Wisenet HD+

/ / Участников рынка – под репутационный контроль

Участников рынка – под репутационный контроль

03 августа 2017, 17:00    195


Эксперты:

Эксперты:

Наталья Ковыршина, заведующий лабораторией сертификации в области пожарной безопасности АО «НИЦ «Строительство» - ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко
Максим Клейменов, заместитель руководителя ИЦ «Огестойкость»

Рынок строительной продукции изобилует материалами, изделиями и конструкциями, у которых сопротивляемость огневому воздействию, оцениваемая посредством испытаний на огнестойкость и пожарную опасность, является, в лучшем случае, сомнительной, а в принципе никудышней. Т.е. налицо Фальсификат со всеми определяющими его сопутствующими признаками. Хочется задать извечный вопрос «Кто виноват?»

Рынок, как известно, образуют, прежде всего, Производитель и Потребитель. Для удовлетворения Потребителя и контроля Производителя между ними присутствуют самые различные, контролирующие, оценивающие качество продукции организации, в т.ч. испытывающие и сертифицирующие, Условно назовем последних Сертификаторами.

Потребитель ищет качественную и недорогую продукцию. При этом он может приобрести негодную продукцию с «красивым» сертификатом, или ту же негодную продукцию, но  с «праведным» сертификатом. «Красивый» сертификат на негодную продукцию чаще всего является результатом сговора Производителя и Сертификатора. Потребитель может также поучаствовать в этом по незнанию или намеренно. Негодная продукция с «праведным» сертификатом — результат надувательства (намеренное введение в заблуждение) Сертификатора Производителем. В итоге моральный и материальный ущерб несет Потребитель.

Производитель

Про «красивый» сертификат и негодную продукцию на наш взгляд, все понятно. Иное дело — негодная продукция при «праведном» сертификате. Производитель отлично знает, что такое качественная продукция и умеет ее выпускать, что и делает при инспекционном контроле производства. В результате, Производитель получает «праведный» сертификат на качественную продукцию, выпущенную в малом объеме в присутствии Сертификатора. В дальнейшем с целью экономии и дешевизны Производитель меняет что угодно (комплектующие, технологические процессы и т.д. и т.п.), снижая тем самым качество продукции. В итоге Потребитель имеет негодную, но дешевую продукцию при «праведном» сертификате.

Это две основные схемы. Любой из участников рынка может назвать и другие, возможно более оригинальные.

Сертификаторы и Испытатели

Для того, чтобы понять участие в этом процессе Сертификатора обратимся к истории. Первые сертификаты, в которых были приведены пожарно-технические характеристики продукции, выдавала Система сертификации ГОСТ Р в области строительства (Госстрой России). Характерная особенность этих сертификатов – оценка качества продукции осуществлялась специалистами по конкретным видам продукции, например, по полимерам, бетону, металлам. При анализе стабильности качества продукции использовали в т.ч. методы математической статистики для оценки важнейших физико-механических показателей. «Огневые» испытатели в этом не участвовали, но обязаны были представить протокол испытаний.

Далее упомянутую систему сменила истема сертификации в области пожарной безопасности. Аккредитующий орган – ВНИИПО МВД России под «покровительством» (в хорошем смысле) Главного Управление Государственной Пожарной Службы МВД России выдавал аттестаты.  Аттестат аккредитации могли получить только организации, имеющие квалифицированных специалистов, например, Ленфилиал ВНИИПО МВД Росси, ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко.

И тут обнаружилось, что испытания и сертификация в области пожарной безопасности позволяют зарабатывать неплохие деньги, что привело общественность в волнение и она обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), сетуя на монополизацию в аккредитации. В конце концов ФАС способствовала урегулированию данного вопроса в соответствии с действующим законодательством. И – открылся ящик Пандорры, из которого посыпались Органы по сертификации и Испытательные лаборатории. Упомянутая общественность получила такой «способ отъема денег у населения», который и не снился известному турецко-подданному Остапу Бендеру. При этом горстка квалифицированных организаций продолжала выдавать «праведные» сертификаты, остальные – что могли, в т.ч. и «красивые» сертификаты, совращая Производителя и Потребителя.

Фальсификат

Создание Национального органа по аккредитации, несмотря на все прилагаемые серьезные усилия, к сожалению, не привело к элиминации Его Величества вездесущего фальсификата.

А он, действительно, везде. Вечное стремление к снижению затрат на строительство, высочайшая агрессивная конкуренция, благодатная почва, подготовленная Сертификаторами, острая кадровая проблема с профессиональными техническими специалистами создают условия для его (фальсификата) прогрессирования.

Фальсификат — это пожары, уносящие жизни и калечащие судьбы, строительный мусор на месте прекрасных зданий и промышленных предприятий, слабая защищенность от пожаров самого чувствительного социального сектора (детские сады, школы, больницы и т.д.).

И еще. Когда «тушила» становится спиной к противопожарной преграде, эта преграда ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ! Цена вопроса – жизнь сотрудников служб спасения и тушения пожаров МЧС России. Низкий им поклон.

Вам страшно? Нет? Тогда, пожалуй, незачем и рассуждать о подделках - прагматические интересы бизнеса уже начали убивать внутри нас Человека.

Репутационный контроль

Однако, общество начинает проявлять признаки беспокойства от вездесущего фальсификата. Значит, мы еще живы и пытаемся найти ответ на вопрос «Что делать?». На наш взгляд, надеждой является возрастающее число участников рынка, гарантирующих профессионализм, ответственность и, простите, порядочность. Необходимо всемерно поддерживать, распространять информацию об этих участниках рынка. В частности, наша организация ведет работу в этом направлении. В ближайшее время мы предполагаем регулярно публиковать на нашем сайте информацию об одном из таких участников рынка – добросовестных Производителях. Хотелось бы надеяться  на поддержку ФСА и коллег.

В аспекте «что делать?» предлагаем для обсуждения следующее:

1. Повысить профессиональные требования в области пожарной безопасности к знаниям технических экспертов по аккредитации;

2. Выявлять и «отлучать» от Системы сертификации непрофессиональных испытателей и экспертов. Например, путем проведения межлабораторных сличительных испытаний, под управлением только организаций, имеющих традиционный профессиональный опыт и соответствующую репутацию в области пожарной безопасности. Поддающихся обучению — обучать, остальных …

3. Попытаться использовать зарубежный опыт, при котором между сертифицирующими организациями и испытательными центрами в области пожарной безопасности нет никакой взаимосвязи. Качество и стабильность качества выпускаемой продукции подтверждаются без участия протоколов огневых испытаний. Подобная система существует как в Европе, так и в США: никакой сертификации в области пожарной безопасности;

4. Ввести рейтинговую оценку органов по сертификации и испытательных лабораторий. Увлекающихся «красивымы» сертификатами «награждать звездочками», соответствующими количеству выданных фальсифицированных сертификатов и протоколов. При этом, в частности, можно опираться на данные ВНИИПО МЧС России по мониторингу упомянутых документов, который проводится по поручению Коллегии МЧС России. О результатах широко информировать участников рынка.

Как распознать контрафакт? В этом следует полагаться только на мнение профессионалов. Мы, в частности, всегда готовы в этом помочь. Обращайтесь, консультации проводим безвозмездно.

Авторы статьи выражают признательность редакции журнала и надеются на отзывы и предложения участников рынка. Нам еще есть что сказать.

Авторы:

                   

Наталья Ковыршина — заведующий лабораторией сертификации в области пожарной безопасности АО «НИЦ «Строительство» — ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко;

Максим Клейменов – заместитель руководителя ИЦ «Огестойкость».

 

Комментарии (0)

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.