50 лет авиационной безопасности: прошлое, настоящее, будущее
05 августа 2023, 19:19 3793
12 июля 2023 года в конференц-зале отеля «Советский» прошла Международная конференция «50 лет службе авиационной безопасности гражданской авиации». Именно в этот день в 1973 году по распоряжению Совета Министров СССР в Министерстве гражданской авиации было создано Управление режима, предназначенное для комплексного решения задач по своевременному предупреждению и пресечению возможных попыток угона воздушных судов за границу, совершения других преступных актов против гражданской авиации. С тех пор Служба авиационной безопасности стала неотъемлемой частью отечественной системы гражданской авиации.
В конференции, организованной Ространснадзором и Ассоциацией «Транспортная безопасность», приняли участие представители Минтранса России, МВД, Росавиации, Межгосуда́рственного авиацио́нного комите́та, Евразийской экономической комиссии, а также коллеги из Белоруссии, Киргизии и Казахстана, сотрудники аэропортов, авиапредприятий и авиакомпаний гражданской авиации, производителей технических средств обеспечения транспортной безопасности, и, конечно, ветераны службы авиационной безопасности.
Открывая торжественную часть мероприятия, руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин, приветствовал всех сотрудников различных ведомств и компаний, причастных к обеспечению авиационной безопасности и преданно несущих круглосуточную нелегкую службу.
Надежная и безопасная работа авиационной отрасли просто невозможна без труда тысяч специалистов, создающих объекты, технические средства досмотра, охраны, связи, информационного обеспечения всей системы безопасности в авиации. История государственного надзора за воздушными линиями гражданской авиации началась 100 лет назад с изданием 9 февраля 1923 постановления Совета труда и обороны Российской Федерации. Каждый внёс свою лепту, чтобы сегодня можно было с уверенностью сказать, что безопасность гражданской авиации в РФ находится на самом высоком уровне.
- сказал Виктор Басаргин.
С докладом на тему «История, настоящее и будущее авиационной безопасности» выступил советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток:
В области организационной структуры мы прошли путь от небольшого подразделения в центральном управления Центрального аппарата Министерства гражданской авиации до разветвленной структуры. Сейчас мы имеем подразделения в каждом территориальном управлении, аэропорту и авиакомпании. Существенное повышение эффективности именно практической работы по обеспечению авиационной безопасности началось 30 лет назад после издания 14 апреля 1994 года приказа Минтранса России об обязательном создании во всех аэропортах службы авиационной безопасности с правом проверки и досмотра пассажиров, экипажа, персонала и воздушных судов. Это был принципиальный переход от функции только режимного органа к системному обеспечению системной безопасности по всем направлениям.
Также Владимир Черток отметил развитие правового регулирования в сфере авиационной безопасности:
В области законодательного и нормативно-правового регулирования отрасль прошла путь от распоряжения правительства до целой системы национальных и международных обязательных требований и рекомендаций. В их числе: признание и реализация конвенции ИКАО в части авиационной безопасности, Глобальная система обеспечения авиационной безопасности и ИКАО в мире, раздел по авиационной безопасности в Воздушном кодексе, Федеральный закон о транспортной безопасности, постановление Правительства о транспортной и авиационной безопасности и так далее. Также 4 федеральные национальные программы, предусмотренные стандартами ИКАО. Хочу отметить, что, что недавно законодателями был принят 107-й Федеральный Закон, внесший изменения в закон о транспортной безопасности и устанавливающий четкое соблюдение требований стандартов ИКАО. Это произошло впервые в законодательстве России.
По словам Владимира Чертока, созданная за последние десятилетия система авиационной безопасности помогла предотвратить тысячи возможных трагических последствий. А указ президента, связанный со стратегией развития транспорта России до 2030 года, поставил перед представителями отрасли новые серьезные задачи.
Представитель Администрации Президента России Александр Юрчик, выступая от имени помощника Президента Российской Федерации Игоря Левитина заметил, что работа сотрудников авиационной безопасности не всегда на виду:
За сухими словами стоит титанический труд всех вас – и ветеранов, на плечах которых мы создали такую эффективную и качественную службу. Поэтому сегодняшний праздник – это праздник уверенности и спокойствия всей авиационной отрасли.
В ходе мероприятия за внесение значительного вклада в становление и развитие отрасли получили юбилейные медали «100 лет гражданской авиации России» лучшие её представители:
Дмитрий Сычев, заместитель начальника дежурно-диспетчерской службы управления транспортной безопасности Ространснадзора.
Кроме того, за большой вклад в обеспечение авиационной безопасности ветеран отрасли Елизавета Макеева награждена благодарственным письмом Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Памятными знаками Ассоциации «Транспортной безопасности» были отмечены партнеры Международной конференции, члены Ассоциации «Транспортная безопасность»:
ООО «ТБСС»
По словам Руслана Фадеева, президента Ассоциации «Транспортная безопасность», сегодня задачи, которые поставлены перед отраслью, выполнены. А ее представителям есть чем гордиться: идет переобучение и подготовка кадров, появляются новые технические решения:
Авиационную безопасность невозможно представить без самих техсредств защиты. И, несмотря на ограничения со стороны западных стран, предприятиям России удалось не просто справиться с санкциями, но и увеличить отгрузку продукции.
По мнению первого заместителя гендиректора компании «Диагностика-М» Руслана Закирова, многие отечественные заказчики, в том числе определенные силовые структуры, были ориентированы и на западных производителей. На сегодняшний день эти поставщики ушли с отечественного рынка.
Мы чувствуем не только возросший спрос, но и ответственность за продукцию. И делаем все возможное, чтобы удовлетворить запросы заказчиков.
- рассказал Руслан Закиров.
После начала СВО особую роль в вопросе обеспечения авиационной безопасности играют системы противодействия БПЛА. Один из таких продуктов от Лаборатории Касперского на мероприятии представил интегратор «НЕОСКАН».
К современным вызовам перед отраслью можно отнести угрозы со стороны БПЛА. На сегодняшний день беспилотники могут сопровождаться такими рисками как терроризм, кибератаки, шпионаж, приостановка деятельности стратегических объектов и так далее. Наша компания исторически занималась обеспечением транспортной безопасности, осуществляя поставки досмотрового оборудования. Но в связи с тем, что перед отраслью возникли новые угрозы, в частности – связанные с БПЛА, мы начали искать решения, которые бы помогли защититься нашим заказчикам.
- пояснил Иван Иванов директор по инновациям «НЕОСКАН».
Как известно, со следующего года термин «авиационная безопасность» перестает существовать. Вместо него будет использоваться термин «транспортная безопасность». Несмотря на это работа «небесных защитников» не прекратится.
Авиационная безопасность останется в наших сердцах. Ни в коем случае не нужно думать, что с сегодняшнего дня авиационная безопасность заканчивается. Совершенно очевидно, что с новыми вызовами авиационная безопасность переходит на новый, еще более качественный уровень.
- отметил Руслан Фадеев, президент Ассоциации «Транспортная безопасность».
Фото - сайт Ассоциации "Транспортная безопасность"