<>

Wisenet HD+

Алексей Майоров: «Проблемы и перспективы «Безопасного города»

Доклад Алексея Майорова, руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы в рамках конференции «Безопасный город: нормативно-правовые и технологические аспекты» на «ТБ Форуме»

В прошлом году для тех, кто присутствовал на аналогичном форуме, мы предоставили информацию о работе, которая велась у нас в городе, не только в развитии технических средств, обеспечивающих безопасность или поддержание общественного порядка, в городе. Но и по разработке аналитических систем, которые позволяют делать определенные выводы не только  о состоянии уровня преступности в каком-либо регионе нашего города – конкретно в каком-то районе, округе, каком-то отдельном микрорайоне  или сквере. Сегодня мы хотим вам показать следующие шаги, которые мы предприняли по развитию данной системы, прежде всего, аналитической части этой работы, связанной  принятием грамотных управленческих решений в области обеспечения безопасности города самым различным службам. Мы должны четко себе представлять, что одним из способов определить эффективность  принимаемых мер по обеспечению безопасности является не только количество преступлений на 100 тысяч населения, но и уровень доверия населения к правоохранительным органам, органам власти.

Мониторинг криминогенной обстановки

Информационно-аналитическая система мониторинга криминогенной обстановки и общественной безопасности в городе Москве предназначена для автоматизации процессов мониторинга криминогенной обстановки, на основе данных, поступающих от правоохранительных органов и других органов власти.

Для оценки криминогенной обстановки в городе формируется тепловая карта, которая закрашивается  в соответствии  с количеством зарегистрированных преступлений в городе. Тепловая карта позволяет оперативно выявлять территории с высоким уровнем преступности и наглядно отображает текущее состояние уровня преступности в различных административных округах. Просмотр детализированной информации по каждому району позволяет проанализировать, какие виды преступлений совершаются на данной территории.

В разделе места концентрации происшествий существует возможность просмотра детальной информации по каждому происшествию, с привязкой к карте, а также просмотр сводной информации по происшествиям. Система позволяет выявлять очаги преступности, расчет очагов происходит полностью автоматически в соответствии с заданными параметрами. Для формирования очагов выявляются места наибольшей концентрации преступлений. Можно просмотреть все преступления, произошедшие в зоне очага, а также получить обезличенную детализированную информацию по каждому из происшествий.

Раздел «Аналитика» обеспечивает возможность проведения детального анализа показателей криминогенной обстановки, ранжирование территорий по уровню преступности, анализ динамики преступности, сопоставление значений с аналогичным периодом прошлого года.

Система позволяет формировать аналитические панели с наглядным отображением аналитической информации в выбранном разрезе и возможностью сравнивать показатели текущего периода с аналогичным периодом прошлого года. Аналитические панели позволяют представить динамику уровня преступности с детализацией по конкретным видам преступлений.

Откуда мы берем такие данные? У нас есть соглашение с ГУВД МВД Москвы, и мы берем информацию о тех преступлениях, которые являются социально-опасными, то есть те, которые происходят на улицах. Когда мы анализируем раскраску районов в тот или иной цвет на основе количества и типов преступлений, она не всегда может отражать тот уровень преступности, который связан с тем или иным районом города.  Районы, где есть три-четыре крупных банка, то можно заранее гарантировать: 75% всех преступлений, которые будут висеть на местном отделе внутренних дел, связаны с экономическими преступлениями в банковской сфере, поскольку сюда, в головной офис банка будут стекаться данные о преступлениях со всех его филиалов. Поэтому мы в своей системе отсеиваем те преступления, которые не влияют непосредственно на криминогенную обстановку в том или ином регионе, и это позволяет делать вывод не только по общей динамике преступлений в районе, но и по каждому их виду – по кражам, мошенничеству, разбоям и прочему. Это позволяет разделить преступления на те, которые касаются непосредственно проблем территории и вызывают озабоченность граждан, и те экономические преступления, которые являются своего рода нагрузкой для того или иного подразделения внутренних дел с учетом специфики размещения объектов на конкретной территории, которые достались от проектных решений города и той строительной политики, которая ведется.

Безопасность на дорогах

В системе предусмотрено формирование тепловой карты дорог и составление рейтинга аварийности главных магистралей города. Информация может быть представлена на карте, с указанием проблемных участков дорог,  а также в сводной таблице с числовыми показателями.

Отображение в системе информации о количестве ДТП с пострадавшими людьми представлена в виде тепловой сетки. Существует возможность фильтрации данных для их наглядного представления. После отображения на карте общей информации предусмотрена возможность просмотра карточки конкретного ДТП со сведениями о нем.

