Wisenet HD+

/ / / В Казахстане сформированы основы новой индустриальной политики страны

В Казахстане сформированы основы новой индустриальной политики страны

30 октября 2014, 11:11


Марат Идрисов

Марат Идрисов

Заместитель Председателя Правления АО "Казахстанский институт развития индустрии"

Интервью с Маратом Идрисовым, заместителем председателя "Казахстанского института развития индустрии"

- В этом году заканчивается первая пятилетка Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (ГПФИИР). В каком виде программа войдет во вторую пятилетку? Как изменятся приоритеты, цели и инструменты программы?

Вторая пятилетка индустриализации страны является логическим продолжением начатой работы в рамках первой пятилетки. Разработке Программы (ГПФИИР-2) предшествовал огромный труд по изучению внешних и внутренних факторов влияния и их возможного изменения, очень взвешенно были определены перспективные отрасли и сектора промышленности. В данной работе активное участие приняла бизнес-среда: были проведены индивидуальные обсуждения, круглые столы, совещания, анкетирование; ни одно из предложений предпринимателей и Национальной палаты предпринимателей не осталось без внимания.

При определении приоритетных направлений в Программе был проведен комплексный анализ всех отраслей промышленности. Учитывались рыночные перспективы, включая объем и рост как локального рынка, так и рынка макрорегиона, кроме того, потенциальный экономический эффект от развития сектора, а также его возможности в Республике Казахстан, в том числе текущий уровень и перспективы развития.

Выбор приоритетов основывался, в первую очередь, на реальных возможностях и конкурентных преимуществах Казахстана. Основой ГПФИИР-2 является баланс развития базовых, рыночно-ориентированных секторов и секторов будущего. Таким образом, были определены 14 приоритетных направлений, имеющих наиболее высокий потенциал развития в 6 отраслях промышленности:
1) черная металлургия;
2) цветная металлургия;
3) нефтепереработка;
4) нефтегазохимия;
5) производство продуктов питания;
6) агрохимия;
7) производство химикатов для промышленности;
8) производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей;
9) производство электрических машин и электрооборудования;
10) производство сельскохозяйственной техники;
11) производство железнодорожной техники;
12) производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности;
13) производство машин и оборудования для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностей;
14)  производство строительных материалов.

Вторая группа – инновационные приоритеты, которые позволят нам преодолеть технологическое отставание, они были определены в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 г.:
1) мобильные и мультимедийные технологии;
2) нано- и космических технологии;
3) робототехника;
4) генная инженерия;
5) поиск энергии будущего.

Не вошедшие в число приоритетных сектора промышленности также не будут лишены поддержки при соблюдении условий: экспортоориентированность, повышение производительности труда и получение эффекта от инструментов государственной поддержки.

В Программе предусмотрены финансовые и не финансовые меры государственной поддержки. Программа сохранит преемственность с ГПФИИР-1, созданную схему помощи и институты развития, которые адаптированы к условиям ВТО и ЕЭП, повышающим качество человеческого капитала,  способствующим развитию инновации и улучшению инвестиционного климата.

Для успешной реализации Программы при Правительстве сформирована Комиссия по промышленному развитию, задача которой – разработка мер по повышению конкурентоспособности и эффективности  промышленности Казахстана и отбору территориальных (региональных, межрегиональных) кластеров, а также инвестиционных проектов.

Кроме того, будет создан Национальный совет по экспорту при Президенте Республики Казахстан. В целом, считаю важным подчеркнуть, что новая Программа станет логическим продолжением ГПФИИР 2010-2014 гг., поскольку будет учтен опыт ее реализации, она является частью промышленной политики РК с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективного отраслевого регулирования.

Программа второй пятилетки будет ориентироваться на развитие обрабатывающей промышленности. Комиссия по промышленному развитию станет ключевым органом по межведомственной координации.

- Каковы результаты ГПФИИР? Дала ли программа положительные стимулы для экономики и какие уроки удалось извлечь? Что не получилось?

Цель первой пятилетки ГПФИИР – обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. Она достигалась посредством создания благоприятной среды для индустриализации,  формирования центров экономического роста, усиления социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов и ряда других задач.

По сути, сформирована и постоянно совершенствуется законодательная и нормативно-правовая база индустриализации. Так, были внесены изменения более чем в 50 законов и принятые новые: «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О СЭЗ», «Об энергоэффективности и энергосбережении», разработаны мастер-планы, в которых предусмотрены конкретные механизмы реализации по институциональным, инфраструктурным и инвестиционным аспектам. Бизнесу предлагаются сотни инструментов государственной поддержки частных инициатив.

За время реализации ГПФИИР сформированы основы новой индустриальной политики страны, началась активная работа с отечественными и зарубежными инвесторами по созданию новых производств. Появились новые направления и секторы развития экономики, налажено производство видов продукции, которые раньше никогда не выпускались в Казахстане: автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, индустрия новых строительных материалов, большая химия, ряд других направлений.

