/

Артамонов В. С.: «Состояние и перспективы законодательства о ГО и ЧС»

Артамонов В. С.: «Состояние и перспективы законодательства о ГО и ЧС»

01 марта 2016, 18:00    4791

 

 

Тезисы выступления
 Статс-секретаря – заместителя Министра В.С. Артамонова
на Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2015 году и постановке задач на 2016 год
(г. Красногорск, 16 февраля 2016 г.)

СЛАЙД 2

на тему:

«Текущее состояние и перспективы развития законодательства и нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности

 жизнедеятельности населения»

 

Уважаемые коллеги!

 

Одним из важнейших направлений развития правового регулирования в обеспечении безопасности населения является дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в целях реализации единой государственной политики в данной области. В условиях динамичного развития федерального законодательства такая работа особенно значима и актуальна.

И не смотря на то, что «Язык закона скуп и лаконичен — и краткие его определения требуют подчас вдумчивого толкования, которое невозможно без проникновения в мысль законодателя», это слова государственного и общественного деятеля, юриста, Анатолия Федоровича Кони, я хотел бы обратить особое внимание руководителей всех уровней на необходимость понимания значимости применения правовых инструментов в решении задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, а также активного участия в разработке правовых норм и в формировании механизма их реализации.

В прошедшем году МЧС России осуществляло работу над 24 законопроектами, позволяющими устранить правовые пробелы, а также совершенствовать правовое регулирование деятельности Министерства и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, 10 из которых уже вступили в законную силу.

Изменения коснулись всех основополагающих в деятельности МЧС России федеральных законов.

Перейдем к принятым федеральным законам и разработанным законопроектам.

 

СЛАЙД 3

В течение 2015 года в сфере обеспечения пожарной безопасности мы осуществили следующие преобразования:

1. Закрепили понятие «координация в области пожарной безопасности» и исключили полномочия Государственной противопожарной службы по координации деятельности других видов пожарной охраны (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности). Полномочия по координации деятельности пожарной охраны и управлению в области пожарной безопасности, были возложены на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС России) (Федеральнымзакономот 30 декабря 2015 г. 448-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций»).

Решение вопроса о координации деятельности пожарной охраны установило правовую определенность при установлении полномочий и ответственности при принятии управленческих решений, прежде всего, при тушении пожаров. А также позволило эффективно организовать деятельность гарнизона пожарной охраны.

 

СЛАЙД 4

2. Закрепили термины «пожарно-спасательный гарнизон» и «пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы» (Федеральныйзакон от 13 июля 2015 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности»)

 

СЛАЙД 5

ФЗ от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ закрепили составные элементы и основания вхождения этих элементов в состав пожарно-спасательного гарнизона; установили виды пожарно-спасательныхгарнизонов,  порядки несения гарнизонной и караульной служб.

Эти позволило указанным формированиям реагировать на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера, в том числе не связанные с тушением пожаров, консолидируя силы и средства всех составных элементов пожарно-спасательных гарнизонов, а именно, органов управления, органов государственного пожарного надзора, подразделений, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ, расположенных постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, входящих в пожарно-спасательный гарнизон.

 

СЛАЙД 6

3. Наделили руководителей пожарно-спасательных подразделений ФПС правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ (Федеральный закон «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 5 октября 2015 года № 283-ФЗ).

 

СЛАЙД 7

Планируется для представления в Правительство РФ в сентябре 2016 года проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», закрепляющий право руководителей тушения пожара процессуальной фиксации нарушений требований пожарной безопасности, повлекших возникновение пожара. Наделяя руководителей тушения пожара такими полномочиями, тем самым мы увеличиваем количество надзорных подразделений, а, следовательно, совершенствуем деятельность надзорно-профилактических органов.

Также ФедеральнымЗаконом№ 448-ФЗ от 30 декабря 2015 г. расширены полномочия Руководителя тушения пожара, а именно полномочия по: определению зоны пожара, привлечению при необходимости к тушению пожара дополнительных сил и средств, в том числе РСЧС, установлению порядка управления действиями подразделений пожарной охраны на месте пожара и привлеченных к тушению пожара сил, по принятию мер по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара.

