{if $_modx->hasSessionContext('mgr')}
{/if}

Wisenet HD+

/ / Сергей Кададов: «Мы рассчитываем на добросовестность предпринимателей»
Сергей Кададов: «Мы рассчитываем на добросовестность предпринимателей»

Сергей Кададов: «Мы рассчитываем на добросовестность предпринимателей»

Герой номера

В апреле 2016 года правительство РФ утвердило Дорожную карту перехода на риск-ориентированный подход к госнадзору. Ключевой в этом плане департамент МЧС России — надзорной и профилактической работы — возглавил 40-летний Сергей Кададов, генерал-майор внутренней службы, который как пришел в гражданскую оборону сразу после высшего военного училища 20 лет назад, так ни разу и не изменил профессии. Сергей Кададов — герой этого номера.

Дальнейшее развитие государственной надзорной деятельности путем наращивания трудовых и финансовых ресурсов исчерпало свои возможности. Проведение регулярных сплошных проверок поднадзорных объектов приводит к неэффективному расходованию бюджетных ресурсов. Создается ситуация, при которой количество объектов превышает потенциальные возможности надзорных органов. В связи с этим в федеральный государственный пожарный надзор внедряются новые методы работы, предусматривающие дифференцированный подход к проведению проверок в зависимости от степени риска объектов надзора и тяжести возможных негативных последствий.

 

МЧС России стало одним из пяти федеральных ведомств, которые вошли в пилотную зону и уже в начале текущего года приступили к реализации риск-ориентированной модели государственного надзора. В целом сегодня 33 федеральных органа власти выполняют функции надзора на территории РФ. При этом видов надзора больше 150.

 

Что подразумевает риск-ориентированная модель? Все объекты защиты, которые есть в реестре МЧС России, мы классифицировали по категориям. Всего у нас пять степеней риска. Каждой из них соответствует категория потенциальной пожароопасности объекта. Иными словами, планирование проверок будет привязано к категории риска объекта защиты: от первой категории — «высокий риск» до пятой категории — «низкий риск». При этом частота проверок варьируется от проведения проверок с частотой один раз в три года для объектов защиты, отнесенных к категории высокого риска, до проверок не чаще одного раза в десять лет для объектов защиты категории умеренного риска. Объекты пятой степени риска планироваться для проведения проверок не будут.

Федеральный государственный пожарный надзор в отношении объектов защиты как проводился, так и будет проводиться. Но только теперь инспекторы ГПН в приоритетном порядке будут проводить надзорные мероприятия там, где есть повышенные риски для жизни людей и сохранности государственного имущества.

 

Степень риска присваивается объекту отнюдь не раз и навсегда. Для тех, кто качественно обеспечивает безопасность, можно будет понизить категорию опасности объекта в зависимости от уровня его защищенности. И наоборот.

 

Переход на риск-ориентированную модель уже значительно сократил количество проверок. При планировании работы на 2016 год МЧС России вывело из-под обязательного надзора порядка 400 тыс. объектов защиты, в первую очередь малого и среднего бизнеса. В 2017 году объем проверок будет сокращен еще больше — к этому времени начнут полноценно действовать все положения новой концепции МЧС России.

 

В настоящее время МЧС России активно участвует в работе над проектом постановления правительства «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)». Именно этот нормативный правовой акт станет базовым, определяющим правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска.

 

Мы стараемся настойчиво продвигать идею альтернативных форм обеспечения безопасности по многим объектам. Речь идет не только о пожарном аудите и независимой оценке рисков для опасных объектов. Например, мы рассматриваем такой вариант, как добровольное декларирование пожарной безопасности объектов низкой категории риска.

 

По сравнению с прошлым годом мы имеем четко выраженную тенденцию снижения пожаров: 8% снижения — по общему количеству и более 10% снижения — по происшествиям с человеческими жертвами. Мы уже можем вполне аргументированно утверждать, что переход на риск-ориентированную модель себя оправдывает. То есть эта модель работает.

 

70% пожаров в России происходит в жилом секторе. В связи с этим для нас особенно актуальна проблема государственного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, предъявляемых ко вновь возводимым жилым объектам.

 

Люди привыкли к тому, что профилактика пожаров и соблюдение требований пожарной безопасности опирается на инспектора ГПН. Он придет, все объяснит, покажет, расскажет, предпишет, пусть даже оштрафует. В связи с сокращением присутствия инспекторов ГПН на объекте активно будут применяться альтернативные формы оценки соответствия, такие как аудит пожарной безопасности и декларирование. А объекты, которые имеют неоднократные нарушения, останутся под пристальным вниманием инспектора.

 

Мы оцениваем деятельность своих инспекторов не по количеству, а по качеству проведенных мероприятий, где в основу критериев входит профилактика нарушений в сфере безопасности. У МЧС России появилась реальная возможность для перераспределения ресурсов и усилий надзорных подразделений на профилактическую работу.

 

Я убежден, что принимаемые министерством меры позволят обеспечить достижение поставленных перед нами целей, которые направлены, с одной стороны, на повышение уровня защищенности граждан Российской Федерации, а с другой — на существенное снижение административной нагрузки. Причем не только на малый и средний бизнес, но и на всю предпринимательскую среду в целом.

 

Главным результатом проверок сейчас является устранение нарушений непосредственно во время надзорного мероприятия. Параллельно в МЧС России создается новая система отчетности и оценки эффективности деятельности контрольных надзорных органов, которая не имеет ничего общего с «палочной системой».

 

Специалисты по нормированию в сфере жилищного строительства вынуждены лавировать между двумя законами: МЧС России (123-ФЗ) и Минстроя России (364-ФЗ). Поэтому мы вышли в Минстрой России с предложением о создании на федеральном уровне единой комиссии по рассмотрению специальных технических условий. С тем чтобы любое юридическое лицо, зайдя однажды на согласование, могло воспользоваться системой «одного окна» для решения всех вопросов. Наша инициатива была поддержана, ждем конкретных предложений от Минстроя России.

 

Я не согласен с выводами независимых экспертов, которые не видят роста обращений собственников за оценкой рисков для различных объектов. Другой разговор, что до 2018 года введены «надзорные каникулы» для малого и среднего бизнеса, а это наиболее массовая категория поднадзорных объектов. На этом фоне, конечно, будет снижение спроса на услуги экспертных организаций.

 

300–400 тысяч рублей— это непосильные финансовые издержки для подавляющего большинства субъектов малого и среднего бизнеса. А именно такой штраф был обязан назначить инспектор при выявлении определенных нарушений. МЧС России внесло в правительство поправки к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях в части отмены некоторых частей ст. 20.4.

 

Мы рассчитываем на добросовестность предпринимателей. Каждому предпринимателю будет дана возможность после первой проверки и выявления нарушений принять меры к их устранению. Если предприниматель этого не сделает, ему вынесут официальное предупреждение, и только потом будет рассмотрен вопрос о штрафе, естественно, при продолжающемся противоправном действии.

 


Комментарии (0)

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.