Дмитрий Евдокимов: Безопасные города становятся умней

2015-02-05 15:03:00


Дмитрий Евдокимов

Дмитрий Евдокимов

Концепция АПК "Безопасный город" - это стало понятно сразу после ее публикации – изменит представление о принципах построения безопасности  в России. С одной стороны, куратором проекта стало МЧС – ведомство, чей авторитет в  сфере безопасности является непререкаемым. С другой, государство однозначно дало понять, что намерено опираться на опыт конкретных внедрений всех предусмотренных в АПК решений и технологий.  Сосредоточить такой опыт решено в рамках экспертного совета при Межведомственной комиссии по реализации АПК "Безопасный город". В его задачи вошли разработка единых технических требований, аудит существующей инфраструктуры безопасности в российских регионах, разработка методических рекомендаций по взаимодействию пользователей АПК разных уровней. О том, на каких принципах будут построены обновленные "Безопасные города" в России, журналу RUБЕЖ рассказал один из участников Экспертного совета – генеральный директор компании "Хэд Пойнт" Дмитрий Евдокимов.

Минрегионразвития в процессе аппаратной борьбы растерял свои функции,  и его полномочия стали дублироваться многими  ведомствами, в том числе Минэкономразвития, министерствами по делам Крыма и Северного Кавказа. После того как Минрегион РФ ликвидировали, на право распределения бюджета и координацию мероприятий по развитию АПК "Безопасный город" (ответственным заказчиком-координатором), а также автором стандартов в части функциональных требований к АПК "Безопасный город" претендовали два министерства: Минкомсвязь России и и МЧС.

МЧС более выигрышный вариант, на мой взгляд, – это по-настоящему уважаемая структура, особенно на местах, и она не только теоритически, но и практически участвует в поддержании техногенной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности на местах. Средний КПД у МЧС, несомненно, выше, чем у смежных ведомств.

Финансироваться работы по созданию АПК будут через федеральный и региональный бюджеты, могут привлекаться внебюджетные источники. А вот эксплуатироваться АПК будет за счет местных бюджетов или инвестиционных проектов, например, ГЧП. МЧС будет обеспечивать контроль расходования средств федерального бюджета и обеспечивать нормативно-правовую и методическую поддержку.

Первоначально были небольшие опасения, что МЧС будет готовить концепцию и планировать развитие АПК под свои задачи обеспечения безопасности, концентрировать все нити управления в свои руках. Но реальным потребителем будут не только службы МЧС, но и муниципальные структуры, полиция, другие экстренные службы. Несмотря на то, что МЧС планирует внедрить АПК во всех муниципальных образованиях страны, пользоваться результатами будет не только МЧС, но и муниципальные структуры, полиция и другие экстренные службы.

Регламенты и системный подход – это то, на что делается ставка в рамках АПК. Технические варианты реализации тех или иных задач уже существуют. Цель – проработка правил взаимодействия, кому и когда эти данные необходимо передавать.

На разработку основных правовых документов отводилось изначально несколько месяцев, и затем сразу -  реализация пилотных проектов АПК в регионах. Ничего, кроме сарказма, такие заявленные сроки не вызывали. Теперь об этом вспоминается с улыбкой. 

Концепция принята – это первый результат работы. В течение января – февраля будут приняты технические требования. Потом – прорабатываться регламенты взаимодействия.  Раньше середины 2015 года, на мой взгляд, никаких массовых пилотных внедрений работ ждать не приходится. 

Первые итерации технических требований были сырыми - очень много внимания уделялось требованиям к оборудованию и детализация его функциональных возможностей. Сейчас идеология поменялась –  акцент внимания перенесен на вопросы информационного взаимодействия.

Сингапур, Гонконг – удачные примеры безопасных и умных городов. Там есть проблемы, с которыми можно бороться только системами автоматизации, а не просто видеонаблюдением. Московские программы по созданию единых платформ городского управления, в том числе городской системы видеонаблюдения, лежат в этой плоскости.

