы стать платформой верхнего уровня есть у Netris. Поэтому использование этого решения в Московской области уже сейчас облегчит нам интеграцию в национальную систему в будущем. Также мы смогли сократить наши затраты на развертывание и доработку новой платформы за счет использования ранее разработанного для других заказчиков функционала. Netris работает с изображением, которое передается на наши серверы.

Главный ЦОД находится на балансе у Мингосуправления, он расположен здесь, в Красногорске. Свои ЦОДы есть и в нескольких муниципалитетах, они «несут на себе» ближайшие территории. Элементы этого децентрализованного хранилища объединены в кольцо. Таким образом обеспечивается отказоустойчивость системы».

17.00

Просим рассказать о планах развития систем безопасности в Подмосковье. «Один из ключевых векторов развития «Безопасного региона» на ближайший период — подключение камер подъездного видеонаблюдения и домофонов. На данный момент примерно 8-9 тыс. подъездов оборудованы техническими средствами, из них 6 тыс. подключены к системе. Учитывая, что всего в Московской области 92 тыс. подъездов в домах свыше 5 этажей, в 2019 году мы запустили специальную программу оснащения этих мест общественного пользования», — к диалогу присоединяется Александр Зайцев, заместитель руководителя Главного управления региональной безопасности Московской области.

На вопрос о моделях финансирования Зайцев поясняет, что существуют различные подходы. В ряде случаев область или муниципалитет платит только за изображения, а инсталляцию камер берет на себя провайдер, иногда изображение со своих камер передают частные организации.

«Мы понимаем, что полного покрытия региона видеонаблюдением не выдержит никакой бюджет. Поэтому ищем возможности привлечения частного финансирования. Концессионная модель, как правило, хорошо себя показывает в связи с фотовидеофиксацией нарушений ПДД. Другой пример привлечения частных средств — взаимодействие с управляющими компаниями. Региональное законодательство не допускает сдачи жилых домов без установленной системы видеонаблюдения. Поэтому активное строительство жилого фонда в области делает УК ценнейшими партнерами с точки зрения предоставления видеоданных. Добиваемся интеграции камер, которые у них на балансе, в систему», — говорит Александр.

Параллельно существуют программы по оснащению видеонаблюдением разных категорий объектов— больниц, детских садов, школ и т. д. Для вендоров Министерством государственного управления (а именно оно отвечает за установку камер, в ведении Управления региональной безопасности их эксплуатация) выпущены технические условия, которым необходимо соответствовать. Документ находится в открытом доступе. Техусловия гарантируют, что установленная где бы то ни было камера может быть интегрирована в региональную систему.

МЦУРы

17.30

Помимо основного ЦУР, правительство Московской области сообщило о создании муниципальных ЦУРов (МЦУР). Поэтому спрашиваем, какова их роль и где они реализованы сейчас.

«Когда мы выстроили работу ЦУРа, то увидели, что 50% проблем относится к муниципальному уровню. Жители приходят за решением жалобы в местную администрацию. Не получив необходимого ответа, проблема эскалируется на уровень ЦУР. После чего она попадает к нам, и мы ее снова отправляем в муниципалитет, но уже под своим контролем. Для того чтобы научить исполнителей на местах грамотной работе с сообщениями жителей — так, как мы это сделали в ЦУРе, — было принято решение о создании муниципальных ЦУРов. Задача МЦУР — оперативное решение проблем жителей и мониторинг социально-экономической ситуации в муниципалитете», — отвечает Игорь Акинин.

В 2019 году МЦУРы были созданы во всех 64 городских округах Подмосковья. В каждом МЦУРе сформировано четыре профильных блока: жилищно-коммунальное хозяйство; дороги и транспорт; медицина; образование.

По словам Игоря, в 2020 году планируется дополнительно внедрить в МЦУР градостроительный и социальный блоки. Центры станут местом концентрации цифровых компетенций, а также будут выполнять функции интеллектуальных центров городского управления в соответствии с ведомственным проектом Минстроя России по цифровизации городского хозяйства «Умный город».

18.00

Несмотря на вечерний час, в ЦУРе появляется следующая делегация— представители районных центров приехали изучать практики своих областных коллег. И к таким визитам в центре управления регионом уже привыкли.

Аналоги подмосковного ЦУРа координатор в лице АНО «Диалог» будет разворачивать последовательно во всех субъектах. Соглашения о сотрудничестве уже заключены с правительствами Республики Алтай и Башкортостана, Калининградской и Ульяновской областей. В каждом из них будет реализован принцип ЦУР Московской области— достигать максимального результата оптимальным количеством ресурсов.

Фото — журнал RUБЕЖ, сайт Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области 

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Вы должны авторизоваться, чтобы написать комментарий


    Яндекс.Директ

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

    Время работы:

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам


    Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

    информационных технологий и массовых коммуникаций.

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

    total time: 0.3792 s
    queries: 407 (0.0451 s)
    memory: 14 336 kb
    source: cache
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.