Оксана Якимюк:  «Безопасный город» — экзамен  для руководителей»

 Оксана Якимюк:  «Безопасный город» — экзамен  для руководителей»

 

Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город» стал  мозгом и нервной системой в реализации концепции Комплексной безопасности населения. Документ в декабре 2014 года утвердило Правительство РФ. С этого момента общественная безопасность в России шагнула в эпоху повсеместного внедрения технологий автоматизированного распознавания техногенных, природных, общественных угроз и координации действий муниципальных, экстренных, силовых ведомств. В свою очередь АПК «Безопасный город» строится на базе МЧС России. 


О целях, особенностях реализации и будущем «Безопасного  города» журналу RUБЕЖ рассказала герой этого номера — вдохновитель и главный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк.

Cамая большая ценность АПК «Безопасный город» — в возможности спасать больше человеческих жизней, делая для этого все возможное, используя современные технические достижения. Здесь недальновидно мыслить только прямолинейно — критериями экономической отдачи. Дальновидные руководители регионов, с которыми мы работаем, прекрасно понимают социальные, политические и управленческие преимущества.


Первая задача АПК — сформировать единое информационное пространство, куда в режиме реального времени будет стекаться вся необходимая для реагирования информация, в том числе и по вертикали РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. — Прим. ред.), обо всех событиях, объектах, ресурсах и населении территории. Например, пожарные будут ориентироваться при пожаре по электронной карте здания, где указаны выходы, точки подключения к воде и т. д.


Вторая задача АПК — дать руководителю муниципального уровня информацию для управления хозяйством. Датчики с теплотрассы вкупе с автоматизированным прогнозом погоды проинформируют о превышении уровня влажности — риске прорыва, а значит, о потребности в превентивных, но более дешевых и безопасных мерах. Видеофиксация падения нескольких человек при холодных погодных условиях на тротуаре может автоматически отправить сигнал уборщикам улицы, а автоматический анализ столкновения на проезжей части — в ДПС и «скорую помощь». Согласитесь, это важно, когда человеческая жизнь зависит от минут…


Третья задача — создать основу для реализации решений «умного города». То, что «Безопасный город» со временем должен стать «умным», — это постулат вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина. И я с ним совершенно согласна. От безопасности и автоматизации жизненно важных функций — к высоким стандартам комфорта жителей и работы органов власти и коммунальных служб.

 

 

***

 

 

АПК «Безопасный город» — это не только камеры видеонаблюдения. Видеонаблюдение — лишь система «перископов», в которые приходится постоянно смотреть оператору. Часто на одного оператора приходится более 200 камер, а иногда и 600. При этом реагирование происходит исключительно в ручном режиме при помощи телефона. В рамках концепции видеонаблюдение — это «глаза», которые посылают изображение в «мозг» — АПК «Безопасный город», который автоматически его обрабатывает, сопоставляет с другими «органами чувств», опытом и автоматически выдает адекватную мгновенную реакцию.


К сожалению, не все установленные на ранних этапах аналоговые камеры смогут поставлять информацию для обнаружения подозрительных лиц и объектов. Сегодня происходит так: уже совершено преступление, приехал следователь, собрал информацию, установил личность правонарушителя, просмотрев материалы с сервера. Но это не «Безопасный город». И даже не его правоохранительный сегмент. В таком видеонаблюдении нет профилактики и реагирования.


Взаимодействие гражданина с АПК «Безопасный город» должно начинаться со «Службы-112». Информация входящего звонка обрабатывается АПК вместе с иными данными для формирования необходимого комплексного реагирования. При серьезном ДТП «Служба-112» будет получать десятки звонков, которые нужно объединить в один «кластер», выслать необходимое количество бригад «скорой помощи», ДПС, обеспечить оперативную уборку улицы и ликвидацию последствий повреждения транспортной инфраструктуры. «Служба-112» — лишь один из «сенсоров» системы АПК, хотя и самых чувствительных и важных для работы с обществом.


Гениальность концепции «Безопасный город» заключается в том, что реализация технологии осуществляется на муниципальном, городском уровне, где существует своя специфика и зачастую уже наработаны отдельные решения. «Центр» может помочь доформировать целостность муниципальной концепции комплексной безопасности, поставить ядро АПК «Безопасный город» и помочь интегрировать в него уже существующие комплексы. Таким образом, переделывать все с нуля не придется, муниципалитеты за разумные деньги получат в разы более эффективную систему управления.


В составе Совета главных конструкторов нашей страны я — единственная женщина. Думаю, это произошло потому, что на первое место в управлении государством и хозяйством вышли человеческие, а не технические проблемы. Проблемы взаимодействия служб, преодоления ведомственного соперничества, удобства и психологии использования техники для безопасности и мудрого хозяйствования. 
И у меня здесь есть очевидный плюс — коллеги-мужчины всегда идут навстречу, готовы поддержать полезные инициативы, руководствуясь, очевидно, принципом бусидо — хвалить женщину и ребенка за любую умную мысль вдвойне. Я иронизирую, конечно.


Муниципалитеты вполне могут позволить себе такие затраты. Конечно, без федерального финансирования в наше непростое время дело двигается не так быстро, как хотелось бы. Поэтому субъекты ищут выходы из ситуации: используют механизмы государственно-частного партнерства, привлекают инвестиции со стороны бизнеса, компонуют решения по обеспечению безопасности населения исходя из соображений даже частичной окупаемости расходов. Одним из примеров являются камеры контроля скорости на дорогах.