Что касается видеонаблюдения, у проектов "Информационного" и "Безопасного города" разные потребители. "Безопасный город" курируют силовики, в основном их интересует мониторинг и расследование инцидентов. Правда, сейчас в круг их интересов стал входить активный мониторинг, и предупреждение инцидентов. Однако при этом возникает проблема взаимодействия структур. В итоге, у каждого появляется своя видеокамера, а это существенные бюджетные расходы. Отчасти в этой связи и встал вопрос о создании на уровне Москвы единой системы видеонаблюдения "Единый центр хранения данных". Видеокамера в различные моменты времени выполняет различные задачи конкретных пользователей, при этом разграничение доступа и приоритизация задач происходят в рамках предоставленных полномочий и согласованных всеми структурами регламентов. Это не просто, но без этого единую систему не построить. В Москве это получилось.

Силовики не очень охотно взаимодействуют друг с другом. У них могут быть прекрасные человеческие отношения, но разная ответственность по одним и тем же ситуациям. Вспомните американские детективы – когда федералы отбирают дело у местного шерифа. Задача АПК – создать единую систему взаимодействия различных структур на основе согласованных регламентов.

Системы ситуационного видеомониторинга – основа интеллектуальной безопасности в городах. Чем больше разрозненных систем контроля начинает использоваться для обеспечения безопасности, тем меньше ясности, что же реально происходит. Например, сработал датчик дыма – это плохо. Но датчик воды не сработал, хотя система пожаротушения на объекте есть – это еще хуже. И как в итоге расценить ситуацию? Ложное срабатывание и пожара нет? Или система пожаротушения не сработала? Камера в системе ситуационного мониторинга должна автоматически показать оператору видеоизображение из того места, откуда поступил сигнал тревоги. Источником информации может быть видеоаналитика, информация от контроллеров систем безопасности и датчиков мониторинга, различные информационные системы и многое другое.

Менее 50% существующих систем, однако, будет соответствовать новым требованиям АПК, скорей всего, - не более 20%.  В основном, внедрены автономные, не связанные между собой системы, каждая из которых решает частные, локальные задачи. Именно поэтому требуется системный подход к обеспечению общественной безопасности и правопорядка, и многим только предстоит научиться, как системно создавать и внедрять компоненты безопасного города.

Зачастую эффективность внедренных решений по безопасности оценивали по количеству правонарушений: их становится больше или меньше? И это было самой большой ошибкой.  О многих преступлениях мы не знаем – потому что любая эффективность, привязанная к количеству правонарушений, обрекает систему на искажение данных. Если их стало фиксироваться больше, то это говорит о неэффективности работы силовиков по выявлению правонарушений в "прошлые периоды". В безопасном городе важна не просто безопасность физическая и отсутствие правонарушений, это безопасность в целом, то есть и общественный порядок, и контроль экологической обстановки, и деятельность ЖКХ, транспорт и многое другое. При этом процессы сбора информации, по сути, однотипные, но способ их обработки и целевого использования зависит от конкретного потребителя.

В Москве "Безопасный город" закончился, начался "Информационный город". Однако по стране 90% стандартных концепций – видеонаблюдение, которое хоть как-то покрывает задачи по мониторингу. Предел этого функционала, когда видеокамер становится много – постфактум разбираться в инцидентах. В  Москве ответственным за развитие информационных систем, в том числе и системы видеонаблюдения, является Московский Департамент информационных технологий. Он  является идеологом создания и развития городских систем. И, зачастую, это не стандартные решения. Например, активное привлечение жителей города к решению городских проблем с помощью портальных решений. Это и возможность использовать городские видеокамеры не только силовикам и чиновникам, но и городским службам, и самим жителям города. Как недавно обрадовались пользователи интернета, когда получили доступ к пилотному сервису для облегченного доступа к трансляциям  городских камер видеонаблюдения. Разумеется, вся работа системы находится под непрерывным контролем и доступ предоставляется в рамках назначенных полномочий. Примерно таким же должна быть роль МЧС в рамках будущего АПК "Безопасный город": находить эффективные способы решения поставленных задач.