 

СЛАЙД 8

В сферезащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в силу изменений   социально-политических и экономических условий жизни населения и государства,благодаря эффективной законопроектной деятельности Министерства также произошли соответствующие преобразования.

1. Федеральнымзакономот 8 марта 2015 года № 38-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мы ввели понятия «критически важный объект» и «потенциально опасный объект», которые до этого законодательно не были определены, а также понятие «территория, подверженная повышенному риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов», уточняющее и дополняющее термин «зона экстренного оповещения населения».

 

СЛАЙД 9

2. Федеральный закон № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 2 мая 2015 года дал определение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (отсутствовавшее до этого). Установил федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый уровни функционирования РСЧС, на законодательном уровне разграничил понятия «постоянно действующих органов управления» и органов «повседневного управления» на всех уровнях функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации. Национальный центр управления в кризисных ситуациях определяется, как орган повседневного управления и наделяется функциями обеспечения функционирования и координации деятельности органов управления РСЧС.

 

СЛАЙД 10

Также Министерством проводится большая работа по повышению социальной зашиты населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Принятие Федерального закона 8 марта 2015 года № 53-ФЗ «О внесении изменения в Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации» позволило признать категорию граждан, направленных комсомольскими органами на работы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участниками ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и закрепить их право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

 

СЛАЙД 11

Так же с целью повышения адресности предоставления гражданам мер социальной поддержки разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который  позволит обеспечить единообразное применение норм Закона и урегулировать возникающие спорные вопросы при назначении (прекращении предоставления) мер социальной поддержки, в том числе, назначенных на определенный срок, при изменении границ зон радиоактивного загрязнения, а также урегулировать вопросы отнесения населенных пунктов к зонам радиоактивного загрязнения (пересмотра границ этих зон).

 

СЛАЙД 12

С учетом новых подходов обустройства системы управления гражданской обороной и в целях актуализации задач в области гражданской обороны, а также создания служб для выполнения специальных мероприятий гражданской обороны принят Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне».

Закон закрепил до настоящего времени не определенные законодательными актами Российской Федерации понятия «управление гражданской обороной» и «система управления гражданской обороной».

Федеральным законом № 448от 30.12.2015 г. координация деятельности органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны возложена на федеральном уровне – на орган повседневного управления (Национальный центр управления в кризисных ситуациях), на межрегиональном и региональном уровнях – на органы повседневного управления (центры управления в кризисных ситуациях).

 

СЛАЙД 13

Во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу совершенствования военной организации Российской Федерации на период до 2020 года разработан и принят Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», который позволит МЧС России самостоятельно осуществлять отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту.

 

СЛАЙД 14

Ранее я останавливался на положениях Федеральногозаконаот 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций».

Помимо сказанного выше, законом упорядочиваются вопросы обучения и подготовки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны, определяется порядок назначения и полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, раскрывается понятие организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, для повышения эффективности управления гражданской обороной.

Закон содержит положения, устанавливающие органы обеспечения деятельности РСЧС на федеральном, межрегиональном и региональном

уровнях (Национального центра управления в кризисных ситуациях, центров управления в кризисных ситуациях региональных центров и центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации).

Внесенные изменения позволят обеспечить согласованные и эффективные действия органов государственной власти, местного самоуправления, а также организаций направленные на подготовку населения от чрезвычайных ситуаций, повысить эффективность деятельности органов управления на всех уровнях функционирования РСЧС, обеспечивающих безопасность населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, пожарной безопасности  и гражданской обороны.

 

 

 

 

СЛАЙД 15

Перспективы развития законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения

пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

 

СЛАЙД 16

Продолжается работа по подготовке проекта федерального закона «О безопасности судоходства маломерных судов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющего правовые основы обеспечения безопасности судоходства маломерных судов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.

 Внесениезаконопроектав Правительство РФ планируется в 1 квартале 2016 г.

