Wisenet X

/ / / Деньги за ветер: как коммунальщики мешают внедрению энергосберегающих технологий

Деньги за ветер: как коммунальщики мешают внедрению энергосберегающих технологий

06 сентября 2016, 17:08


Евгений Веселков

Евгений Веселков

Руководитель проектов ООО «Эксперт Энерго»

Руководитель проектов ООО «Эксперт Энерго»

Практика проведения теплотехнических испытаний при сдаче в эксплуатацию многоквартирных домов в разных регионах разная. Если в одних субъектах Российской Федерации застройщик досконально проводит все необходимые процедуры, то в других сдает дома, подключенные к отоплению по временной схеме. При этом, все нормы, регламентирующие необходимые процедуры, установлены на федеральном уровне. В результате жильцы переплачивают за тепло, а разработка и внедрение любых энергосберегающих технологий в этой сфере становятся абсолютно бессмысленными.

Москва, весь Северо-Запад, Волгоградская область – регионы, где теплотехнические испытания выполняются в соответствии со всеми нормативными правовыми актами. При этом есть субъекты, где, по ощущениям, о такой процедуре даже не слышали, например, в Ульяновской, Орловской, Калужской, Брянской областях и Забайкальском крае.  А есть, где ни шатко, ни валко, как в Рязанской области.

Откуда взялось такое разное прочтение одних и тех же документов сказать сложно. Тем более, что за полнотой и правильностью проведения теплотехнических испытаний на всей территории России следит Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) с её территориальные управления.

После возведения многоквартирного дома, застройщик должен получить в территориальном управлении Ростехнадзора разрешение на временное подключение объекта к теплосети. Оно должно выдаваться на период проведения пуско-наладочных работ всей системы отопления. Затем застройщик, в соответствии с приказом Ростехнадзора № 212 от 07.04.2008 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок», вновь обращается в территориальный орган Ростехнадзора уже за постоянным документом. При этом к заявлению прикладывает отчет о проведенных теплотехнических испытаниях.

На практике существует четыре варианта развития сценария. Первый, когда все документы в комплекте подаются в Ростехнадзор. Второй, документы подаются, но без отчета об испытаниях, и их почему-то Ростехнадзор принимает и выдает постоянное разрешение. Третий, когда дом передается от застройщика управляющей компании подключенный по временной схеме. И четвертый, когда застройщик подключается к сетям вообще без всякого разрешения.

Как рассказывает один из застройщиков, попросивший не называть его имени, при третьем сценарии логика предельно проста: власти никогда не пойдут на то, чтобы уже заселенный дом, хотя и незаконно подключенный, отключить от тепла, а реальных инструментов понудить застройщика провести все процедуры на первый взгляд нет. Ростехнадзор предпочитает подход работы по заявительному принципу: если к нему не обратились с просьбой выдать разрешение, то он как бы и не знает о факте нарушения и пресекать его не планирует. При этом экономия строителей на не проведенных теплоиспытаниях составляет всего от 300 до 500 тыс. рублей.

Воля регионального руководства и настойчивость надзорного органа – за этим скрывается полнота прохождения всех процедур.

Теплотехнические обследования, согласно Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, среди прочего, проводятся для обеспечения в помещениях расчетных температур воздуха, обеспечения безопасности эксплуатации и теплозащитных свойств ограждающих конструкций – стен, крыши, окон и т.д. В этом же приказе указано, что за проведением всех необходимых процедур следит Ростехнадзор.

На деле теплотехническое обследование выглядит следующим образом. Специалисты компании смотрят как смонтировано оборудование. Проверяют его работу. Затем тепловизором «обстреливают» внешние стены на предмет равномерности поверхности – наличия мест некачественного монтажа теплоизоляции. Измеряется тепловой поток через стены.  Определяется сопротивление теплопередаче. Проверяется равномерность и достаточность прогрева, эффективность теплосъема.

Если в ходе таких процедур выясняется, что застройщик допустил какие-то технологические нарушения, он обязан их устранить до подачи в Ростехнадзор заявления на постоянное подключение к теплосетям.

Казалось бы, в безопасности эксплуатации должна быть заинтересована теплоснабжающая организация. Именно она должна «бить в колокола» и требовать от застройщика документы на постоянное подключение к её сетям. Однако на деле все выглядит с точностью до наоборот: чем холоднее дом, чем «дырявей» в нем стены, тем больше тепла в отопительный период подается в помещения для поддержания установленной ГОСТом температуры в 20-22 градуса. Соизмеримо росту поданной энергии, растет и плата жильцов, а значит прогрессирует и выручка теплоснабжающей компании. В итоге жильцы, расплачиваясь за «экономию» застройщика и нерасторопность Ростехнадзора, обеспечивают безбедное существование коммунальщиков.

Переплата за тепло может доходить до 40 %. То есть, если говорить о жильцах стандартной «двушки», по году они запросто могут переплачивать и 10 тысяч рублей.

У управляющих компаний тоже нет никаких стимулов улучшать энергоэффективность дома. Особенно это касается тех регионов и домов, где жильцами не заключены прямые договоры на теплоснабжение или нет единых платежных документов. Тогда все деньги за все коммунальные платежи проходят через счета управляющих компаний. Несколько иначе дела обстоят, когда дома находятся непосредственно в управлении у собственников.

- За прошлый год нам удалось сэкономить на отоплении 2 млн рублей, - рассказала мне председатель одного из жилищно-строительных кооперативов на Северо-Западе Москвы, - Дом 1984 года постройки. Мы поменяли окна в местах общего пользования, провели обследование с использованием тепловизора, запланировали ряд работ в местах потери тепла. У нас вышел колоссальный «перетоп», когда температура в доме доходила до 30 градусов. Пришлось бегать на центральный тепловой пункт, чтобы нам вручную уменьшили подачу. Сейчас планируем установку автоматического запорно-регулирующего клапана в доме.

В итоге, из сложившейся ситуации есть два выхода. Первый: повышение требовательности к застройщику у покупателей квартир во вновь возведенном доме. Второй: уделение должного внимания к проблеме со стороны региональных властей и терруправлений Ростехнадзора.

Комментарии (0)

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Загрузить на Google Play

    Загрузить на App Store

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.