Будущий синергетический эффект и единое информационное пространство, которые до сих пор отсутствуют, позволят муниципалитету значительно экономить на расходах. Попробуйте отрисовать схему, изображающую структуру власти на территории «города областного значения». Даже трех измерений для ее визуализации вам точно не хватит из-за множества факторов влияния и противоречий. Например, на одном и том же перекрестке часто стоит несколько камер с одними и теми же функциями, но решают они задачи разных ведомств. В итоге при учете жертв одних и тех же чрезвычайных ситуаций данные МЧС, Минздрава и МВД не совпадают. Разумеется, информация об оперативно-розыскных мероприятиях или персональные данные не должны быть доступны всем подряд. Но и другая ситуация — когда при частичном обрушении жилого дома в Волгограде поиск данных о количестве проживающих занял несколько часов — ненормальна. А теперь представьте, что под этими обломками «неучтенными» находятся ваши близкие. 


Правила взаимодействия по доступу и управлению информацией в АПК потребуют четкой регламентации. Без регламентов взаимодействия систему действительно не запустить, они как раз должны описывать, как и какой информацией должны обмениваться ведомства и службы в тех или иных ситуациях. 

 


***

 


Мы сейчас обновляем ГОСТ по созданию ЕДДС и тщательно анализируем ГОСТ по видеонаблюдению. Требования к ЕДДС (Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования. — Прим. ред.) — это ГОСТ Р 22.7.01-2016, разработанный Техническим комитетом (ТК) 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций». По видеонаблюдению — это ГОСТ Р 51558-2008 «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний», который находится в ведении ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты».


Пилотные регионы, в которых намечено создание опытных участков систем АПК «Безопасный город», можно разделить на три группы: субъекты, принимающие Чемпионат мира по футболу 2018 года, субъекты Северного Кавказа и регионы, где можно видеть удачный опыт самостоятельного внедрения инновационных технологий в сфере электронного правительства и обеспечения общественной безопасности. Список этот еще требует корректировок — не все его участники на этапе отбора весной 2014 года осознавали свою роль и ожидаемые от них усилия.  Сейчас таких регионов 23, но я считаю, что количество «пилотов» нужно сократить, чтобы сконцентрироваться на самых подготовленных и мотивированных к реализации этого проекта. Эти регионы получат от нас все возможное содействие. Дорогу осилит идущий.


Особенность в разработке проектно-сметной документации на АПК в отличие от капстроительства — за год-два она устареет, пока на ее основе будет ожидаться финансирование. Компьютерное оборудование, технические стандарты постоянно обновляются, постоянно вводятся новые автоматизированные системы. Таким образом, заказчик, разрабатывая документацию без немедленной реализации, рискует просто выбросить несколько миллионов рублей. Сейчас проектную документацию в оперативном режиме рассматривает Совет главных конструкторов МЧС России и привлекается Экспертный совет при Межведомственной комиссии, включающий поставщиков решений и оборудования. Никто не расскажет о недостатках лучше, чем собрат по рынку. На первом этапе формирования концепции и единых технических требований уже были получены тысячи пунктов предложений, замечаний, проведены десятки встреч с членами Экспертного совета. На официальном сайте МЧС в разделе «Безопасный город» размещены протоколы заседаний Межведомственной комиссии, совещаний рабочей группы, типовые документы. 

 


***

 


Я приглашаю в Экспертный совет АПК «Безопасный город» энтузиастов — управленцев и специалистов по реализации комплексных решений в городском хозяйстве. Дальше мы судим о людях по их делам. Например, в Экспертном совете по АПК оказались как конструктивно настроенные представители компаний-интеграторов, разработчиков решений, так и случайные люди, которые, с одной стороны, не понимали концепцию, рассматривали ее как канал для продажи своего оборудования, с другой — ждали, что сейчас на них польется федеральное финансирование. К их сожалению, Экспертный совет потребовал прежде всего систематической умственной работы с неочевидно коммерциализируемым результатом. И они отсеялись.


Муниципалитет не всегда понимает, что ему нужно и кто должен этим заниматься. Зачастую в качестве заказчиков выступают подразделения власти, ответственные за информатизацию и связь. Они воспринимают АПК «Безопасный город» исключительно с точки зрения ИТ-технологий. Это сродни ситуации из военного анекдота, когда письмо со словами «в связи» адресуют на исполнение начальнику связи.


Исполнители часто не знают методической и нормативной базы «Безопасного города». Например, есть основополагающий документ — паспорт территории, структура которого утверждена приказом МЧС России. В нем можно найти сведения о рисках, актуальных для конкретного муниципального образования и субъекта в целом, перечень обязательных для участия в информационном взаимодействии организаций, перечни социально значимых и потенциально опасных объектов, защиту которых необходимо обеспечить. Кроме того, с одним из протоколов рабочей группы при Межведомственной комиссии в субъекты отправлялась достаточно понятная форма отчета об обследовании информационных систем, которые могут обмениваться информацией с АПК «Безопасный город». Проявившие ответственность органы исполнительной власти проделали эту работу. Техническое задание составляется на основе ГОСТ 34.602-89 — «Техническое задание на создание автоматизированной системы».  


Говорить о субстанциальных результатах в реализации концепции «Безопасных городов» пока преждевременно. До момента, когда можно приехать на территорию и увидеть полноценный «Безопасный город», — еще работать и работать. 


Никакая, даже самая сверхинтеллектуальная система за каждым тлеющим мусорным контейнером в стране не проследит. По крайней мере на текущем этапе. Поэтому важнейшим источником информации для предупреждения и реагирования на ЧС остается активная позиция жителей и неравнодушие руководителей, от которых сейчас зависят жизни людей, а завтра — их комфорт. Чем быстрее мы преодолеем межведомственную несогласованность и эгоизм, тем лучше все мы будем жить. 

 

 


Комментарии (0)

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Загрузить на Google Play

    Загрузить на App Store

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.