АПК – это не набор типового оборудования от какого-то единого вендора. И такой задачи при разработке единых технических требований нет. Есть задача – сделать единую систему сбора и управления информацией. 

Единые технические требования сейчас – это уже не требования к оборудованию. Это вопросы взаимодействия. Что должно предоставить то или иное оборудование (или отдельная прикладная подсистема, не важно) в качестве информации на вышестоящий уровень, в каком формате. Эффективность всей системы в дальнейшем будет зависеть не от конкретного "типового" набора оборудования, а от налаженных процессов сбора и обработки данных, отработанных регламентов взаимодействия всех участников АПК в случае тех или иных ситуаций.

Экспертный совет при Межведомственной комиссии по АПК – как правило, это руководители крупных и уважаемых компаний. Но наша задача – не отстаивать свои интересы при планировании работ или выгодно продать продукцию своих компаний. Значительная часть из тех, с кем я общался на совещаниях экспертного совета, думают не как коммерсанты, а по-другому, можно сказать, на "государственном уровне": важно сделать качественную подготовительную работу по нормативно-правовым документам АПК, чтобы в результате были приняты действительно эффективные и востребованные решения.

Частные инвесторы могут взяться за любой фрагмент создаваемой системы. Например,  построить дата-центр или создать часть какой-то системы "под ключ". Можно продавать услуги – аренда технологических площадок и оборудования, брать системы на эксплуатацию. Концепция это не только позволяет, но и рассматривает как один из значимых инструментов финансирования АПК. Пока не для всего есть проработанная нормативная база.  Плюс в том, что если эксплуатировать будет тот, кто строил – он не будет строить плохо.

Наше участие в Совете – не лоббизм. Его участники – нишевые игроки. Это означает компетенции.

Крупные компании – заложники того, что у них есть. Они обречены лоббировать то, что умеют они или приближенные к ним компании, то, что есть у них в «копилке знаний». А не то, что действительно подходит для оптимального результата, но при этом это будет "чужой" подрядчик.

Рынок труда доступен, но нам мало кто подходит. Исполнителей нанять можно, трудно найти креативных людей с техническими знаниями.

"Хэд Пойнт" и Группа компаний "Систематика". Мы действительно входим в одну из крупнейших российских ИТ-компаний, которые занимаются системной интеграцией, и многие из нас там ранее работали. Но мы являемся отдельной компанией в составе группы, разработчиком решений на рынке безопасности. Поэтому мы активно работаем с другими интеграторами как с полноправными партнерами. И мы, в случае проектных конфликтов с группой, будем поддерживать партнеров. Хотя сказать, что "Систематика" для нас чужая и нам не помогает, было бы неправдой.

Netris нам не конкуренты, это наши партнеры в ряде проектов. У нас различные компетенции, и мы дополняем друг друга в Москве. Плюс мы разрабатываем архитектуру системы в целом. Они отлично умеют работать с видеопотоками. Мы умеем делать действительно масштабируемые "событийные" системы управления, обеспечивать гибкий ролевой доступ к информации, встраивать в систему поддержку технологических и эксплуатационных процессов. Это очень актуально для больших систем безопасности. Сейчас к ЕЦХД подключено более 140 тысяч камер. Для наших решенийс фото- и  видеоизображения – один из видов событий. У нас есть и другие партнеры: ИСС, Axis, Beward, RVi, БайтЭрг, и другие ведущие компании на рынке безопасностимногие другие.

Показать чиновникам реальную картину и возможности реализации системного подхода. Так я вижу одну из своих задач в Экспертном совете.

