Эксперты обеспокоены падением пассажирооборота воздушного транспорта
Доктор экономических наук, директор Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ФГУП ГосНИИГА) Александр Фридлянд выступил с докладом на 50-й Московской международной конференции «Стратегия и тактика деятельности аэропортов в современных условиях» (26-27 октября Шереметьево). Эксперт назвал масштабы кризиса в гражданской авиации беспрецедентными.
По его данным, с 1 декабря 2014 до 1 декабря 2016 года пассажирооборот воздушных перевозок снизился на 6%, а за период с 1 июля 2015 по 1 июля 2016 еще на 10,9 %. Несмотря на то, что внутренние российские перевозки испытали некоторый подъем за аналогичные периоды – на 11,7% и 3,4% соответственно, спад на международных воздушных линиях составил 16,4% и 21,4%.
По мнению Александра Фридлянда, кризис носит структурный, глубокий и долгосрочный характер. Среди основных причин падения пассажирооборота были выделены:
- Девальвация национальной валюты (в два раза);
- Отсутствие динамики реально начисляемой заработной платы;
- Долговременные потери авиапредприятий;
- Увеличение рисков авиабизнеса по причине изменения крупнейшей статьи расходов.
Если ранее наибольшие траты направлялись на авиаГСМ, то теперь крупнейшими статьями расходов стали лизинг и аренда воздушных судов. Данное изменение носит структурный характер ввиду перехода основных трат в категорию постоянных.
Согласно данным ФГУП ГосНИИГА, расходы на аренду и лизинг воздушных судов в первом полугодии 2016 года составили 28,2%, а на авиаГСМ 19,8%.
Докладчик заметил, что наименьшей рентабельностью обладают малые аэропорты, пассажиро-грузопоток которых не превышает 10 тысяч тонн. Только 29% таких предприятий были рентабельны в 2015 году. Средние аэропорты с пассажиро-грузопотоком в 10-190 тысяч тонн обладают рентабельностью от 38 до 90%. За счет масштабов перевозок сохраняет рентабельность на уровне 100% только прослойка крупных аэропортов, чей пассажиро-грузопоток свыше 190 тысяч тонн.
За 6 месяцев 2016 года, заметил Александр Фридлянд, только 50% авиакомпаний показали себя как рентабельные.
Исходя из данных по расходам, доходам и рентабельности аэропортов и авиакомпаний, эксперт предложил ряд антикризисных мер.
Для авиакомпаний, по его мнению, необходимо обнуление ставки НДС на внутренних воздушных линиях; антидемпинговое регулирование цен на воздушных линиях; совершенствование системы субсидирования лизинга (аренды) воздушных судов для стимулирования обновления парка и снижения рисков бизнеса; совершенствование системы субсидирования авиаперевозок с учетом специфики труднодоступных регионов.
Поддержание аэропортов, заключил Александр Фридлянд, должно выражаться в снятии льготы по НДС с аэропортов в приемлемом для авиакомпании варианте; финансирование из бюджета ремонтных работ на федеральных аэродромах; прозрачности формирования арендной платы за использование аэродромной инфраструктуры, а также в целевом характере использования аэродромных платежей; совершенствовании системы субсидирования аэропортов в северных и северо-восточных регионах.