Для анализа проблемных участков автомагистралей используется функция обзора панорамы дорог, которая позволяет просматривать изображения за различные даты с целью оценки изменений городской инфраструктуры.

Система позволяет выполнять расчеты городских очагов аварийности в различные временные промежутки. По каждому очагу можно просмотреть общую информацию, а также детальные обезличенные сведения по каждому ДТП, входящему в данный очаг. Сведения также могут отображаться на карте или предоставляться в табличном виде. Для оценки факторов криминогенной и аварийной обстановки существует возможность просмотра информации с камер городского видеонаблюдения.

Анализ криминогенной обстановки на дорогах, здесь мы анализируем, прежде всего, те происшествия, которые связаны с травматизмом или гибелью людей. Так называемое «железо» мы не отслеживаем, смотрим только на то, что имеет социальную направленность. Концентрация дорожно-транспортных происшествий идет по определенным зонам. По приказу МВД они должны ежеквартально анализироваться с предоставлением рекомендаций для тех служб, кто должен следить за безопасностью на дорогах. Так вот данный программный продукт позволяет не ждать ни квартала, ни месяца – он может взять карту, независимо от даты и проанализировать сразу за определенный период времени те очаги аварийности, которые появились в городе или сохранили свое действие по сравнению с прошлым периодом. Этот материал предназначен не для подготовки статистического отчета и раскрашивания карты. В городе создана рабочая группа при центре управления дорожным движением. Группа ежемесячно рассматривает все материалы, собранные в аналитической системе, и дает рекомендации  дорожным службам, службам управления движением, ГИБДД, органам местного управления по конкретным местам наиболее частых  аварий – или по оборудованию этих мест дополнительными навигационными знаками, препятствиями, разметкой или по их демонтажу.

Могу вам сказать, что год работы в этом режиме позволил достичь определенных результатов. Москва второй год подряд идет в числе лидеров по минимальному  нарушению правил дорожного движения, связанному с травматизмом и гибелью людей. Помимо этого, растет пропускная способность дорог, только за прошлый год средняя скорость на них увеличилась на 12%. Мы говорим не о том, чтобы создавать препятствия движению, а наоборот, создаем тот продукт, который позволяет анализировать все. При анализе той или иной трассы учитываем и среднюю скорость потоков, и наличие выделенных полос, и наличие подземных и наземных переходов – для того, чтобы выстроить рейтинг дороги и довести до соответствующих служб проблемы, которые они должны решить. Например, если попросить вас назвать самую опасную трассу города Москвы, то 90% скажут про МКАД, а он стоит где-то на 5-м месте, третье транспортное кольцо на 6-м. а самым опасным по количеству ДТП на километр является Ленинский проспект, который в силу геоподосновы не может быть оборудован полностью подземными переходами. Поэтому основными происшествиями на этой трассе являются или столкновения водителей с пешеходами, или авариями на перекрестках, которые расположены на одном уровне. Поэтому исполнительные  органы власти Москвы совместно с ГИБДД  решают сегодня задачу – как сделать одноплоскостные разъезды и перекрестки более безопасными, оборудовать их средствами снижения скорости перед перекрестками и пешеходными переходами, установить более современное навигационное оборудование, заметное не только в ясную солнечную погоду, но и в ночное время. Такая постановка задач возможна именно на основе анализа данных, которые собирает система.

Для разбора происшествий на основе геоподосновы в городе проводится мониторинг текущего состояния всех дорог, и раз в месяц в систему загружаются данные – о новой разметке, новой трассе, либо устраненных помехах, например, рекламе или постройках, закрывающих обзор пешеходной зоны. 

Доверие населения

Еще один момент – уровень доверия населения к действиям полиции и правоохранительных органов. Мы обратились к этому моменту, поскольку все прекрасно знаем, что есть преступления, которые совершаются потому, что они совершились, а есть преступления, которые носят латентный характер – и если правоохранительные органы ими заниматься не будут, то  уровень преступности может быть низким, но при этом уровень доверия населения и комфортности населения будет также невысок. Поэтому мы разработали информационную систему, в которой видим уровень преступности и степень доверия населения.

В системе существует возможность отображения результатов проведенных социологических опросов, представляющих собой обратную связь от жителей города по вопросам общественной безопасности. На основе полученных данных система позволяет формировать тепловую карту итогов социологических опросов – индикаторов общественного мнения по вопросам общественной безопасности. Результаты проведенных социологических опросов можно представить в виде графиков или диаграмм с различной степенью детализации информации.

