/ /

Об итогах деятельности Ростехнадзора в 2015 году и планы на 2016 год

Об итогах деятельности Ростехнадзора в 2015 году и планы на 2016 год

02 марта 2016, 18:09    3977

Александр Рыбас. Заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Александр Рыбас

Заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Александр Рыбас, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Для того чтобы совершенствовать нормативно-правовую базу, нормативно-техническую базу, нам необходима хорошая «смычка» науки, бизнеса и надзорно-контрольных органов. Прежде всего для того, чтобы вырабатывать те требования, которые обеспечат промышленную безопасность. Понятно, что это должна быть такая работа, которая нацелена на поиск взаимно удовлетворяющего варианта. Потому есть интересы у бизнеса, есть соответственные интересы у государства для того, чтобы обеспечить безопасность людей, безопасность материальных ценностей.

Хотел бы сказать еще одну, на мой взгляд, важную вещь, которая имеет непосредственное отношение к деятельности Ростехнадзора. Я думаю, что участники таких мероприятий хорошо знают, что наша служба идет впереди многих процессов, которые потом осваиваются другими контрольно-надзорными органами. Я имею в виду то, что мы одними из первых перешли в работе на рискоориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности. В данной работе применяются статические модели – то есть мы еще пока не достигли таких вершин, когда могли бы использовать и динамические модели. Почему? Потому что для этого нужно еще второе направление как следует освоить. Это так называемый дистанционный контроль или дистанционный мониторинг. Там тоже очень много различных вопросов, которые носят даже не технический характер – вы же понимаете, что с точки зрения возможностей современных технологий там проблем нет. Есть проблемы – что именно делать с этой информацией, как ее преобразовывать, как не подменить контрольно-надзорной деятельностью деятельность менеджмента тех организаций, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, и т. д.

За последние несколько лет законодательство, регулирующее вопросы обеспечения безопасности поднадзорных Службе объектов претерпело довольно много значимых изменений. Эти изменения позволили существенно обновить ведомственную нормативную базу требований к обеспечению безопасности рассматриваемых объектов, исключить ряд избыточных функций Ростехнадзора, подробно регламентировать оставшиеся, дифференцировать механизмы государственного регулирования, включая вопросы осуществления надзора, в зависимости от потенциальной опасности объекта, повысить ответственность эксплуатирующих опасные объекты организаций и экспертов за надлежащее выполнение установленных требований.

На 2016 год одной из ключевых задач Ростехнадзора, в соответствии с требованиями федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», мы видим разработку проекта «Основ государственной политики в области промышленной безопасности».

Этот документ должен определить основные векторы развития в общенациональной системе обеспечения промышленной безопасности до 2025 года. Работа по подготовке Основ будет вестись максимально открыто, и мы будем признательны за любые конструктивные предложения по данному вопросу.

Стремясь эффективно использовать возложенные на Службу функции Ростехнадзор ведет постоянный мониторинг правоприменительной практики действующего законодательства. С учетом результатов этого мониторинга мы готовим предложения по уточнению отдельных инструментов государственного регулирования в установленной сфере деятельности. Так, Ростехнадзор подготовил предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» по вопросу осуществления государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения. Подготовлены изменения в «Градостроительный кодекс» и «Кодекс об административных правонарушениях» по вопросу совершенствования законодательной базы в сфере саморегулирования  и усиления ответственности строительных саморегулируемых организаций за выполнение возложенных на них задач. В Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» по вопросу дифференциации режима государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений. Это то, что уже было сделано – тот режим, который два года работает в области промышленной безопасности, когда у нас все объекты – опасные производственные объекты – были разделены на четыре класса опасности, и от этого зависит интенсивность контрольно-надзорных функций и, собственно говоря, степень ответственности эксплуатантов этих объектов. Соответствующие законопроекты уже одобрены Государственной Думой в первом чтении. В настоящее время ведется их доработка для рассмотрения в решающем втором чтении.

В результате активизации контрольно-надзорных функций Ростехнадзора и с учетом принятых технических регламентов определенный законодательный пробел возник в регулировании безопасной эксплуатации лифтов.

Это вообще сейчас у всех на слуху. Это произошло в 2013 году, когда лифты были исключены из категории «опасные производственные объекты». Действующий технический регламент Таможенного Союза предусматривает решение ряда вопросов национального законодательства. А его, этого законодательства, уже нет. В целях урегулирования этой проблемы Ростехнадзор подготовил и представил в Правительство законопроект, предоставляющий Правительству соответствующие полномочия. То, что касается лифтов – это тема сейчас достаточно горячая, имеющая важное социальное значение. У наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу, не исключая Беларусь и Казахстан, продолжают действовать  те нормы, которые позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию. У нас, к сожалению, этот пробел возник, и сейчас нами подготовлены предложения для того, чтобы этот пробел устранить.

Вопросом, который, по нашему мнению, требует законодательного урегулирования, является организация контроля за соблюдением требований по обязательному страхованию владельцами опасных объектов, на которые мы теперь не выходим с плановыми проверками. Вы знаете, что на опасные производственные объекты 4-го класса опасности с плановыми проверками Ростехнадзор не приходит. И единственный механизм, который – должен, по крайней мере, – гарантировать безопасность – это обязательное страхование ответственности перед третьими лицами. Такой законопроект нами тоже разработан. Законопроект заключается в том, чтобы автоматически фиксировалось наличие либо отсутствие договора страхования. Ну, и с соответствующими санкциями в отношении тех, кто этого договора не имеет.