При реализации ГПФИИР 1 были достигнуты следующие результаты:

  • реальный прирост ВВП составил порядка 30% (с 16,1 до 34,1 трлн тенге).
  • сложилась тенденция опережающего роста производства в обрабатывающей промышленности – 22,5%, в  горнодобывающем секторе – 20,1%;

Прирост ИФО производства по отраслям промышленности за 2009-2013гг., % к 2008 г.


- реальный прирост ВДС обрабатывающей промышленности - 24,5% (с 1,8 до 3,7 трлн тенге).

По отраслям: в фармацевтике – в 1,9 раза, машиностроении – 1,7 раза, производстве прочей неметаллической минеральной продукции – 1,5 раза, химической промышленности – 1,3 раза, металлургии — 1,1 раз;

Рост ИФО ВДС по отраслям обрабатывающей промышленности, 2013г. к 2008г., %

произошел рост производительности труда в обрабатывающей секторе – в 1,6 раза (с 37,3 до 57,5 тыс. долл. США/чел.);

Производительность труда в обрабатывающей промышленности, 2008-2013 гг.

  • за 4 года введен 651 проект на сумму 16 млрд долл. США. Произведено продукции на сумму более 18 млрд долл. США;
  • этими предприятиями произведено 10,2% от всего объема обрабатывающей промышленности;
  • создано 67 тыс. постоянных рабочих мест.
  • объем несырьевого экспорта вырос  в 1,6 раза (с 12 в 2008 году  до 19,5 млрд долл. США).

Таким образом, можно констатировать, что Первая пятилетка дала ожидаемые результаты и доказала правильность выбора индустриализации как основного инструмента диверсификации.

Опыт реализации ГПФИИР 1 позволил извлечь следующие уроки:

  • излишне широкий спектр отраслей для государственной поддержки не позволяет эффективно применять ограниченные ресурсы для поддержки отраслей промышленности, обладающих наибольшим потенциалом для развития;
  • недостаточно сбалансирована модель финансирования, более половины бюджета Программы было не связано с реализацией промышленной политики;
  • низкая эффективность системы отбора и поддержки проектов в рамках Карты индустриализации;
  • слабая проработка мероприятий и целевых показателей программы, слабая связь между ними, неэффективная архитектура программ и мероприятий;
  • недостаточная вовлеченность бизнес-среды в процессы индустриализации страны;
  • коллективная ответственность за достижение конкретных результатов;
  • недостаточно оперативное взаимодействие и слабая координация между государственными, местными исполнительными органами и институтами развития привели к увеличению сроков принятия решений и снижению эффективности государственной поддержки.

Данные уроки были учтены при разработке следующей пятилетней программы на 2015-2019 годы, которая утверждена Главой государства в августе этого года.
Отмечу, что несмотря на положительные тенденции, сохраняются серьезные диспропорции в экономике, превалирует дисбаланс развития отраслей, снижается значимость производственных секторов в росте экономики; основной объем иностранных инвестиций приходится на добывающий сектор; сохраняется высокая энергоемкость экономики.

Важно понимать, что неправомерно ожидать существенного изменения структуры экономики за период реализации первого этапа. Это задача 10 – 15 лет. Например Малайзия, Сингапур, Япония и Южная Корея к своему сегодняшнему благополучию, статусу продвинутых стран шли не одно десятилетие. Изменение структуры экономики – задача долгосрочная и стратегическая, поскольку речь идет о полной перестройке экономики, начиная с развития человеческого капитала, подготовки принципиально новых высокоэффективных кадров, технических стандартов, инфраструктуры и, самое главное, производства конкурентоспособной продукции.

Для достижения цели стоит прежде всего ее сформулировать, сформировать комплекс необходимых мер, постоянно следить за внутренней и внешней средой и определить четкие механизмы реализации. И это было реализовано в Программе.
Один из приоритетов правительства - развитие малого и среднего бизнеса. С какими основными проблемами они сейчас сталкиваются? Какие решения и программы поддержки предлагает для них государство? И можно ли преодолеть эти сложности только за счет господдержки?

Государство оказывает различные виды поддержки малому и среднему бизнесу (МСБ):
Финансовую:

  • просубсидировано 1038 проектов на 145 млрд тенге;
  • 148 проектам предоставлены гарантии на общую сумму кредитов 3,3 млрд тенге;
  • начинающим предпринимателям, женщинам, молодым предпринимателям и инвалидам предоставлены 198 грантов на сумму 616 млн тенге;
  • для 535 предприятий ведется строительство и реконструкция производственной инфраструктуры на общую сумму 96 млрд тенге.
  • Нефинансовой:
  • краткосрочное обучение основам предпринимательства прошли 51 тысяча 49 начинающих и действующих предпринимателей;
  • в Назарбаев-Университете обучено 840 топ-менеджеров МСБ;
  • в рамках проекта «Деловые связи» обучено 1667 предпринимателей, из них 213 прошли стажировку в Германии и США;
  • более 31 тысячи предпринимателей получили свыше 127 тысяч сервисных услуг.

