Тендерная система в Казахстане

2013-11-12 17:44:00

Электронные торги, как общеприменимая практика, актуальны не только в России. Тендерная система в Казахстане существует с 2002 года и охватывает основные направления, связанные с участием государства: бюджетную сферу и национальные компании. Оба направления переведены на электронную форму торгов. С августа 2013 года к ним присоединится еще одна категория компаний — недропользователи. Для поставщиков из России такое расширение сфер развивает возможности участия, благо законодательных ограничений для такого сотрудничества не существует.

Текст: Олег Дивов

Первые шаги

Существующая структура тендерной системы Республики Казахстан начала складываться с осени 2002 года, точкой отсчета можно считать ряд принятых нормативных актов (рис. 1). В них даны соответствующие определения и подробно расписывается порядок предоставления письменных заявок, проведение конкурсов и аукционов, оформление итогов. Был определен перечень товаров и услуг, которые должны приобретаться государством на конкурсной основе, также оговорены исключения, в каких случаях могут использоваться другие формы закупок. Важный момент: на том этапе законы не предусматривали применения каких-либо электронных коммуникаций и ресурсов.

Рисунок 1. Этапы развития тендерной системы

Само по себе введение обязательной тендерной системы для госзакупок в Казахстане было шагом вперед: она поставила первый серьезный антикоррупционный барьер и позволила эффективнее расходовать бюджетные средства. Тем не менее вскоре выяснилась ее явная недостаточность. Работа с документацией на бумажных носителях велась медленно, с ошибками и нарушениями. Главным недостатком был сложный доступ к тендерной информации и, как следствие, низкая конкуренция и частые злоупотребления. Кроме того, «бумажные» котировки существенно ограничивали возможности участия в тендерах внешних поставщиков.

Переход к электронной системе закупок

В 2007 году государство делает решительный шаг и переходит на новый принцип формирования рынка государственных закупок.

В 2007 году принимается Закон «О государственных закупках», вводящий основные положения электронных торгов. В этом же году постановлением Правительства №1301 утверждаются «правила осуществления государственных закупок». В них впервые предусматривается возможность электронных конкурсов. Дальнейшие этапы можно проследить по рис. 1.

Рисунок 2. Динамика закупок

Таблица 1. Структура регулируемых закупок в РК

Сегодня все госструктуры за исключением некоторых, оговоренных в законе случаев приобретают продукцию и услуги посредством нескольких видов электронных торгов:

  • проведение конкурса;
  • проведение аукциона;
  • запрос ценовых предложений;
  • привлечение генерального поставщика — для силовых ведомств и специального перечня продукции.

Таким образом, за пять лет была полностью сформирована современная электронная система государственных закупок. В ней есть единый оператор, центральный веб-портал https://goszakup.gov.kz, с электронным документооборотом, автоматизированной регистрацией и публикацией заявок. Во многом этот сайт схож с российским ресурсом http://zakupki.gov.ru, российским поставщикам сориентироваться на нем не составит труда. Более того, согласно планам развития Таможенного союза, системы электронных государственных закупок обоих государств должны стать одинаковыми.

Общая структура тендерной системы в Казахстане

Приобретение товарно-материальных ценностей и услуг на конкурсной основе обязательно в Казахстане не только для государственных учреждений и предприятий. Закон о недрах и недропользовании обязывает любые компании, входящие в список недропользователей (утверждается Правительством РК), проводить закупки на конкурсной основе. Порядок регламентируется законами и постановлениями Правительства РК, указанными в таблице 1.

Списком недропользователей заканчивается область, где правила конкурсного приобретения устанавливаются государством, но остаются еще две обширные группы, также использующие тендерные закупки, но уже по своим, корпоративным правилам. Опыт государства продемонстрировал эффективность электронной системы закупок с единым веб-порталом и инициировал внедрение аналогичных механизмов крупными бизнес-структурами Казахстана. Так, единая система электронных закупок уже действует в гигантском конгломерате национальных компаний «ФНБ Самрук-Казына» (http://sk.kz/). К национальным компаниям относятся те, в которых существует доля государства. В отличие от государственного сектора такие компании вправе самостоятельно определять хозяйственную политику и устанавливать собственные правила электронных торгов. Отстают в этом отношении естественные монополии, демонстрируя неполную лояльность к прозрачным схемам снабжения. Доля проведения электронных торгов для таких структур минимальна.

Соотношение между основными тендерными площадками Казахстана и динамика развития электронных торгов за последние три года представлены на рис. 2. Объемы закупок показаны в триллионах тенге (1 трлн тенге — примерно $6,1 млрд). Соотношения подтверждают тенденцию перехода системы закупок на электронный формат. В ближайшем будущем планируется последний серьезный шаг — с августа 2013 года запланирован перевод всех сделок на рынке недропользования на электронные площадки. С этого момента первый этап формирования современной тендерной системы в Казахстане будет практически завершен. 

Тематика: Тема номера

Номер журнала: 2

Комментарии (0)

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Загрузить на Google Play

    Загрузить на App Store

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.