Wisenet X

/ / / Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства на объектах метрополитена

Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства на объектах метрополитена

06 февраля 2014, 18:01


Ефремова Анастасия

Ефремова Анастасия

прокурор отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Авторы:

А. В. Ефремова, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

 А.Е. Русецкий, начальник отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В настоящее время в современных мегаполисах для органов власти все большую актуальность приобретают вопросы развития транспортной системы. Одной из основных задач на этом направлении является перераспределение нагрузки на городские пассажирские перевозки.  В первую очередь это связано с возрастанием числа автомобилей, исчерпанием пропускной способности городских уличных магистралей, нехваткой мест для стоянки автомашин.

При интенсивном увеличении плотности населения городов объем пассажирских перевозок становится настолько значительным, что существующая сеть наземных линий городского пассажирского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус), в среднем обеспечивающая перевозку от 3 до 10 тысяч пассажиров в час в одном направлении, уже не справляется с возросшими транспортными потоками.

В последние годы наблюдается тенденция изменения структуры пассажиропотока, все большее число граждан выбирают метрополитен и другие виды скоростного внеуличного транспорта в качестве основных.

В настоящее время метрополитены эксплуатируются в 7 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани. В Волгограде по нормам метростроения построены линии скоростного трамвая. 

Ежегодно в России указанные виды транспорта перевозят около 4 миллиардов пассажиров. Данный факт свидетельствует о большой роли, которую они играют в транспортном обеспечении населения крупных городов страны.

Вместе с тем плотность линий Московского метрополитена, наиболее протяженного метрополитена России, в 2 раза меньше чем в Нью-Йорке, в 4 раза – чем в Лондоне и в 10 раз – чем в Париже. При этом интенсивность эксплуатации Московского метрополитена – одна из самых высоких в мире.

Таким образом, развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта является важной государственной задачей, решение которой позволит обеспечить высокое качество транспортного обслуживания населения, снизит транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть и обеспечит высокую мобильность трудоспособного населения.

Метрополитен является транспортным предприятием, связанным с повышенной опасностью, основной задачей которого является предоставление пассажирам безопасных услуг по перевозке, исключающих причинение вреда жизни и здоровью людей. 

Обеспечение безопасности пассажирских перевозок метрополитеном напрямую зависит от исполнения установленных законодательством требований при его строительстве, эксплуатации и обслуживании. Именно соблюдение законодательства в данной сфере должно быть предметом постоянного и системного надзора со стороны органов прокуратуры.

В настоящее время из-за участившихся сбоев в движении поездов в связи с пожарами и иными инцидентами, повлекшими причинение вреда жизни и здоровью граждан, Генеральной прокуратурой Российской Федерации постоянно организуются проверки исполнения законодательства при обслуживании населения метрополитеном.

Надзорные мероприятия свидетельствуют о том, что игнорирование предприятиями метрополитена требований законодательства о транспортной, промышленной и пожарной безопасности, социальной защите инвалидов и санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, а также не обеспечивает безопасность пассажирских перевозок.

Одной из причин произошедших происшествий на объектах метрополитена является поставка заводами-изготовителями оборудования ненадлежащего качества, несоблюдение организациями технологии ремонта подвижного состава, а также его изношенность.

Например, в ГУП «Петербургский метрополитен» срок службы больше половины эксплуатируемых вагонов превысил нормативный. В связи с этим прокуратура г. Санкт-Петербурга проинформировала органы власти города о необходимости увеличении финансирования на закупку новых вагонов для метрополитена с целью обеспечения безопасности перевозки пассажиров.

На объектах Московского метрополитена в сентябре 2013 года произошел ряд происшествий, которые вызвали перерывы в движении поездов. Как показали результаты расследований и проверок, причинами данных происшествий явились технические неисправности вагона, возникшие по вине организации, не соблюдавшей технологию его ремонта, а также нарушения подрядной организацией порядка проведения монтажных работ на объектах Московского метрополитена.

Особое внимание должно уделяться качеству поставляемого предприятиям метрополитена оборудования и изделий. Так, в 2013 году был выявлен факт поставки Московскому метрополитену некачественных рельсов, в результате чего произошел поперечный излом на одной из линий метро.

Другой причиной происшествий на объектах метрополитена в России является нарушение работниками предприятий требований локальных актов, регулирующих порядок и сроки осуществления регламентных работ, и ненадлежащий контроль со стороны ответственных должностных лиц предприятий за исполнением подчиненными сотрудниками своих должностных обязанностей.

