44­-ФЗ — инструкция по применению

2013-11-08 15:35:00

2013-11-08 15:35:00

Опросы, проведенные журналом RUБЕЖ, показали: скептическое отношение к изменениям в тендерном законодательстве во многом связано с недостаточным пониманием их сути. Внести ясность мы попросили экспертов в сфере проведения тендеров. Основные изменения в Законе 44-­ФЗ и их влияние на бизнес комментируют заместитель генерального директора ООО «Тендеры.ру» Василий Ермаков и юрист Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Денис Скрябин.

   

Плюсы и минусы планирования

В.Ермаков: Жесткие требования к планированию — основная проблема нового закона. Заказчики должны разрабатывать план закупок на три года и план-график закупок на текущий год. Но даже на бытовом уровне сложно спрогнозировать, что тебе будет нужно через месяц. Невозможно же заранее посчитать, сколько людей за год заболеет и чем именно. Это как в анекдоте: средняя температура по больнице 36.6 — кто-то в горячке, кто-то в морге. И таких направлений, где спрогнозировать потребности сложно даже приблизительно, очень много.

Д.Скрябин: Планирование — важная антикоррупционная составляющая нового закона. Во-первых, план-график закупок позволит поставщикам своевременно узнать о госзаказах и подготовиться к участию в них. Во-вторых, контролирующие органы и общественность смогут заранее выявить запланированное нецелевое расходование бюджетных средств и пресечь закупку.

Заказчиков и поставщиков уравняли в правах

В.Ермаков: Право одностороннего расторжения контракта, по сути, чуть ли не самая приятная часть контрактной системы. До появления такого права заказчики находились перед выбором: принять некачественную продукцию как якобы качественную, либо по обоюдному согласию расторгнуть контракт с поставщиком, либо надолго остаться без продукции, пока идут судебные разбирательства.

Д.Скрябин: В названии нового закона есть формулировка «о контрактной системе», что подразумевает имущественные отношения, где стороны равны. На мой взгляд, это ожидаемое изменение, позволяющее соблюдать баланс интересов как заказчика, так и поставщика. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик может только с недобросовестным поставщиком, который нарушает и/или не выполняет условия госконтракта. Но это решение отменяется, если нарушение устранили. Более того, обе стороны могут отстаивать свои интересы в суде.

Новые способы отбора поставщиков — полезно, но чревато

В.Ермаков: Новые способы определения поставщика — один из плюсов закона. Основным будет конкурс, а не аукцион. Если на аукционе основным критерием является цена, то на конкурсе оценивают качество продукции, квалификацию поставщика, объем гарантий и т.д. Но, как показывает практика, благодаря критериям качества работ и квалификации поставщиков заказчик получает определенные рычаги для выбора «своего». Однако оценить сейчас, насколько высокой будет коррупционная составляющая при переходе на новую систему, невозможно.

Д.Скрябин: Позиция государственных органов и судов по новым способам отбора поставщиков еще не сформирована. Это значит, что в проблемных ситуациях не так просто будет бороться за свои права и экономические интересы. Более того, часть положений закона, на мой взгляд, содержит неточные формулировки, которые могут по-разному трактоваться как контрольными органами, заказчиками, участниками, так и судами. Все это приведет в первый год действия 44-ФЗ к спорам, которые будут решаться в судах.

ЕИС — дорого, сложно, но очень нужно

В.Ермаков: К созданию единой информационной системы (ЕИС) я отношусь довольно скептически. Во-первых, многие элементы ЕИС и так реализуются на сайте zakupki.gov.ru. Во-вторых, даже этот сайт с ограниченным функционалом постоянно подвисает, а ЕИС существенно превосходит его по объему. В-третьих, в стране есть регионы, где у многих заказчиков вообще нет выхода в интернет. В-четвертых, заявлено, что новый сайт будет работать на основе облачных технологий. Но столь масштабных систем в мире пока нет. В-пятых, на создание ЕИС понадобятся гигантские средства. Но если она будет реализована — это огромный шаг вперед, потому что идеологически ЕИС выстроена очень верно.

Д.Скрябин: Единая информационная система в открытом доступе будет публиковать план по закупкам, обоснование закупок и планируемые расходы на них, информацию об исполнении контрактов, реестр контрактов, библиотеку типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Предполагаю, что в рамках этой площадки любой желающий сможет высказаться по закупкам, эксперты будут давать свои компетентные оценки, а заказчика обяжут учитывать высказанные мнения и предложения. Станет возможна отмена закупок по результатам общественного обсуждения. Как это будет применяться на практике, мы увидим после проведения обязательного общественного обсуждения закупок, но не ранее 1 января 2016 года.

Тематика: Тема номера

Номер журнала: 2

Комментарии (0)

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Загрузить на Google Play

    Загрузить на App Store

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.