Еще один важный инструмент государственного регулирования безопасности – аттестация и проверка знаний работников по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений. Данный вопрос в должной мере законодательно не урегулирован. Поэтому Службой разработан законопроект, ориентированный на осуществление аттестации и проверки знаний руководителей, специалистов и работников. Законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Тоже хотелось бы отметить, что это непростой законопроект. Если у нас в области гидротехнических сооружений и промышленной безопасности в целом проводится аттестация, то большие вопросы есть в области энергобезопасности. И не потому, что что-то сложно с точки зрения физики процесса. А потому что очень большая нормативная база наработана в самом Министерстве энергетики. И сложно будет увязать те изменения, которые необходимо будет в ней произвести, с законопроектом, который представлен нами в Правительство Российской Федерации. Здесь у нас есть полное взаимопонимание с Министерством энергетики. Сама сложность задачи не позволяет достаточно быстро подойти к этому вопросу.

Кроме того, в связи с увеличением количества аварий, связанных с эксплуатацией грузоподъемных механизмов, в 2016 году Ростехнадзором будет подготовлен законопроект, направленный на установление особенностей регулирования промышленной безопасности для грузоподъемных механизмов, для оборудования, работающего под давлением.

Параллельно с подготовкой прохождения законопроектов Ростехнадзор готовит ряд правительственных мер для реализации принимаемых актов.

Их достаточно большое количество.

2016 год предусматривает утверждение семи новых федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. А также внесение изменений в девять действующих федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Также планируется утвердить семь новых федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвердить методику разработки нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты.

В планах нормотворческой деятельности на 2016 год предусмотрена в том числе разработка требований к регистрации опасных производственных объектов. Тоже работа не простая, потому что очень тяжело однозначно классифицировать опасные производственные объекты в связи с тем, что наука и техника на месте не стоят, появляются какие-то новые объекты, которые трудно отнести к определенному классу. А это необходимо для того, чтобы можно было однозначно зарегистрировать объект.

Предусмотрено принятие двух нормативных документов Службы по вопросам, связанным с расследованием аварийных ситуаций при теплоснабжении. Внесение изменений в порядок согласования Ростехнадзором границ охранной зоны объектов электросетевого хозяйства. Принятие трех нормативных документов по вопросам ведения российского регистра гидротехнических сооружений и требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Принятие двух нормативных документов по вопросам рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ, а также подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отбоя. Утверждение порядка образования и работы комиссии Ростехнадзора по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, строительстве, реконструкции поднадзорных Службе объектов.

Ростехнадзор проводит мероприятия по важнейшему для нас направлению – это создание систем дистанционного мониторинга технологических процессов на опасных производственных объектах с применением современных средств телеметрии и информационно-телекоммуникационных технологий. Мы хотим увязать информационные технологии, созданные в эксплуатирующих организациях, с нашими информационными ресурсами. На этой базе мы сможем не только качественно прогнозировать возникновение аварий, но и давать рекомендации эксплуатирующим организациям, а также распределять наши проверки по объектам с учетом изменяющихся рисков эксплуатации. В качестве пилотного проекта Служба реализует проект по организации дистанционного мониторинга на объектах нефтегазового комплекса.

Ростехнадзор продолжит разработку руководства по безопасности, документов, содержащих рекомендации по выполнению обязательных требований и методики оценки анализа рисков.

В заключение я хотел бы сказать, что то, что мы делаем, имеет практическое значение. Что кроется за всей этой работой, которая была проведена в предыдущие три года? Скажем так – количество плановых проверок практически на 70% уменьшено, а если с учетом внеплановых проверок – а о них всегда говорят, что их достаточно много – практически на треть сокращено общее количество проверок. При этом тенденция на снижение аварийности и уменьшение несчастных случаев со смертельным исходом – она явна, очевидна, хотя, естественно, это требует определенного анализа. Связано ли это с тем, что хорошо работает система, либо связано с тем, что может быть где-то уменьшается объем выпуска промышленной продукции с учетом непростой обстановки. Но, тем не менее, это требует анализа еще и с другой стороны почему – потому что на объектах 1-го и 2-го классов опасности обязаны действовать системы управления промышленной безопасностью, которые должны организовать сами организации, эксплуатирующие эти объекты. Наша практика работы показывает, что когда к ним приходит проверка из местных контролеров, то она выявляет два-три недостатка, а потом приходят наши инспекторы и находят сто-двести и т. д. Здесь тоже есть такой вопрос, который опять же нас подталкивает к внедрению системы именно динамического подхода к формированию системы дистанционного мониторинга. В этом смысле мы рассчитываем на активное участие научного и экспертного сообщества в выработке дополнительных предложений по совершенствованию государственного регулирования безопасности промышленных и энергетических объектов.

Из доклада Александра Рыбаса «Об основных направлениях совершенствования нормативно-правового регулирования» на конференции «Комплексная безопасность в промышленности, энергетике и строительстве» в рамках «ТБ Форума-2016».

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 1.3794 s
queries: 219 (0.4069 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.