Зачастую некачественное проведение работ по ремонту электрооборудования является причиной пожаров, задымлений и, как следствие, остановки движения поездов.

Прокурорами совместно со специалистами органов Роспотребнадзора практически на всех метрополитенах страны выявлены нарушения максимально допустимого уровня шума на перронах, санитарно-гигиенических требований к качеству воздуха по микробиологическим показателям, уровня искусственной освещенности на станциях, предельно допустимой концентрации содержания пыли в воздухе помещений объектов метрополитенов.

Не единичны случаи отсутствия на рассматриваемых объектах систем противопожарной сигнализации, нахождения средств противопожарной защиты в нерабочем состоянии. 

Подобные нарушения непосредственно влияют на безопасность пассажирских перевозок. В этой связи усилия прокуроров должны быть направлены не только на оперативное устранение подобных фактов неисполнения требований закона, но и на их предупреждение и недопущение. Помимо привлечения предприятий метрополитена к административной ответственности, необходимо добиваться создания эффективной системы безопасности при организации пассажирских перевозок. Учитывая, что объекты метро в России построены в прошлом веке, следует добываться от органов власти регионов и транспортных предприятий выделения финансирования не только на текущий ремонт, но закупку нового подвижного состава, модернизацию инженерной инфраструктуры объектов метро. Данная работа должна вестись системно, в том числе в рамках региональных целевых программ.

В настоящее время органы власти субъектов Российской Федерации выделяют значительные средства на строительство и развитие метро, что требует от прокуроров системного подхода при организации надзора за исполнением градостроительного и бюджетного законодательства при строительстве метро.

Например, прокуратурой Москвы на строящихся объектах метро выявлены факты строительства без соответствующих разрешений, ненадлежащего осуществления строительного контроля и надзора, несоблюдения требований миграционного и природоохранного законодательства.

Не перестает терять актуальность надзор за исполнением на объектах метрополитена законодательства о транспортной безопасности. Наличие террористических угроз свидетельствует о необходимости активизации усилий по повышению эффективности системы безопасности населения, прежде всего в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспорта, мест массового пребывания людей.

Прокурорские проверки показали, что на объектах метрополитена повсеместно игнорируются требования названного законодательства. Не во всех регионах проведена оценка уязвимости данных объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Например, прокуратурами Волгоградской области и Республики Татарстан выявлены факты отсутствия утвержденных и разработанных планов обеспечения транспортной безопасности на объектах метрополитенов данных регионов.

Прокуратурой г. Москвы в ходе проверки установлено, что уборка станций метрополитена осуществлялась по договорам, заключенным предприятием с пятью клининговыми компаниями, из которых только одна самостоятельно выполняла условия договора, имея в штате работников для уборки помещений. Другие организации обязанности по договору исполняли не сами, а привлекали для этого субподрядные организации.

Как следствие, контроль со стороны ГУП «Московский метрополитен» за работниками организаций, привлеченных к уборке станций и помещений, не осуществлялся. Бесконтрольный допуск к инженерной инфраструктуре посторонних лиц, в частности мигрантов, создавал условия для совершения ими правонарушений и негативно влиял на состояние антитеррористической защищенности. 

Анализ состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства при обслуживании населения метрополитеном свидетельствует о необходимости разработки и принятия федерального закона, регулирующего соответствующие правоотношения. Данные вопросы сейчас решаются субъектами Российской Федерации по своему усмотрению и нуждаются в унификации. Такой закон должен определить понятия «метрополитен», «скоростной внеуличный транспорт» и комплексно определить правовые основы функционирования метрополитенов и других видов подобного транспорта.

В этой связи по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Минтрансом России разработан законопроект о метрополитене и других видах внеуличного скоростного транспорта.

На следующей стадии следует определить конкретный контролирующий орган, осуществляющий надзор за соблюдением норм технической безопасности при осуществлении перевозки пассажиров метро, в том числе при эксплуатации подвижного состава.

Устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в указанной сфере – важные задачи прокурорского надзора за исполнением законов на объектах метрополитена.

При планировании надзорных мероприятий следует использовать предоставленные законом полномочия и привлекать к проверкам специалистов территориальных органов Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Ространснадзора. Необходимо занимать активную позицию, каждому факту нарушений закона на объектах метрополитена давать принципиальную оценку, использовать весь комплекс мер прокурорского реагирования, направленных не только на устранение выявленных нарушений закона, но и на их предупреждение в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан. 

 

Комментарии (0)

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Загрузить на Google Play

    Загрузить на App Store

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.