Wisenet X

/ / / От абстрактных «готовых решений» к решению задач

От абстрактных «готовых решений» к решению задач

31 января 2017, 16:00


Константин Кошелев

Константин Кошелев

Технический специалист компании STRAZH

 

«Я инженер уже без малого 30 лет! Отлично знаю, что белый провод подключается к клемме «А», рыжий — к клемме «B». А вы мне тут пытаетесь про удобство какого-то Ethernet рассказать...»

*недовольный профессионал о новой технологиях

Новые технологии в системах контроля доступа как незваный гость. Приходят, когда их не ждут, пытаются со всеми найти общий язык, съедают все свободное время и (в перспективе) бюджет на модернизацию. Таких не любят, слушать не хотят и прогоняют палками. Мы уже привыкли слышать «Mifare», «NFC», «биометрия», «OSDP», «распределенные системы» и «web-сервисы». Тем не менее, страх перед новым ставит клеймо «НЕСТАБИЛЬНО» на технологиях, отправляя их за пределы понимания людского, оставляя поле для деятельности самых смелых и отчаявшихся экспериментаторов. Так ли это плохо?

Наличие всей необходимой и стабильно работающей аппаратной части мотивирует концентрировать разработки на программном обеспечении. Там же искать задачи, предлагать новые решения и переосмыслять старые. За последние пять лет каждый бренд СКУД в этой стране (от передовых игроков, до аутсайдеров рынка)  предоставил решение проблемы, так лежащей на поверхности: интеграция всех систем безопасности в единую среду, позволяющую при помощи одного АРМ (читать как «одного сотрудника службы безопасности») контролировать ситуацию на всем объекте.

Возгласы восхищения подпитывало понимание: «Период готовых решений прошел. Пришло время заниматься настоящими задачами». Интегрированные решения – сфера задач. И если абстрагироваться от задач минимизации количества сотрудников отдела безопасности, то выбор идеальной системы превращается в интересное приключение, главные враги в котором: малый бюджет и рамки «в голове дозволенного».

СФЕРЫ И ИХ ПОТРЕБНОСТИ

«Что это за вопрос: ‘Какая система нужна’? Такая же, как и у всех. Задачи те же, функциональность средняя, объект самый обычный. Нет – планов и ТЗ не будет. На ‘конечника’ тоже не можем выйти. Жду КП через час»

*успешный менеджер приближает еще больший успех

СКУД – система безопасности, которая генерирует, принимает и позволяет обрабатывать максимум информации в реальном времени. Причем, сделав даже автоматическую выборку по всем событиям за произвольный промежуток времени можно получить отличные входные данные, полезные как отделу безопасности (расследуем инциденты), так и сотрудникам, не имеющим к вопросу безопасности абсолютно никакого отношения (руководители подразделений, бухгалтерия, маркетологи и т.д.). Можно сделать вывод, что помимо традиционной задачи по разграничению доступа, к СКУД добавляется еще один тип задач: обработка и предоставление информации (о перемещениях пользователей в первую очередь). На стыке всего этого находится та самая реализация предметной области, упрощающая эксплуатацию автоматизированной системы, ориентирующая систему и пользователя на получение максимального профита. Где это может быть нужно?

Бизнес

Наличие очевидно организованного «Бюро пропусков» с выносом интерфейса в браузер, а также возможность делегирования прав на создание заявок, не только ускорит и «очеловечит» процесс, но и позволит четко разграничить сферы ответственности для случаев, когда надо найти виноватого в произошедшем.

Желание конечного клиента находится на границе между зарекомендовавшими себя технологиями и юзабилити интерфейса. В зависимости от конкретных условий приоритет может смещаться в одну из сторон: экономичная система с гибкими возможностями (но еще не успевшая зарекомендовать себя на рынке) или неповоротливая классика (показавшая высокую надежность) с несколько осовремененным интерфейсом.

Вне зависимости от размеров объекта, но исключительно для больших размеров бюджета, отечественная классика – Parsec (Soft или Office), показывающая отличную стабильность (стоит рассмотреть отказ от конверторов RS485-to-USB) при наличии всего необходимого функционального минимума ПО и функционального максимума контроллера. А для экономных экспериментаторов – ЭРА или STRAZH.

Первый бренд предлагает множество сборок ПО под определенную задачу. Совершенно не факт, что конкретная сборка полностью закроет потребности конкретного клиента, а интерфейс удовлетворит в отношении «удобство/простота». Второй бренд – глубокую самостоятельную настройку при помощи встроенных инструментов, что приводит к временным затратам.  Но в экономичных системах надо чем-то расплачиваться, ведь так?

Производство/медицина

Специализированные технические средства (алкотестеры, металлодетекторы, шлюзы со сложной логикой, биометрия как дополнительный метод идентификации) не только выведут предоставление доступа на другой уровень возможностей, но и подстроятся под специфику объекта (запрет доступа для нетрезвых сотрудников и дезинфекция при доступе в реанимационный блок как самые очевидные примеры).

Специфика такого типа объектов: полное отрицание порога вхождения у системы как параметра. Сотрудник СБ смотрит только в разрешенные области дисплея, под страхом увольнения ничего не трогает. Специально обученный IT-специалист может прекрасно заменить сотрудника компании-интегратора, либо оперативно его вызвать. Для нетипичных задач только передовое оборудование или ПО.

В зависимости от бюджета: отечественная ИСБ Орион (за производством отечественного бренда BOLID), либо продвинутое иностранное оборудование Apollo, HID и прочие Schneider Electric под управлением, к примеру, LyriX. Последние начали сильно сдавать позиции, т.к. в кризисный период далеко не каждый пользователь готов платить исключительно за статус (системы безопасности за производством Европы или США). BOLID же мотивирует искать альтернативу на отечественном рынке, т.к. обширные программные и аппаратные возможности не снимают вопросов к дружелюбности интерфейса и системе проверки на валидность введенных (при конфигурации) данных.

