Wisenet X

/ / Перезагрузка. Транспорту обещают тотальную безопасность

Перезагрузка. Транспорту обещают тотальную безопасность

10 апреля 2014, 17:20

2014-04-10 17:20:00

В январе 2014 года, вернувшись после каникул, депутаты Госдумы приняли сразу во втором и третьем чтениях поправки к закону № 16­ФЗ «О транспортной безопасности». Документ долго проходил отладку у законодателей — немало заинтересованных структур и ведомств хотели выступить его соавторами. 

У многих, надо сказать, это получилось. Теперь, когда обновленный закон одобрен уже и Советом Федерации, в России начинает действовать принципиально иная «дорожная карта» транспортной безопасности. На ней появятся новые ключевые игроки, новые точки входа для поставщиков оборудования, новые маршруты движения бюджетных средств, выделяемых на транспортную сферу. Изменения коснутся всех — от субъектов транспортной инфраструктуры до рядовых пассажиров. Так, производителей и поставщиков решений ждет отдельный сюрприз — обязательная сертификация оборудования, применяемого для построения систем безопасности на транспорте.

Текст: Дмитрий Воронин

Вылезай, приехали

Главным нововведением, за принятие которого ратовало большинство представителей Минтранса и силовых ведомств, является обязательный досмотр пассажиров. Новая редакция закона № 16-ФЗ определяет такие проверки как «мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа и личных вещей». Цель досмотра — поиск оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов, запрещенных к провозу. Лица, отказавшиеся от досмотра, к поездкам не допускаются, перевозчик вправе расторгнуть соглашение о перевозке в одностороннем порядке. То есть — аннулировать билет. 

Отдельно в законе оговорено выявление лиц, «не имеющих правовых оснований» для проезда. Для этого при бронировании проездных документов (билетов) персональные данные пассажиров подлежат передаче в автоматизированные централизованные базы. В сопроводительной записке к закону не уточняется, существует ли такая база сейчас или только должна появиться. Во всех случаях эта норма открывает серьезные перспективы перед разработчиками программного обеспечения — следует ожидать заказов на разработку и поддержку будущей информационной системы.

Всеобщая сертификация

При проведении досмотра, согласно новому закону, могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства для обнаружения оружия, взрывчатых веществ. Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации) теперь подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств и порядок их сертификации будут определяться Правительством Российской Федерации по представлению ФСБ и МВД. Однако уже сейчас ясно, что для поставщиков технических средств безопасности (ТСБ) в транспортной сфере начинается новая эпоха. Аналогично рынку охранно-пожарных систем претендовать на контракты по оснащению транспортных объектов системами досмотра, видеонаблюдения, контроля доступа и пр. сможет ограниченный круг компаний. Доминирующую роль при отсеве и лоббировании конкретных моделей будут играть регуляторы рынка в лице силовиков и проектные организации. 

Человек с ружьем 

Новое имя в списке главных действующих лиц в транспортной безопасности — подразделения транспортной безопасности. Они будут формироваться из числа подразделений ведомственной охраны. К ним перейдут полномочия по проведению обязательных досмотров. 

Для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства закон дает таким подразделениям право на хранение, ношение и применение служебного оружия и специальных технических средств. Другими словами, подразделения транспортной безопасности будут самостоятельно осуществлять закупку оружия, спецсредств и экипировки, распределяя бюджетные средства на эти цели. 

Логично предположить заметную роль создаваемых подразделений — непосредственно подчиненных Управлению ведомственной охраны на транспорте — в лоббировании интересов производителей и поставщиков ТСБ. По крайней мере на те виды средств, которые будут непосредственно задействованы ими для досмотра пассажиров.

Для сравнения: по новому закону сотрудники вневедомственной охраны и транспортной полиции лишь «участвуют в досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности либо осуществляют такой досмотр самостоятельно в случаях, предусмотренных федеральными законами». То есть, по сути, транспортные подразделения МВД не получили доступа к формированию материально-технической базы по обеспечению безопасности на транспорте.

Чужие здесь не ходят 

Впрочем, конечными заказчиками услуг по безопасности на транспортных объектах, а также и самих систем СБ, согласно обновленному закону, выступят субъекты транспортной инфраструктуры. Таким субъектом может быть «юридическое или физическое лицо, являющееся одновременно собственником объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, использующее их на ином законном основании». Собственники объектов и транспортных средств будут формировать так называемые силы транспортной безопасности — внутренние отделы из подготовленных и аттестованных специалистов по безопасности, и уже те станут привлекать на контракты подразделения транспортной безопасности для защиты объектов. Правда, и тут выбор предопределен. Подразделения транспортной безопасности подлежат обязательной аккредитации в федеральных агентствах, подведомственных Минтрансу России. По сути, это означает преимущество ведомственной охраны, у которой все необходимые подтверждения компетенций уже есть. А распространенные сегодня ЧОПы следом за транспортной полицией утратят право решающего голоса в обеспечении безопасности на транспорте. 

Каждому объекту —  по зоне безопасности 

Одновременно с ограничением круга структур, допущенных к обеспечению безопасности на транспорте, новый закон существенно расширяет их поле деятельности. Так, к объектам транспортной инфраструктуры теперь причислены «железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские и речные порты, объекты инфраструктуры морского порта, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, вертодромы, посадочные площадки, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование».

Ноу-хау, внесенное в новую редакцию закона, — черта безопасности, так называемые зоны транспортной безопасности. Именно вокруг их создания и оснащения ожидается наиболее острая борьба поставщиков и производителей ТСБ в сфере транспорта. Закон определяет такие зоны так: «часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, в которой в соответствии с требованиями транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, а также перемещения животных». На границах зон в ходе обязательного досмотра должна определяться пригодность пассажира для дальнейшего следования по маршруту. Очевидно, что технические требования к оборудованию таких зон будут предметом особого интереса для игроков рынка систем безопасности. Однако правила игры здесь будут определены не ранее чем через полгода после вступления новой редакции закона в силу (см. справку). Сейчас известно лишь, что за основу будут взяты Требования по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств различных видов транспорта, изданные Минтрансом России.

Тематика: Тема номера

Номер журнала: 4

Комментарии (0)

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Загрузить на Google Play

    Загрузить на App Store

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.