 

СЛАЙД 17

А также проект федерального закона «О внесении изменений в пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым предлагается включить в перечень государственных контролей (надзоров), которые могут осуществляться государственными учреждениями, федеральный государственный надзор за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, пляжами, переправами и наплавными мостами. В настоящее время проводится работа по подготовке оценки регулирующего воздействия проекта федерального закона.

 

СЛАЙД 18

В рамках выполнения мероприятий в рамках построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» положениями проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предупреждения чрезвычайных ситуаций», подготовленного членами Совета Федерации Н.В. Власенко, В.Н. Васильевым, А.И. Голушко и депутатами Государственной Думы В.П. Комоедовым, А.М. Меткиным, предлагается обеспечить легитимность действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при выполнении мероприятий в рамках построения и развития данного комплекса, посредством наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по созданию, содержанию, эксплуатации и развитию информационных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, с целью обеспечения информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство.

 

СЛАЙД 19

Указом Президента Российской Федерации МЧС России поручено осуществлять координацию работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», осуществляемых органами исполнительной власти всех уровней. С этой целью нами был разработан проект федерального закона «О системе вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»», который в целях обеспечения комплексного подхода при законодательном закреплении норм в отношении системы-112, наделит Правительство Российской Федерации правом ввести требования, гарантирующие возможность взаимодействия системам-112 соседних субъектов Российской Федерации, возложит на Федеральный орган исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций полномочия, в том числе по координации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению работ по созданию, организации эксплуатации и развитию системы -112.

СПРАВОЧНО: Законопроектом также определяются:

назначение системы-112;

принципы создания и функционирования системы-112;

цели и задачи создания системы-112;

устанавливаются:

полномочия и ответственность органов государственной власти в части создания, обеспечения функционирования и развития системы-112;

порядок финансирования создания, функционирования и развития системы-112.

Внесение законопроекта в Правительство РФ планируется во IIквартале 2016 года.

 

СЛАЙД 20

Одной из приоритетных задач Министерства является повышение уровня социальной защищенности сотрудников и работников МЧС России. В рамках этого направления проводится объемная законопроектная работа.

Для уточнения исключительных полномочий государственных органов по созданию профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), осуществляющих горноспасательное обслуживание объектов ведения горных работ, и закрепления данных полномочий за Правительством Российской Федерации, ведется разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Разработку законопроекта планируется завершить законопроекта в III квартале 2016 г.

 

СЛАЙД 21

Разработан проект федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект призван заменить для сотрудников федеральной противопожарной службы Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное в 1992 году.

Для создания единства правовых и организационных основ государственной службы законопроектом сохраняются традиционные институты присвоения специальных званий в соответствии с замещаемой должностью, закрепляются системные подходы к соотнесению специальных званий с воинскими званиями и классными чинами федеральной государственной гражданской службы и иных видов государственной службы Российской Федерации.

Законопроектом определяется понятие «сотрудник» и устанавливаются основные права и обязанности сотрудников, а также ограничения и запреты, связанные со службой в федеральной противопожарной службе.

Законопроектом предлагается законодательно закрепить общепринятые для силовых структур положения, касающиеся единоначалия и субординации при прохождении службы, единства организации прохождения службы, обязательного профессионального отбора при поступлении на службу, определяется порядок обработки, хранения и передачи персональных данных сотрудников, а также порядок ведения личных дел сотрудников.

Принятие законопроекта позволит повысить эффективность профессиональной служебной деятельности сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, что в целом даст возможность осуществлять деятельность всей федеральной противопожарной службы в соответствии с социально-экономическими и политическим реалиями современного мира.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении планируется на пленарном заседании Государственной Думы РФ 26 февраля 2016 года.

 

СЛАЙД 22

Сфера технического регулирования в области пожарной безопасности также будет претерпевать серьезные изменения.

Во-первых, в рамках деятельности Евразийского экономического союза разрабатываются технические регламенты, это:

  • проект технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (готовится к вынесению на внутригосударственное согласование);
  • проект технического регламента Евразийского экономического союза о безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны (проходит процедуру межгосударственного согласования);
  • проект технического регламента Евразийского экономического союза о безопасности продукции, предназначенной для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера (проходит процедуру межгосударственного согласования).