Услуги и развлечения

Никакого специализированного ПО из сферы безопасности. Весь рабочий процесс должен быть заведен в привычную PMS и прочие 1С (Отель/Фитнес/т.д.). Основная задача – предоставить клиентам дополнительные удобные сервисы: списание со счета клиента средств на оплату посещений сауны или бассейна, не входящих в базовый пакет услуг; помощь маркетологам в определении самых часто посещаемых зон объекта; гарантированная бронь и обеспечение привязки реального номера в гостинице к паспортным данным пользователя. Обычно, здесь никто не думает о безопасности. Реальная цель – удобство и статус.

Совершенно не изведанный сегмент рынка. Вопросы от клиента задаются крайне редко, попытки использовать СКУД в более привычных задачах еще не начались. Тем не менее, можно выделить оборудованные модулем работы с системой безналичной оплаты ПО PERCo и Sphinx. Звучит несколько громко. По факту: привязка абстрактной суммы обеда к конкретному пользователю системы. Важным моментом является интеграция с 1С, предоставляемая данными компаниями как дополнительный модуль к ПО. В любом случае, обязательной будет софтверная доработка под конкретную задачу.

И над всем этим перечнем специфичных задач стоит первостепенное и самое главное – интеграция с другими системами безопасности. При пожаре каждый пользователь обязательно должен эвакуироваться, при попытке взлома лицо нарушителя обязательно должно быть снято, последний уходящий должен обязательно поставить объект на охрану. Именно в автоматических реакциях и оповещениях вся суть интегрированной системы. Оператор не должен наблюдать за объектом самостоятельно, цель его: отслеживать появление нештатной ситуации и вносить корректировки в ненормальную работу системы, а также (как первостепенное) осуществлять правильное взаимодействие с другими сотрудниками службы безопасности и ответственными лицами.

СКРИПТОВЫЕ РЕШЕНИЯ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ НЕТИПИЧНЫХ ЗАДАЧ

«У меня есть крупный объект. Задача: две точки доступа (потом будет больше, но пока так!), хочу смотреть, когда сотрудники опаздывают на работу, а также обязательно управление с мобильника!»

*каждый клиент самый важный

За любое решение надо платить. К сожалению, в условиях кризиса не каждый заказчик способен оплатить собственные задумки, а платить ожиданием никто никогда не хочет. В связи с чем назревают два логичных решения проблемы: обговаривать разработку решения с интегратором и производителем (особо затратный вариант) или использовать инструменты кастомизации какого-либо продукта, уже предоставленные разработчиком в (условно-)свободный доступ. С первым все более-менее понятно, а вот второе требует отдельного рассмотрения.

Классический вариант – наличие мощного инструмента для написания скриптов-реакций. Классический способ применения – аварийная блокировка/разблокировка точек доступа при возникновении какого-либо тревожного события. Расширяем перечень событий: наступление определенного момента времени или нажатие определенной программной кнопки. Варианты использования безграничны: от простейшей рассылки отчетов УРВ, до организации АРМ, позволяющего управлять различными инженерными системами здания. Самым мощным инструментов оснащен LyriX, совершенно не подходящий под описание «бюджетный». Менее мощные и более доступные альтернативы: BOLID, Sphinx или A.C. Tech.

Интерфейс ПО – это тема, давно ставшая болезненной. Классические системы должны следовать тенденциям рынка, за счет чего начинают «обрастать» функциональностью, которая прикручивается к самым мыслимым и немыслимым точкам в интерфейсе. Молодые производители СКУД ориентируются на подобные ошибки и создают субъективно-идеальные интерфейсы, приводящие к такому же неоднозначному порогу вхождения. Решение уже появилось на рынке – использовать инструменты создания пользовательских макетов интерфейсов. Минимальные возможности предлагают Parsec и Sphinx, более гибкие – LyriX и A.C. Tech.  Созданный макет можно привязать к конкретному пользователю, дабы упростить работу с системой в соответствии с возможностями, а также улучшить ее же в соответствии с задачами. К сожалению, данный механизм еще не прижился на реальных объектах. Возможно, причина в нежелании тратить время на освоение непривычных инструментов при авральной сдаче объекта в эксплуатацию?

В ЧЕМ НАША ЗАДАЧА

«Решение от HID является самым безопасным. Это подтверждает, как минимум, два факта: так заявлено производителем, а также данная система установлена на нашем объекте»

*счастливый обладатель

Прогресс все же подбирается и к российскому рынку. Большой ажиотаж вокруг идентификаторов Mifare (часто приводящий к ошибочно защищенным решениям), попытки использовать облачные технологии в интегрированных системах и СКУД (всегда приводящие к ошибочно защищенным решениям), попытки облегчать интерфейс ПО и четко разделять задачи пользователя, систему обслуживающего, и пользователя, систему эксплуатирующего. Движущей силой всегда будет потребность. А появление потребности говорит о готовности пользователя отказаться от типичного алгоритма использования сферического коня в вакууме в пользу построения автоматизированной системы, приносящей пользу, которую можно пощупать.

В конечном итоге, все простые решения были давно придуманы. И задача инженера современного стоит не в изобретении очередного простого, а в выборе наиболее подходящего из существующих (не путать с «привычными»). Вы готовы встать на такой путь? 

Комментарии (0)

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Загрузить на Google Play

    Загрузить на App Store

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.