«Сибскан» смотрит в суть

2013-04-14 01:32:00

 

Безопасность на транспорте была и остается наиболее актуальной проблемой для России. Власть понимает это, что уже хорошо. В рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте общий объем финансирования на период 2010-2013 годы составил 46,7 млрд. рублей. Но дело, конечно, не только в суммах. Эффективность бюджетных расходов на этот аспект безопасности, в конце концов, будет зависеть непосредственно от реализованных технических решений. Одной из перспективных разработок в этом направлении журнал «RUБЕЖ» считает отечественную систему рентгенографического контроля «Сибскан».

  

Текст: Мария Гарифуллина

 

Система «Сибскан» была разработана в новосибирском институте ядерной физики СО РАН.  Там в свое время  успешно работали  над созданием медицинских рентгенографических установок, которые уже много лет  используют в сотнях клиник. Основное преимущество «Сибскана» перед аналогами в том, что доза облучения минимальна.  В 2000 году с подачи японских партнеров, авторы поняли, что этот опыт надо предложить службам безопасности.  В начале «нулевых» это было более чем актуально и остается актуальным до сих пор.

Профессор Семен Бару, руководитель проекта «Сибскан», рассказывает, что от самой идеи просвечивания в целях безопасности до ее первого экспериментального воплощения прошло два года. Фактически у новосибирских физиков уже почти все было, чтобы сделать Сибскан. В 2004 году  был готов первый образец. В 2005 "Сибскан". продемонстрировали  руководителям спецслужб на совещании  органов безопасности и правопорядка государств СНГ, "восьмерки", НАТО, ЕС, АСЕАН и ШОС.  Тогда несколько десятков экспертов по вопросам безопасности получили свои "рентгеноснимки из Сибскана" - на память.

Принципиально "Сибскан" с тех пор не менялся, только доза облучения стала еще меньше. «Это с виду два шкафа. В одном излучатель, в другом детектор. Человеку надо между ними надо постоять секунд 5. И все, он свободен. Его уже просканировали. Мы используем принцип сканирования плоским веерообразным лучом. Это безопасно, доза облучения минимальна. Я всегда для скептиков привожу такое сравнение – доза, которую они получают в «Сибскане»   сопоставима с той, что они получают за 5 минут полета в самолете. Другие его преимущества: для пассажира все очень быстро, удобно, и нет унизительного ощупывания,  а тому, кто отвечает за досмотр,  все видно. Нельзя ничего пронести ни под одеждой, ни внутри тела. Оружие, взрывчатка, наркотики, – оператор все видит», - говорит Семен Бару.

В Новосибирском аэропорту Толмачево первая такая установка начала работать в 2006 году. Ее поставили в зале вылетов внутренних авиалиний. Пассажиры не сразу приняли нововведение, многие предпочитали обычную процедуру досмотра. Но довольно быстро люди привыкли и  поняли, в чем преимущества. Когда не нужно снимать верхнюю одежду, вытаскивать ремни, разуваться, вынимать все из карманов, – это делает обязательную процедуру досмотра более комфортной. Сейчас примерно треть пассажиров вылетающих из Новосибирска (по данным ОАО «Аэропорт Толмачево» это порядка трех тысяч человек в день) проходят досмотр с помощью «Сибскана». Постепенно доля увеличивается.

На сегодняшний день в Толмачево работают три таких установки: одна в международном терминале, две в терминале внутренних авиалиний. Цена каждого порядка 5 миллионов рублей. Последний «Сибскан» ОАО «Аэропорт Толмачево» приобрел в сентябре 2012 года. Руководители ОАО «Аэропорт Толмачево» объясняют, что решение о приобретении нового оборудования было принято с учётом динамики роста пассажиропотока: свыше 22% в 2011 году и 18% в 2012 году. В компании полагают, что покупка установок экспресс - досмотра пассажиров это эффективное вложение средств, потому что безопасность дорогого стоит.

«Наше авиапредприятие реализует комплексный подход к обеспечению безопасности. Современное оборудование и компетентный персонал - важные составляющие этой системы. Высокий уровень квалификации специалистов службы авиационной безопасности Толмачёво недавно подтвержден Федеральным агентством воздушного транспорта. По итогам инспекторской проверки Росавиация продлила до 2015 года действие сертификата соответствия, дающего службе право осуществлять деятельность по обеспечению авиабезопасности», - говорит генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Евгений Янкилевич.

Обслуживанием установок «Сибскан» в Толмачево занимаются  инженеры аэропорта, при необходимости привлекаются специалисты института ядерной физики. «Правда, надо сказать, что такая помощь нужна крайне редко, - говорит директор по безопасности и режиму Вадим Калмыков, - за все время, пока у нас работает эта техника, было буквально 2-3 поломки, причем незначительные. Мы считаем их очень надежными. Готовить на них пользователей тоже несложно».

Разработчики «Сибскана», получая подобные отзывы, все больше утверждаются в мысли, что при таких характеристиках их установка должна получить более широкое распространение. Привычные рамки, металлоискатели, пристальный взгляд специально обученного психолога, - эти методы по-прежнему работают и на своем уровне хороши, но требуются и новые технологии.

В силу разных причин, чаще всего административного, даже бюрократического плана, внедрение отечественной системы идет не быстро. На фоне закупок иностранного оборудования Семен Бару хоть и переживает за будущее своей установки, но все же считает, что даже в  условиях не всегда честного рынка, у нее хорошие перспективы: «Мы сохраняем свои конкурентные преимущества». Например, по сравнению с системой аналогичного назначения CONPASS белорусского производства, «Сибскан» имеет в 2 раза меньшее время сканирования и более удобен для обследуемых. Американская система SECURE-1000 работает по принципу «ощупывания» рентгеновским лучом внешней поверхности обследуемого и регистрации рассеянного излучения. При ее при ее применении нужно снимать верхнюю одежду и обувь и все равно ничего не видно в естественных полостях тела. Система SCANNEX, созданная в ЮАР специалистами компании «Де Бирс», более совершенна и предназначена для поиска алмазов, похищенных сотрудниками алмазодобывающих предприятий компании, но имеет время обследования около 10 секунд и доза облучения там в 10 раз больше, чем у «Сибскана».

Преимуществам российской системы уже отдали должное иностранные компании. Семь лет назад Китай купил новосибирскую технологию системы рентгенографического контроля, и сегодня уже производит эти установки и применяет их в аэропортах и на таможнях. Очень хочется верить, что Россия не упустит своего шанса по обеспечению безопасности в аэропортах с помощью оригинальной, собственной системы, лишенной азиатского акцента.

Тематика: RUБЕЖ-бонус

Номер журнала: 1

Комментарии (0)

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.