Один из способов повышения эффективности АПК – вовлечение населения. Чем больше людей вовлечено в работу системы, тем более эффективна система. Например, предоставление доступа жителей города к камерам видеонаблюдения. Или активное привлечение коммунальных служб к контролю деятельности подрядчиков. В Москве за счет использования новых инструментов мониторинга, формирующих архив фотоизображений по расписанию, производительность сотрудников Объединения административно-технических инспекций кардинально выросла, и в прошлом году в бюджет города вернулось около 1 млрд рублей в виде штрафов за невыполнение обязательств по уборке территорий.

Концепция АПК мне близка лично – мы уже несколько лет занимаемся подобными задачами, идеология развития комплекса проработана, прозрачна и понятна. Мы имеем серьезный опыт сотрудничества с городскими администрациями, различными министерствами и ведомствами, с силовыми структурами. И это помогает нам предлагать заказчикам различные решения и выбирать наиболее эффективные, участвовать в подготовке регламентов межведомственного взаимодействия.

Ни один западный или восточный вендор не может прийти с готовым решением в нашу страну. Здесь совсем другие процессы взаимодействия.

В закупках АПК будет ориентироваться на российские компании. Прежде всего, в сфере разработки софта. Важны алгоритмы, а не бренды. Если мы заменим оборудование одного производителя на другое, выполняющее сходные задачи, с точки зрения логики функционирования системы мы практически ничего не потеряем. Да, возникают вопросы производства, эксплуатационных характеристик. Но если мы не начнем массово использовать отечественные разработки, мы никогда не преодолеем эти проблемы. И не сможем конкурировать с зарубежными производителями. А сейчас это особенно важно.

Как интегратор я начал работать в середине 90-х. Работал в аэропорту «Внуково» как программист, параллельно занимался развитием ИТ-инфраструктуры. Было очень интересно, столько всего нового появлялось. Потом начал работать в компании HELiOS BUSINESS COMPUTER. Компания занималась производством серверов и рабочих станций, и приняла решение развивать интеграционные услуги. В итоге, через несколько лет компания влилась в «Армаду», я занял должность директора департамента технического консалтинга. И на этом мой business vision разошелся с "Армадой".  Мы с группой коллег пришли на работу в Стэп Лоджик. На тот момент Стэп обладал выдающимися компетенциями в сетевых технологиях, но сильно недобирал в серверных технологиях и обработке данных. И снова – развитие, получение новых компетенций, позиционирование на рынке..  Реализация задач, связанных с видеонаблюдением на Универсиаде в Казани показала, что на рынке датацентров есть новые интересные задачи. Сейчас я руковожу компанией, которая занимается разработкой программных продуктов для создания больших системам видеомониторинга и комплексных систем безопасности.

Я являюсь главным архитектором Единого центра хранения и обработки данных (ЕЦХД – прим. редакции) в Москве. Система развивается уже  4-й год, в ней реализовано значительное количество интересных, фактически – уникальных решений. Сейчас это, наверное, крупнейшая система видеонаблюдения в мире, которая находится под единым управлением. Я горжусь этим проектом.

В ЕЦХД заложено много функций от «Безопасного города». Это мониторинг ситуации на уровне разных ведомств – перемещение машин, интеграция со "скорой помощью",  для силовиков – интеграция с дежурной частью, полиция получает информацию о ближайших происшествиях. Также ЕЦХД отдает свою информацию и для смежных служб города, например, коммунальных. ЕЦХД полностью функционирует в среде виртуализации, сейчас в составе системы работает более 1,5 тысяч видеосерверов.

Предложения работать на Западе и на Востоке были и есть сейчас. Но мне нравится работать здесь и заниматься тем, чем я занимаюсь. Тематика крупных систем, в том числе и решение задач в рамках АПК, мне близка. То, что мы делаем сейчас, там делать не умеют. В планах продажа наших решений за рубежом, интерес к ним большой. Пусть знают, что у нас тоже есть высокие технологии.

Я молодо выгляжу. Но я видел министров и помоложе. Знания и опыт, которые у меня есть, позволяют не переживать по поводу отсутствия бороды или старческой походки.

1340

Комментарии (0)

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Загрузить на Google Play

    Загрузить на App Store

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.