 

СЛАЙД 23

Во-вторых, 29 декабря 2015 года в ГД РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Законопроект устанавливает переходный период до 1 сентября 2018 г. при применении норм законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности в отношении объектов защиты, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В-третьих, с учетом замечаний дорабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», направленный на повышение гибкости противопожарного нормирования, устранения избыточных технических барьеров в области пожарной безопасности.

 

СЛАЙД 24

В современных социально-экономических условиях экономии бюджетных средств и сокращения штатной численности профессиональной пожарной охраны крайне необходимо развитие добровольной пожарной охраны, формирование из числа добровольцев полноценных пожарных команд, способных эффективно участвовать в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Принятие и последующая реализация Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» привели к тому, что сегодня более 900 тыс. наших граждан учитываются территориальными органами МЧС России в качестве добровольных пожарных. При этом далеко не все эти добровольцы принимают реальное участие в тушении пожаров, способны и желают заниматься этой деятельностью.

Наша задача в сегодняшних реалиях видится в модернизации системы управления добровольной пожарной охраной, достижении качественно-нового уровня ее деятельности, сопоставимого с показателями деятельности иных видов пожарной охраны, обеспечении достоверности и реалистичности статистических данных по добровольной пожарной охране.

С учетом сложившейся правоприменительной практики МЧС России разработан и 23 декабря 2015 г. внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране», предлагаемые изменения которого будут направлены на усиление социальной защиты добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны, упрощение процедуры создания ДПО и совершенствование ее деятельности, уточнение задач подразделений добровольной пожарной охраны. Законопроект также позволит урегулировать довольно важную проблему определения пригодности добровольных пожарных к исполнению своих обязанностей по состоянию здоровья.

В силу общественного характера добровольной пожарной охраны и ввиду ее исторически сложившейся связи с местным самоуправлением, гражданами и организациями, всегда являющимися инициаторами создания ДПО, некоторые аспекты ее деятельности необходимо регулировать на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В развитие Федерального закона «О добровольной пожарной охране» в субъектах Российской Федерации приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, направленные на развитие добровольной пожарной охраны, в том числе установление гарантий правовой и социальной защиты работникам ДПО и добровольным пожарным.

 

СЛАЙД 25

С учетом результатов мониторинга правоприменения и в целях повышения уровня обеспечения пожарной безопасности Министерством подготовлен ряд законодательных инициатив, направленных на дальнейшее развитие институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях, обеспечение эффективного функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров это:

проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности» (в части развития независимой оценки пожарного риска);

проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности» (в части регулирования профессиональной деятельности в области пожарной безопасности);

проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (В целях построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

 

СЛАЙД 26

Приоритетными направлениями законопроектной деятельности в системе МЧС России являются:

  • нормирование и конкретизация понятийного аппарата в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях;
  • поддержание в состоянии, отвечающем современным условиям и задачам, Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868;
  • продолжение работы по правовому обеспечению деятельности Мобильных оперативных групп МЧС России;
  • поступательное развитие нормативно-правовой базы в сфере деятельности некоммерческих организаций, выполняющих услуги в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • нормирование в области страхования техники;
  • дальнейшее совершенствование правого обеспечения деятельности РСЧС;
  • мониторинг правоприменения как на федеральном, так и на субъектовом уровнях.

СЛАЙД 27

Уважаемые коллеги, в заключение хотелось бы отметить, что современный, качественно новый этап развития безопасности жизнедеятельности населения требует новых, научно обоснованных, системных и концептуальных подходов к ее законодательному обеспечению. Дальнейшее совершенствование правовых механизмов в отрасли безопасности жизнедеятельности населения позволит выстроить ее четкие контуры и конкретизировать положение отрасти в системе национального права.

Уважаемые коллеги! Я соглашусь с государственным деятелем Российской империи Петром Аркадьевичем Столыпиным и скажу, что «Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа — вот девиз для нас всех! Уверен, что именно совместной и эффективной реализацией полномочий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, мы сможем успешно решить все задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

Свежее

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.9774 s
queries: 207 (0.5318 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.