После построения двух типов тепловых карт – по количеству преступлений и по результатам социологических опросов – существует возможность их сопоставления с целью сравнения и формирования выводов.

Проделанная аналитическая работа позволяет делать следующие выводы и принимать управленческие решения. Например, сравнительный анализ с тем или иным периодом уровня преступности в том или ином конкретном регионе, не в целом по городу, не в целом по району, а можно пройти на конкретную улицу, к конкретному дому, в конкретный двор. И можно менять график патрулирования этих улиц нарядами полиции, выставление дополнительных постов дружины, общественных пунктов охраны порядка, мобилизация для определенных задач по борьбе с преступностью старших по подъездам и прочее. Это тот материал, с которым мы работаем уже практически три года, такие аналитические выкладки позволяют руководителям различного уровня, концентрировать внимание соответствующих служб в конкретный период времени года, суток, в определенную погоду на проблемах, которые характерны именно для этого дома, двора.

Источниками информации для карты доверия населения служат официальные данные МВД по каждому региону, социальные исследования, которые ведутся в рамках проекта «Безопасный город» - два раза в год население опрашивается по определенной методике,  для Москвы репрезентативной является выборка в 1,5 тысячи человек. Третий уровень опроса для составления криминогенной карты делается еженедельно по 1-2 районам и выносится на обсуждение рабочей группы, для определения системы мер по локализации тех или иных негативных моментов, которые есть в этих районах. При обследовании каждого из 126 районов Москвы мы опрашиваем 100-200 человек, это около 15 тысяч опрошенных горожан в год. Отдельный подраздел опросов посвящен гостям столицы, он составляет до 30% от общего числа опрошенных. Мы ни от кого не отмахиваемся, это позволяет более точно определить  криминогенную карту города и те проблемы, которые нужно решать. Если мы посмотрим на «темный» район и видим, что отдел внутренних дел активно работает, например, по линии борьбы с наркотиками и борьбы с нелегальной миграцией, а потом посмотрим на уровень доверия населения,  то можно будет точно сказать, что это доверие будет в зеленом секторе. Те действия, которые связаны с прекращением негативных социальных процессов, влияют на оценочные показатели, которыми мы сегодня обладаем.

Мой доклад – это не какое-то аморфное и специально подготовленное для «ТБ Форума» мероприятие. У меня на рабочем планшете в режиме онлайн отображается список преступлений по дате регистраций и как это количество увязывается  с прошлым годом. Могу тут же посмотреть сравнительную динамику и дорожно-транспортных происшествий, и других преступлений, чтобы сравнить – их количество возросло, или находится в зеленой зоне.

Информационная система – тот программный продукт, который мы активно используем уже два года. В ней есть слои как по линии преступности, дорожно-транспортных происшествий, так и по чрезвычайным ситуациям, происшествиям на воде, пожарам.

О городской системе видеонаблюдения

Здесь говорили о видеонаблюдении – как оно должно развиваться, в каких районах. Вот тут у меня есть динамика просмотра правоохранительными органами систем видеонаблюдения за последний месяц. Синим обозначены камеры, на просмотр которых полицейские потратили внимание более 10 минут, желтым – менее  10 минут, и серым отмечены камеры, которые в течение месяца не попали в поле зрения правоохранительных органов. Таких у нас по итогам 2015 года 105 камер – это тот резерв, которым  располагает ГУВД.

Для чего это нужно? Это как раз нужно для развития системы видеонаблюдения. Система выстраивает «шаг» - 80 метров между происшествиями, и если на этом отрезке есть концентрация происшествий, это сразу становится видно на карте. При анализе карты преступлений мы накладываем карту видеонаблюдения, смотрим, какие камеры в этом районе в этом районе есть, кто и сколько времени посвятил изучению данных с них при расследовании правонарушений, был ли проведен анализ этих данных. И когда мне представитель правоохранительных органов, префектуры или правы говорит, что он пользуется городским видеонаблюдением – я на любом совещании вытаскиваю конкретный район и могу сказать: «Я вас здесь не вижу».

При модернизации системы видеонаблюдения мы снимаем камеры из серых зон и помещаем их в красные зоны, где они будут более востребованы.  Мы переставляем эти камеры и перезаключаем договор по их эксплуатации – и получаем механизм, который позволяет нам принимать те или иные решения, в том числе, по технической оснащенности территорий, связанных с задачами по снижению уровня преступности.

Презентацию доклада можно посмотреть здесь.


Комментарии (0)

    Свежее




    3 часа назад

    BIM FORUM 2017








    Все новости

    RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.