Поддержка МСБ в моногородах:

  • просубсидировано 40 проектов на сумму 3,4 млрд тенге;
  • подводится инфраструктура для 10 проектов предпринимателей;
  • предоставлен 31 грант на новое производство;
  • предоставлено 54 микрокредита для самозанятых и безработных лиц.

Вместе с тем, существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию предпринимательства и МСБ:

  • высокая концентрация квазигосударственного сектора в экономике;
  • недостаточный уровень развитости предоставления разрешительных и иных процедур;
  • доступность финансовых ресурсов.

С учетом имеющихся проблем в рамках ГПИИР-2 на базе МСБ предусматривается развитие системы поставщиков и сервисных компаний, связанных с обрабатывающей промышленностью, в том числе, в приоритетных секторах. Будет рассмотрено на законодательном уровне ограничение влияния национальных холдингов и компаний на развитие системы поставщиков среди МСБ вокруг крупных предприятий.

Продолжится работа по упрощению разрешительной и контрольно-надзорной системы при открытии и ведении бизнеса: все процедуры в отношении предпринимателей будут выполняться на местном уровне по принципу «единого окна».

Для субъектов МСБ будет продолжено предоставление доступа к финансовым ресурсам через программу «Дорожная карта бизнеса-2020» («ДКБ-2020»).
Система инструментов финансовой поддержки МСП в рамках программы «ДКБ-2020» базируется на предоставлении предприятиям субсидирования процентной ставки и гарантировании по кредитам БВУ. Субсидирование осуществляется по кредитам, направленным на реализацию новых, а также на модернизацию и расширение действующих производств, и по действующим кредитам тем предприятиям, которые имеют валютную выручку в размере не менее 10% от общего объема денежной выручки за соответствующий финансовый год.

Основные формы сервисной поддержки МСП в рамках программы «ДКБ-2020» включают: поддержку начинающих предпринимателей, обучение топ-менеджеров МСП, установление новых бизнес-контактов, приобретение нового опыта и ознакомление с передовыми технологиями.

- Как сейчас устроена промышленность в Казахстане: это большое количество мелких предприятий или большие гиганты? Можно ли объединить их потребности в рамках одной программы ГПФИИР? Как, на Ваш взгляд, комплексно подойти к развитию промышленного капитала?

По итогам 2013 года доля МСБ в ВВП страны составила 26,4%. На 1 января 2014 года количество активных субъектов превысило 871 тысячи, численность занятых – 2,6 миллиона человек. Все меры государственной поддержки, существующие и предполагаемые в рамках 2-ой пятилетки, будут приведены в соответствие с потребностями как малых, так и крупных градообразующих предприятий.

Малые, средние и крупные предприятия, реализующие проекты в отраслях обрабатывающей промышленности, будут поддерживаться с применением стандартных финансовых и сервисных инструментов в рамках Программ «Дорожная карта бизнеса-2020», «Производительность-2020», «Агробизнес-2020», «Экспортер-2020», «Инвестор-2020».

Все предприятия, независимо от размеров и форм собственности, могут претендовать на сервисные меры: по сертификации, поддержке и привлечению инвесторов, стимулированию и продвижению экспорта, развитию инноваций, повышению эффективности, совершенствованию технологий, развитию человеческого капитала.

Финансовые меры поддержки будут ранжированы по стоимости проекта и приоритетам. Для проектов до 750 млн тенге предусмотрены субсидирование ставки вознаграждения по кредитам или договорам финансового лизинга, выдача гарантий по кредитам БВУ осуществляется в рамках приоритетных секторов и/или в соответствии с региональной специализацией.

Для проектов с объемом инвестиций до 4,5 млрд тенге будут применяться дополнительные критерии по соответствию производимой продукции общепризнанным международным стандартам, производительности труда, энергоэффективности, экспортоориентированности и достижению достаточной локализации производства в зависимости от уровня развития сектора.

Индивидуальный подход будет применяться для крупных предприятий, реализующих масштабные проекты в 14 приоритетных секторах обрабатывающей промышленности с объемом инвестиций более 4,5 млрд тенге. Эти проекты должны лечь в основу Карты индустриализации, для них также будут применены дополнительные критерии по вкладу в достижение стратегических целей Программы. 

По каждому проекту будут подписываться инвестиционные соглашения между заявителем и Правительством, в документах которых будут определены основные параметры проекта, мероприятия по реализации, меры государственной поддержки, закрепленный менеджер. Ответственность за критерии, отбор и реализацию проектов по индивидуальному подходу будет возложена на Комиссию по промышленному развитию.

Комментарии (0)

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.